В соответствии с местными Правилами пользования маломерными судами каждому регистрируемому маломерному самоходному судну в зависимости от его размеров и конструкции присваивается соответствующий класс (первый, второй или третий) и устанавливается определенный район плавания. Так, при минимальной высоте надводного борта (измеренной на стоянке) 250 мм судну будет присвоен первый класс и будет разрешен выход в плавание с удалением от берега до 1 км при высоте волны не более 0,5 м (до 1 балла). При регистрации выписывается судовой билет и выдается техталон, в котором перечислено все то обязательное техническое снабжение, без которого именно этому конкретному судну покидать стоянку запрещено.
К сожалению, единых общесоюзных требований, регламентирующих полную комплектацию прогулочных судов в зависимости от их класса, пока еще нет, требования же местных НТИ во многом отличаются. Поэтому начинающему капитану первым делом надо ознакомиться со всеми действующими в данном районе документами НТИ и уже на их основе комплектовать необходимое снабжение. Некоторые из новичков ошибочно полагают, что для регистрации судна и выхода «в море» достаточно иметь на борту тот комплект, с которым судно продается в магазине. Это совсем не так.
Действующий ГОСТ 19105—73 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования» регламентирует минимальный объем оборудования, устройств и обязательного снабжения, с которым прогулочные суда должны поставляться предприятиями-изготовителями в торговую сеть. Как правило, это те важнейшие дельные вещи и предметы снабжения, которые непосредственно связаны с конструкцией данного судна. Вот например, буксирный обушок, ручки-рымы, швартовные утки, блоки (ящики) плавучести, уключины с веслами. Где гарантия, что будущий капитан сможет купить в магазине эти предметы, точно соответствующие особенностям именно данной лодки! Где гарантия, что он сможет грамотно поставить на лодку дельные вещи и блоки плавучести! Вот почему в соответствии с ГОСТом 19105—73 каждая моторка поступает в магазины не только с уже установленными рымами, утками, блоками плавучести, подуключинами, но и с подходящими для гребли именно на этой лодке веслами, прочным носовым концом и даже черпаком. Если речь идет о сравнительно крупной мореходной мотолодке или катере типа «Амур», то судно комплектуется и положенными по МППСС и Правилам плавания по внутренним судоходным путям сигнально-отличительными огнями.
Есть, однако, и соображения, ограничивающие этот перечень. Стоит ли включать в комплект обязательной поставки, скажем, 5-местного «Нептуна-3» пять спасательных жилетов! А может быть, именно на этой лодке капитан будет плавать в одиночку! А может быть, у него уже есть спасательные жилеты! Зачем же ему оплачивать предметы, которые могут оказаться ненужными! Наконец, имеет значение и то, что каждое изделие, поставляемое в комплекте с судном, обойдется покупателю дороже, чем оно стоит в том же магазине при отдельной продаже.
Какое же дополнительное снабжение можно приобрести в наших магазинах!
Необходимость управления мотолодкой не за штатный румпель мотора, а при помощи штурвала диктуется соображениями безопасности. Ведь при управлении за румпель водитель быстрее устает, с кормы обзор хуже, чем с носового сиденья. В настоящее время большая часть мотолодок поступает в продажу уже со штатным рулевым управлением, однако для комплектования ранее купленных лодок, а также судов самостоятельной постройки такие системы поступают в продажу и отдельно.
Управление рулевое дистанционное
(ТУ 5.16-353—77, розничная цена 30 руб.). Предназначено для управления подвесным мотором (моторами) с места водителя при удалении его от мотора не более чем на 3,7 м. Система состоит из штурвальной колонки, рулевого колеса, системы стальных тросов, роликов и демпферов, комплекта присоединительных деталей и устройства аварийной остановки двигателя. Штурвальная колонка может устанавливаться как на вертикальный, так и на наклонный пульт.
Перед установкой на судно надо осмотреть все детали, смазать трущиеся поверхности оси рулевого колеса и осей роликов. Несмотря на то, что все металлические детали имеют антикоррозионное покрытие и работают в паре с пластмассовыми деталями, их также рекомендуется смазать. Объясняется это тем, что в процессе эксплуатации антикоррозионное покрытие в местах трения частично разрушается и детали (особенно при хранении зимой) начинают покрываться ржавчиной. Особое внимание надо обратить на зажимы тросов; они изготовлены из пресспорошка и имеют большое количество лор. Зажимы следует положить на некоторое время в масло, чтобы все поры заполнились и затем не вбирали влагу.
