Была великолепная трасса в Мандрыковском заливе, соответствовавшая высшим требованиям. Скоростные участки ее проходили вдоль набережной огромного микрорайона, тысячи людей наблюдали соревнования.
В этом же заливе располагаются гребной канал и воднолыжный стадион. Трассы находятся в разных местах залива и не пересекаются, что позволяет водномоторникам, лыжникам и гребцам проводить соревнования и тренироваться, не мешая друг другу. Так и было в течение многих лет. В городской комитет по физкультуре и спорту тремя федерациями подавались календарные планы проведения соревнований и всегда согласовывались. Здесь проводились водно-моторные чемпионаты Украины (до 1983 г. пять лет подряд) и зональные соревнова ни я на Кубок СССР, первенство ЦС ДСО «Трудовые резервы». После каждого соревнования сотни парней буквально осаждали секции.
Но вот в 1983 году, в разгар подготовки к Спартакиаде народов СССР, водномоторники были выдворены с трассы. Официальная мотивировка поражала технической безграмотностью. Гоночные суда, якобы, разводят огромные волны, которые размывают берега и губят водную растительность. Кто хотя бы один раз видел гоночное судно, не мог не заметить, что образование волн исключает сам принцип движения — глиссирование. А вот катера — буксировщики воднолыжников и тренерские мотолодки гребцов, идущие в переходном режиме, волну, действительно, поднимают.
Но и это дело можно было бы поправить — укрепить берега так, чтобы их не разбивала никакая волна. Можно и субботники было бы организовать, а исполком — помог бы спортсменам материалами. Но запретить оказалось легче.
Многочисленные попытки федерации водно-моторного спорта области решить этот вопрос с председателем областного комитета по физкультуре и спорту Ю. С. Бурмаком (кстати, автором «огромных волн, размывающих берега» и прочих предположений), председателем городского комитета по физкультуре и спорту В. А. Загайканом закончились безрезультатно. По воле этих руководителей трасса вынесена за пределы города, где только лягушки да чайки могут наблюдать наши соревнования на заросшей травой дистанции. Трасса короткая, скоростных результатов на ней не покажешь, да, к тому же, это — место нереста рыбы При доставке к ней гоночных судов через бурный, с интенсивным движением судов фарватер, часть буксируемых судов выходит из строя еще до начала гонок. А как проводить тренировки?
Практически соревнования в городе проводиться перестали. Еще как-то теплится работа в Морской школе ДОСААФ и в секции производственного объединения «Днепрошина»; остальные секции распались, либо влачат жалкое существование. Так необдуманное волевое решение по существу решило судьбу целого вида спорта.
Сборная области составляется в основном из ветеранов, успешно выступающих на больших гонках в других городах, но притока молодежи нет. Что будет, когда ветераны уйдут? Вид спорта просто-напросто заглохнет. А он, между прочим, является еще и военно-прикладным, воспитывающим у юношей волю, смелость, ловкость, техническую смекалку, что очень необходимо будущим воинам.
Еще есть возможность исправить положение. А пока сотни мальчишек лишены возможности пройти хорошую спортивную закалку. Без гоночной трассы в Днепропетровске не может существовать водно-моторный спорт, как без популяризации и зрелищности не может быть массовости. Формализм стал непреодолимым для спортсменов барьером.
О. Лобусов, член президиума областной федерации ВМС;
Е. Сиденко, судья республиканской категории.
Е. Сиденко, судья республиканской категории.