Соревнования на Кубок СССР по воднолыжному спорту, проводимые у нас в Днепропетровске, становятся уже традиционным местом опробования новых вариантов трассы слалома.
На этот раз — в минувшем году — после тщательного анализа ряда возможных вариантов усложнения слаломной трассы к розыгрышу Кубка была изготовлена и установлена на нашем воднолыжном стадионе модифицированная «сжатая по длине» трасса. Расстояние между рабочими буями по длине трассы было уменьшено с 41 до 37 м, а входные и выходные ворота для лыжника заменены соответственно одним входным и одним выходным буями, расположенными аналогично шести рабочим буям (см. приведенную схему трассы). Расстояние от оси рабочих буев до оси трассы сохранено неизменным — равным 11,5 м.
Поскольку общая длина трассы не изменяется (37 м X 7 = 259 м), а расстояние от входных ворот катера до третьего рабочего буя увеличится всего на 2 метра (было: 27 м + 31 м + 41 м = 109 м; стало: 37 м + 37 м + 37 м = 111 м), таблицы времени прохождения трассы и специальная градуировка хронометров для контроля скорости катера практически остаются теми же. Это существенно облегчит переход к использованию предложенной «сжатой» модифицированой трассы, если такое решение будет принято Всемирным Воднолыжным Союзом.
Переделка существующих трасс на «сжатые» будет связана с минимальными затратами. При самой распространенной конструкции слаломной трассы из труб и тросов потребуются лишь замена коротких труб на входных и выходных воротах двумя стандартными трубами для установки рабочих буев (из числа запасных) и закрепление 18 дополнительных петель на основном тросе для установки шести труб для рабочих буев на новых местах с одинаковым шагом 37 м.
Единообразие всех размеров облегчит изготовление и контроль трассы. Добавление четвертого рабочего буя с каждой стороны трассы повышает точность ее установки и контроля. На используемых сейчас трассах установление отклонения одного из трех рабочих буев каждой стороны при визуальном контроле не может быть определено однозначно, поскольку через три точки могут быть проведены три прямые линии, и без специальных измерений невозможно установить, какая из них параллельна оси трассы. При четырех рабочих буях с каждой стороны отклонение одного из них от линии, на которой расположены остальные три, видно очень хорошо, что существенно упрощает проверку точности установки трассы.
Использование везде одинаковых по ширине ворот для катера-буксировщика бопее жестко регламентирует направление его движения.
Опробование в Днепропетровске в 1977 г. другого варианта — «расширенной» трассы, рабочие буи которой установлены не в 11,5, а в 13 м от оси, оказалось неудачным: продемонстрировало приближение тупика. Большинство участников опробования трассы сразу же вплотную подошли к максимальной скорости. Три лучших результата таковы: Е. Тицев и С. Кудрявцев — 55 км/ч и 5,0 буев, И. Лихачев — 55 км/ч и 4,5 буя; только один из восьми лыжников не прошел трассу на скорости 52 км/ч.
В отличие от «расширенной», «сжатая» трасса позволила добиться требуемого результата — усложнения слалома. Лучшие результаты на «сжатой» трассе у одного из сильнейших слаломистов Союза С. Кудрявцева и серебряного призера СССР по слалому 1979 г. А. Щербакова гораздо ниже: это всего лишь 3,5 и 4,0 буя на скорости 52 км/ч. Полностью пройти новую трассу удалось лишь прошлогодней чемпионке СССР, обладательнице рекорда СССР по слалому О. Губаренко и только на скорости 46 км/ч. Лучшие результаты чемпионки СССР по слалому 1979 г. Н. Калитенко были 3,5 буя на скорости 46 км/ч и 3,0 буя на скорости 49 км/ч.
Все участники опробования «сжатой» трассы в 1980 г. единодушно отмечают существенно возросшую трудность прохождения трассы нового типа. Вполне возможно, что для этой трассы будет целесообразно вернуться к использованию буксировочного фала длиной 23 м. Это уменьшит нежелательный эффект «стаскивания» лыжником катера с прямолинейного курса, снизит преимущество, которое имеют ныне слаломисты высокого роста, позволит использовать единый стандартный фал для слалома и прыжков.
Судьи и сами воднолыжники отмечают четкость фиксирования момента входа на дистанцию и выхода из нее при обходе стоящего на гладкой воде входного или выходного буя. На существующих трассах сама достоверность прохождения спортсменом входных и выходных ворот, как правило, закрытых в этот момент волнами катера, оказывается проблематичной. Уже не раз прохождение входных ворот было предметом конфликтов даже на крупных соревнованиях.
Немаловажно и еще одно соображение. Не связанный узкими входными воротами, которые он должен был проходить под острым углом, лыжник имеет большую свободу выбора траектории и тактики захода на трассу.
Существенно возросшая трудность взятия первого буя в значительной степени снимет упоминавшуюся на страницах сборника проблему «однобуешников». Спортсменам-многоборцам придется более серьезно взяться за слалом, чтобы не получать нулевой результат в этом виде. На предлагаемой трассе «первым», по сути дела, является уже второй буй, взятие которого требует от спортсмена владения техникой слалома в гораздо большем объеме.
Аналогично усложняется и выход из трассы. Борьба за результат не заканчивается успешным взятием шестого рабочего буя, так как есть еще и точно такой же выходной, обогнуть который не менее сложно.
Результаты опробования новой трассы для воднолыжного слалома наглядно показывают, что ее принятие снимет проблему тупика в слаломе, повысит его зрелищность, облегчит судейство, упростит установку и контроль самой трассы, уменьшит затраты бензина благодаря использованию меньших скоростей.
В дальнейшем, по мере роста мастерства слаломистов не будет никаких препятствий для дальнейшего усложнения трассы «сжатием» ее до 35 м или даже до еще меньшего расстояния между буями.