В процессе эксплуатации (особенно — на судах с двухмоторной установкой] следует периодически следить за «восьмерками» самоориентирующихся роликов. Во время испытаний судов с двумя «Вихрями-30» были отмечены случаи их разгибания.
Дистанционное управление моторами — МДУ
(ТУ 5.16-381—76, розничная цена 30 руб.). Предназначено для управления реверсом и дроссельной заслонкой (но не поворотом) серийно выпускаемых моторов «Вихрь», «Вихрь-Мн, «Вихрь-30», «Нептун-23» с места водителя при удалении пульта управления от транца до 3 м. В комплект поставки входят: коробка дистанционного управления, детали крепежа, гибкие приводы и детали их подсоединения к моторам.
Перед установкой МДУ на судно рекомендуется гибкие приводы распрямить. Для этого их необходимо в натянутом состоянии некоторое время подержать на солнце или хотя бы на теплой трубе водяного отопления.
Затем гибкие приводы необходимо промыть автолом или маслом АС-8. Для этого можно использовать молочную бутылку с широким горлышком. В пробке из пенопласта или резины сверлится отверстие для пропуска внутрь с минимально возможным зазором пластмассового наконечника гибкого привода. В бутылку запивается масло, она закрывается пробкой с наконечником и подвешивается вниз горлышком: масло протекает насквозь по гибкому приводу.
Перед эксплуатацией рекомендуется хорошенько смазать консистентной смазкой все детали внутри коробки управления. При монтаже необходимо учесть, что чем больше радиусы изгиба гибких приводов, тем более плавно и легко переключаются реверс и газ.
К недостаткам МДУ (в отличие от ранее выпускавшегося ДУ типа «Москва») следует отнести невозможность спаривать коробки управления. Кроме того наблюдаются повышенный люфт сердечника в гибких приводах, который является следствием увеличения их внутреннего диаметра, а также деформация и малая надежность пластмассовых наконечников; как показала практика, наконечники из металла значительно надежнее.
Правила плавания по внутренним судоходным путям требуют при встрече любых двух судов обмена сигналами для указания стороны расхождения. Обычно отмашка подается белым флагом, который включен в комплект поставки ряда лодок, но это далеко не всегда удобно, особенно — когда на лодке поставлен тент.
Импульсная отмашка для прогулочных судов ИСО «Сигнал-2»
(ТУ 107—76ВШ2.425.002 ТУ, цена 32 руб.). Предназначена для подачи зрительных сигналов при расхождении как в ночное, так и в дневное время. Основной источник питания отмашки — магдино подвесного лодочного мотора напряжением 12 В или аккумуляторная батарея напряжением 6—12 В (предусмотрено питание от четырех батарей типа 3336 или шести элементов типа 373).
В комплект входят: блок преобразователя с кабелем управления, два светосигнальных прибора с углом видимости по дуге горизонта 112,5° и контейнер для элементов питания. Дальность видимости в солнечную погоду 0,5 км. Масса комплекта 2,5 кг.
Отмашка поставляется в двух вариантах исполнения; с установкой светоарматуры на палубе лодки или на ветровом стекле.
Капитаны прогулочных судов знают, как неуверенно чувствуешь себя за рулем, если неизвестно, какие обороты развивает двигатель. Контроль за частотой вращения коленчатого вала особенно необходим, когда вы пользуетесь «грузовым» винтом. При ощутимом облегчении лодки двигатель с таким винтом неизбежно будет «перекручивать» положенные обороты — превышать номинальную частоту вращения, что может повлечь поломку двигателя. Кроме того, имеющиеся в некоторых районах ограничения скорости плавания заставляют оборудовать лодку приборами для контроля скорости.
Прибор «ТС»
Взять на себя функции контроля за частотой вращения двигателя и скоростью хода судна может поступающий в продажу прибор «ТС»: тахометр и спидометр («ТС») для мотолодок (ТУ 107—76 ЯБ 2.788.001 ТУ, цена прибора 28 руб.). Прибор «ТС» дает текущую информацию о скорости движения мотолодки в пределах от 20 до 67,5 км/ч и частоте вращения коленчатого вала в диапазоне 500—6000 об/мин. Размеры приборного щитка с двумя циферблатами — 90X220X77 мм. Масса без упаковки 2 кг.
При двухмоторной установке «ТС» рекомендуется подключать через дополнительный двойной тумблер; таким образом одним прибором можно будет контролировать работу обоих двигателей поочередно.
