Крепление снастей за нагель
Существует очень хороший способ закрепления снастей. На мелких судах и буерах, особенно когда рулевой управляет в одиночку, этот способ незаменим.
На рисунке показан способ крепления фала. Фал оборачивается вокруг нагеля, петля ходового конца проводится под фал и прижимается им. Таким же образом можно крепить гика-шкот за нагель, укрепленный в банке. Чтобы срочно потравить гика-шкот, достаточно дернуть за его ходовой конец.
Этот способ крепления шкотов широко применялся рыбаками.
Фонарь кругового обзора
Широко распространенный ручной рефлекторный электрофонарик с круглыми батареями легко приспособить под фонарь кругового обзора, который является обязательной принадлежностью любой лодки. Для этого необходимо изготовить переходной патрон на две лампочки и защитный колпачок, конструкция которых изображена на приводимых эскизах. Для закрепления лампочек в детали 1 патрона сверлятся отверстия 0 9 мм и метчиком М10 нарезается резьба. В такую нарезку неполного профиля легко ввертываются и надежно в ней удерживаются лампочки от карманного фонаря.
Детали колпачка изготавливаются из листового оргстекла толщиной 1—2 мм, склеиваются они дихлорэтаном. Обечайку можно согнуть на металлической оправке подходящего диаметра, нагретой до температуры порядка 150 °С, или выточить колпачок из цельного куска.
Сам фонарик никаким переделкам не подвергается, лишь вместо «штатной» лампочки в него ввертывается переходной патрон, а вместо защитного стекла рефлектора ставится защитный колпачок.
При использовании фонаря в дождь, при забрызгивании и т. д. его рекомендуется поместить в прозрачный чехол из полиэтиленовой пленки, открытый конец которого герметизируется при помощи резинового кольца. В такой «упаковке» фонарем можно пользоваться и для освещения под водой; внутри чехла образуется воздушная подушка и, упав в воду, фонарь плавает почти в вертикальном положении как светящийся буек.
Так как для увеличения силы света используются сразу две лампочки (хотя, конечно, можно использовать и только одну), то расход энергии батарей увеличивается, поэтому при выходе в плавание следует не забывать брать с собой, на всякий случай, еще и запасные.
Надувной матрац на «ЛГН-2»
Стандартный надувной матрац, уложенный па днище лодки ЛГН-2, может иметь все положительные свойства надувного днища. Жесткость дннща при этом повышается, оно уже не прогибается, следуя профилю волны; улучшается термоизоляция от воды; попавшая в лодку вода не подмачивает вещи и одежду.
Матрац укладывается в лодку с приспущенными баллонами. Когда давление в них будет доведено до нормального, борта надежно зажмут матрац и он не выпадет даже в случае «оверкиля». Если спинку матраца расположить вертикально, то получится удобное сиденье для гребца. При укладке матраца в носу и корме образуются пиши для хранения предметов снабжения.
Нос лодки закрыт мягким козырьком — декой.
Уже четвертый год я использую лодку с матрацем как самостоятельно, так и в качестве тузика.
Схема аварийного выключения зажигания
Правила соревнований по водно-моторному спорту требуют обязательного наличия аварийного выключения зажигания.
В связи с выпуском моторов «Ветерок-129» с электронной системой зажигания у нас возникла затруднения с подключением такого выключателя. Просим опубликовать схему.
Привожу схему подключения кнопки «стоп» или аварийного выключателя зажигания к электронному магдино МБЭ-1 на «Ветерках-8Э» и «-12Э». Для кнопки «стоп» годится кнопка любого типа, имеющая две группы на замыкание, или тумблер с двумя группами на переключение.
Предохранительные устройства для соединения гребного вала с винтом
Прошу сообщить, какие предохранительные устройства применяются в зарубежных подвесных моторах для соединения гребного вала с винтом.
Применяемые в наших моторах срезаемые штифты в эксплуатации очень неудобны, особенно при плавании по Сев. Двине. Здесь встречается много бревен, поэтому штифты приходится постоянно заменять. В условиях сильного волнения их замена затруднительна и небезопасна.
Прошу также поместить в сборнике несколько конструкций фрикционных муфт для самостоятельного изготовления, которые можно было бы использовать в качестве предохранительного устройства на подвесных моторах.
В известных нам конструкциях зарубежных лодочных моторов в качестве предохранительного устройства применяется срезаемый штифт гребного винта.
Использовать разобщительную муфту гребного винта, например фрикционную, в данном случае невозможно. Трудно обеспечить герметичность и надежность конструкции муфты при условии сохранения габаритов ступицы, которые существенно влияют па увеличение потери полезной мощности мотора.
Если нет топенанта
В последнее время довольно часто яхты не снабжаются такой снастью бегучего такелажа, как топенант гика. Если на судне имеется ахтерштаг, функции топенанта с успехом может выполнять стропка из стального или капронового тросика 2, заплетенная вокруг ахтерштага. На свободном конце стропки имеется карабин 3, который при уборке паруса или использовании патент-рифа закладывается за обушок на ноке гика 4. Соскальзыванию огона стропки вниз по ахтерштагу препятствует стопор 1, который может быть сделан в виде утолщенной марки из толстого шнура или из медной трубки, обжатой вокруг троса.
Описанное приспособление позволяет обойтись и без такого неудобного в хранении приспособления, как сектор под гик.
Стол в кокпите
В хорошую погоду да еще на стоянке местом сбора экипажа яхты обычно становится кокпит.
Простой по конструкции столик, подвешиваемый на двух сезнях к гику, может быть использован в качестве обеденного, игрального и даже штурманского стола. Размеры столика и высоту его над банками кокпита несложно определить для каждой конкретной яхты.