Швартовка к сваям
Иногда приходится швартовать катер или яхту бортом к высокому пирсу или к нескольким сваям. В этих случаях обычно кранцы не могут защитить борт от трения и ударов о сваи.
Спасти положение помогают достаточно прочные доски, которые свешивают за борт, а затем между ними и бортом подкладывают кранцы, как показано на рисунке.
Электронасос на катере
Если на катере или яхте есть источник электроэнергии напряжением 12 В, то для откачки воды из трюма можно использовать электронасос НЦ-300, выпускаемый для мытья автомобилей.
В том виде, в каком насос выпускается промышленностью и продается в автомагазинах, он недостаточно эффективен: конструкция водозаборника не обеспечивает полного осушения трюма — остается слой воды толщиной около 20 мм. Для устранения этого недостатка несложно сделать специальную насадку — основание из текстолита и прикрепить его к диффузору насоса четырьмя винтами М4X15 с потайной головкой. Чтобы не было подсоса воздуха во время работы насоса, между насадкой и диффузором надо поставить резиновую прокладку толщиной 2 мм.
Для удобства пользования насосом на питающем проводе желательно установить вилку или штепсельный разъем и выключатель (в продажу насос поступает с зажимом типа «крокодил»).
Насос с усовершенствованным водозаборником оставляет в трюме слой воды толщиной не более 3 мм.
Конструкция насоса предусматривает его работу в погруженном в воду состоянии.
Единственным недостатком насоса является большой потребляемый ток, поэтому следует избегать его работы только от аккумуляторов.
На судах длиной более 7 м этот насос будет полезен и при мойке корпуса и палубы.
Приспособление для сращивания тросов
Лондонская фирма «П. Ормистон энд санс», занимающаяся (с 1973 г.) выпуском тросов из нержавеющей стали специально для вооружения яхт, предлагает простое приспособление, при помощи которого любой яхтсмен в считанные минуты может срастить два стальных троса или сделать огон. Состоит оно из разъемной колодки (вероятно, сделанной из легкого сплава), на рабочих гранях которой имеются полуцилиндрические проточки для обжимки медных втулок, надеваемых на трос. Таких проточек пять — для тросов диаметром 1,5; 2,0; 2,5; 3 и 4 мм. Перпендикулярно им через обе части колодки просверлены отверстия и нарезана резьба таким образом, чтобы колодку можно было стягивать усилием пары болтов.
Втулка, надетая на место соединения, заводится в проточки соответствующего диаметра между раздвинутыми частями колодки. Винты заворачивают до полного стягивания колодки. Запрессованная втулка приобретает аккуратный вид цилиндра с от-бортовкой в месте зенковки на проточках.
Прочность соединения равна 90% разрывной нагрузки троса. Приспособление широко рекламируется в качестве бортового инструмента дли крейсерской яхты.
Скоба вместо узла
Зажим, который несложно выполнить из пластинки нержавеющей стали или латуни толщиной 2 мм, позволяет обойтись при подвеске кранцев, бухт тросов и в других подобных случаях без завязывания узлов.
Одно из трех отверстий в пластине делается при помощи трехгранного надфиля сужающимся книзу — в сторону натяжения штерта, на котором висит кранец. Благодаря этому штерт «заклинивает» в отверстии и он надежно держит нагрузку.
Кожух мотора на шарнирах
При запуске мотора шнуром вместо стартера неудобно, да и опасно, закрывать работающий двигатель кожухом.
От этого недостатка можно избавиться, скрепив кожух с поддоном на шарнирах. После запуска мотора кожух легко закрывается от легкого толчка рукой. Чтобы кожух не опрокидывался назад, необходимо поставить ограничительный шнур (цепочку) 3, один конец которого нужно закрепить винтом М3—М4 к задней стенке кожуха, второй — за головку болта или под ганку крепежа двигателя. Скобы шарниров 1 можно изготовить из листовой стали толщиной 1,5—2 мм. Осями 2 шарниров могут служить винты М4. К кожуху шарнирные скобы прикрепляются заклепками диаметром 3 мм.