Черпак
На любой лодке необходимо иметь черпак для удаления воды. Все суда, продаваемые в магазинах, комплектуются черпаками, но для замены утерянных и для снабжения самодельных судов определенное количество черпаков поступает в торговую сеть отдельно. Промышленность выпускает два типа черпаков. Пластмассовый — из стабилизированного пропилена — «Селигер» (ТУ 5.16-298—73, цена 80 коп.) удобен тем, что плавает в воде; его емкость 1 л. Черпак металлический сварной (ТУ 23.4.748—75, цена 1 руб. 16 коп.) изготовляется из листовой оцинкованной стали.
Якоря
Необходимым предметом снабжения любого судна является якорь, обеспечивающий надежное удержание судна на месте. Выпускаются якоря нескольких типов.
Якорь чугунный (ТУ-200-РСФСР-1/3-07—75, цена 4 руб. 40 коп.) предназначен для прогулочных судов водоизмещением до 500 кг. В рабочем положении лапы якоря, шарнирно соединенные с веретеном, откидываются на 60°. Масса его 5 кг; габариты 398X215X100 мм.
Якорь типа Холла (ОСТ 5.2095—74, цена 5 руб. 86 коп.) изготовляется из стали. Его масса 7 кг, габариты 516X270 мм.
Стальной самоосвобождающийся складной якорь со штоком и поворотными лапами (ТУ 212 БССР-7—78, цена 3 руб. 80 коп.) отличается повышенной держащей силой — около 35 кгс. Веретено со штоком и две папы шарнирно соединены болтом. Масса его всего 1,15 кг, габариты 270X200X280 мм.
Стальные якоря (ОСТ 5.2095—74) типа I выпускаются двух размеров — с массой 2,5 и 5 кг и габаритами 370X200 и 420X225 мм соответственно. Розничная цена якоря 3 руб. 50 коп. и 4 руб. 50 коп.
Якорь типа Холла (тип II по тому же ОСТ) изготовляется из стали 35 и имеет массу 7 кг; его габариты 516X270 мм; цена 6 руб.
В среднем держащая сила подобных якорей, применяемых на малых прогулочных судах, равна 8—10 массам. Следовательно, якорь массой 5 кг будет иметь держащую силу 40—50 кгс. Поскольку для надежной стоянки необходимо вытравить якорный трос на длину не менее 5 глубин, а большинство максимально гарантированных глубин на реках и водохранилищах около 5 м, длина якорного троса должна быть не менее 25 м. На судах III класса минимальная длина якорного троса — 50 м; в ряде случаев правилами оговаривается необходимость иметь на борту еще и плавучий якорь.
Приведем для справки несколько цифр, облегчающих подбор необходимого якоря (типа Холла или адмиралтейского] для лодки и катера (см. таблицу).
Спасательные приборы
Ни в одно плавание нельзя уходить без спасательных средств. В магазинах спорттоваров продаются спасательные жилеты нескольких видов. В спасательных жилетах, изготовленных из пенопласта, обшитого материей, работать или кататься на лыжах не очень удобно. Гораздо удобнее спасательные жилеты производства объединения «Ярославрезинотехника» и ленинградского «Красного треугольника», изготовленные с применением поролона: они имеют привлекательный внешний вид, их яркий цвет легко заметен на воде. Однако не советуем подкладывать эти жилеты на сиденья: от нагрузки полиэтиленовые мешочки лопаются, поролон начинает набирать воду.
Указанные жилеты выпускаются 46, 48, 50 и 52-го размеров. Заводам следовало бы расширить выпускаемый размерный ряд жилетов с тем, чтобы, с одной стороны, удовлетворить самых маленьких пассажиров прогулочных судов, а с другой — их родители смогли бы подобрать себе жилеты, которые можно надеть на теплую одежду (особенно это важно осенью, когда без надетых жилетов вообще плавать недопустимо).
Необходимым предметом снабжения прогулочного судна является спасательный круг, который также не является дефицитным товаром. Спасательный круг необходим для оказания помощи пострадавшему, чтобы человек, оказавшийся за бортом, мог продержаться на воде, пока водитель будет маневрировать и подходить к пострадавшему. Практикой установлено, что, стоя в моторной лодке, человек может бросить стандартный круг на расстояние 7—10 м. Минусом спасательного круга является то, что обычно ему бывает трудно подыскать на малом судне удобное место; при броске круга пострадавшему есть вероятность больно ударить его по голове.
По указанным причинам чаще всего пользуются спасательным линем — бросательным концом Александрова. Его можно бросить на 15—20 м; при подтягивании находящегося в воде человека к борту лодка также движется навстречу; пострадавшему достаточно пропустить петлю подмышками. Такими спасательными линями комплектуются почти все мотолодки промышленного производства. В розничную продажу спасательные лини не поступают, но их несложно изготовить самостоятельно из капронового троса либо других синтетических тросов (нейлона, перлона, полипропиленовых жилок). Тросы пеньковые, манильские, сизальские, джутовые и полипропиленовые (из сеченой пленки] менее пригодны, так как своей шероховатостью могут повредить кожу спасаемого человека. Необходим конец длиной 22 м и диаметром около 20 мм. На тросе закрепляются два пенопластовых поплавка объемом 350—500 г каждый оранжевого цвета. Поплавки необходимо закрепить посередине петли, образуемой на конце троса. Для этого по бокам поплавков, надетых на трос в районе петли, надо завязать узлы — «восьмерки» или наложить простые марки, а затем заплести огон диаметром 500—700 мм.
Зеркало заднего вида
Заметно облегчает управление моторной лодкой (особенно при буксировке воднолыжника) зеркало кормового обзора. Промышленность, к сожалению, не выпускает специально судовые зеркала кормового обзора.
Можно применить автомобильные зеркала, крепящиеся на крыльях автомобиля, или внутреннее зеркало, устанавливаемое на ветровом стекле. Велосипедные зеркала хотя и дешевле, но из-за тонкого и длинного штока постоянно вибрируют, что затрудняет кормовой обзор, особенно при ходе с лыжником.
Фары
На сегодня отсутствуют в продаже и специальные судовые фары — прожектора. На небольшой лодке можно применить универсальный фонарь «Турист», рассчитанный на эксплуатацию в интервале температуры окружающего воздуха от —10° до +35 °С при относительной влажности до 80% (при +30°). Источник питания — 6 элементов типа «373». Продолжительность непрерывной работы фонаря в режиме дальнего света — 3 часа, в режиме сигнального маяка и местного освещения —10 часов. Габаритные размеры 253X129х106,5 мм, масса без источников питания 0,45 кг. Цена 8 руб. 50 коп.
Звуковой сигнал
Нет в продаже и специальных судовых звуковых сигналов (даже тех, которые устанавливаются на катера «Амур»). При необходимости можно установить автомобильный звуковой сигнал, но следует учесть, что он отличается большим потреблением электроэнергии. Очевидно придется применять свистки, самодельные свистки-сирены или иные подобные устройства.
Пожарная кошма
Правила навигационно-технического надзора требуют наличия на самоходных прогулочных судах в качестве противопожарного средства брезента (кошмы), а в некоторых случаях и огнетушителя. Сшитый из брезента квадрат размером 1,5х1.5 м полезно пропитать огнезащитным составом. Для этого следует обратиться в комбинат бытового обслуживания или получить консультацию в ближайшей пожарной части. Порошковые огнетушители продаются в автомобильных магазинах.
Отпорный крюк
Как правило, в списке обязательного инвентаря, внесенном в техталон, фигурирует и багор — отпорный крюк. Подобрать подходящий из имеющихся в хозяйственных магазинах — не проблема. Не стоит только увлекаться длиной древка. Важно заранее продумать вопрос о хранении отпорного крюка, чтобы он всегда был под рукой. Иногда на древко накрашивают полосы, превращая его в футшток.
Применять в качестве отпорного крюка и футштока обычное весло считается «плохим тоном».
Ходовые огни
В разное время в розничную продажу поступали: сигнальный огонь (ТУ ПР2.945.008); клотиковый огонь для маломерных судов (ТУ Э493 0040); бортовые огни для маломерных судов (ТУ Э4930142); комплект зрительных навигационных сигналов ЗНС-1 (ТУ 460-100-284—73); указатель световой расхождения судов (ТУ 92-184—73), где в одном фонаре был смонтирован ходовой огонь и импульсная отмашка. На все перечисленные ходовые огни срок действия технических условий кончился, а заводы-изготовители не заявляли о необходимости его продления, т. е. очевидно перестали их выпускать.
Кстати сказать, не подтвердил завод-изготовитель выпуск в 1981—1982 гг. компаса «Яхта» (ТУ 5.16-229—70). Так что придется приспосабливать «сухие» компаса, имеющиеся в магазинах.