Зарубежная хроника
Результаты эксплуатации балкера «Усуки Пайонир» дедвейтом 26 000 т (см. «КЯ» №116) оказались весьма обнадеживающими: паруса использовались в течение 79% времени плавания, что позволило получить запланированную экономию топлива. Интересно сравнить это судно с построенным в 1980 г. первенцем применения паруса на грузовых судах «Шин Аитоку мару» — дедвейт в 16 раз больше, хотя площадь парусов увеличена всего лишь в три раза.
Результаты эксплуатации грузовых судов со вспомогательными парусами тщательно учитываются Японской ассоциацией развития судовых силовых установок (ЯММДА), чтобы использовать полученный опыт при проектировании снабжаемых парусами той же системы балкера типа «Панамакс» (дедвейт 60 000 т) и танкера дедвейтом 80 000 т.
Число небольших грузовых судов, вооружаемых «мягкими» парусами традиционной конструкции, растет. На датском судне «Эрриа» небольшой трисель установлен на фок-мачте» На «Борсекс Трейдер» (дедвейт 450 т, 1962 г.), поддерживающем регулярное сообщение на линии Лондон — Роттердам, подобные триселя несут на обеих мачтах; кроме того судно вооружено и стакселем.
По сообщению журнала «Зеевиршафт» (ГДР), известная постройкой серии барков в 20—30-е годы гамбургская фирма «Блом и Фосс» объявила о том, что планируется установка на танкере «Нура» (дедв. 6740 т) двух «классических» роторов Флетнера высотой 20 м при диаметре 4,2 м.
В Джакарте строится 900-тонная 3-мачтовая шхуна (совместный проект Индонезии и ФРГ). 18-метровый прототип уже готов к опытной эксплуатации. Он также вооружен шхуной, но имеет только две мачты одинаковой высоты и несет прямоугольный грот и бермудскую бизань. Носовой треугольник заполнен стакселями.
Информация об изображении
Боковой вид теплохода «Клиппер Патрисия» после установки ротора и парусного вооружения
Небольшой кеч "Атлантик Клиппер" («КЯ» №114) заканчивает второй год нормальной эксплуатации. Хотя за год вместо восьми запланированных судно совершило лишь пять круговых рейсов между Плимутом и Карибскими о-вами, судовладелец объявил, что «паруса оправдали надежды — достигнуты положительные результаты». Следующее, большее парусное судно будет доставлять грузы через океан, а "Атлантик Клиппер" предполагается использовать для меж-островной торговли этими грузами.
Боковой вид теплохода «Клиппер Патрисия» после установки ротора и парусного вооружения
Возможно, этим новым судном станет «Клиппер Патрисия» (бывш. «Патрисия А») дедв. 445 т. В Англии (Ньюкасл) заканчивается его оборудование парусами. Кроме бермудских парусов, поднимаемых на обеих мачтах, и стакселей, на кормовой надстройке предполагается установить ротор Флетнера высотой 11 м и диаметром 1,56 м, что равноценно 100 м2 парусов. Рассчитывают, что при 20-узловом ветре вращающийся со скоростью 450 об/мин ротор обеспечит тягу порядка 1,5 тс.
Опыты со вспомогательными парусами проводились на фиджийском грузовом судне «На Матасау» (дедв. 300 т). Оно несло стаксель, грот с уишбоном и бермудскую бизань. Первые результаты были «более чем удовлетворительными», но, к сожалению, во время урагана пополз якорь, судно было выброшено на рифы и погибло.
Во многих странах ведутся проектно-исследовательские работы по созданию обеспечивающих современный комфорт круизных парусников. Широко известны работы в этой области фирмы «Вяртсиля» (Финляндия), испанские проекты (например, Мишеля Бигуэиа).
Хотя реализация совместного проекта двух известных судовладельцев из ФРГ Сломана и Ланеша по созданию парусного круизного судна «Пинта» (корабельное вооружение на четырех мачтах ферменной конструкции; длина — 134 м; ширина — 17 м; 80 пассажиров) отложена, работы по другому проекту — барку «Оушн Стар» — продвигаются.
Имеются сведения о намечающейся постройке круизного судна на 150 пассажиров на верфи в Линденау. Это будет 4-мачтовая шхуна с достаточно мощным двигателем. Шхуну «Э. Хемингуэй» намечено спустить в августе 1986 г. и направить на Средиземное море или в Карибский бассейн.
О На французской верфи «Ателье и Шантье дю Хавр и Гранвиль» 13 ноября 1985 г. спущена на воду круизно-туристская 4-мачтовая шхуна «Винд Стар» для американской фирмы «Виндстар сейл круйзес». Сдача шхуны заказчику запланирована на осень 1986 г., сдача второго однотипного судна «Винд Сонг» — на 1987 г.
Суда строятся по видоизмененному проекту «Уиндкрюзера» («КЯ» №114), закупленному у фирмы «Вяртсиля». Стоимость обоих судов — 65 млн. долл. Длина наибольшая — 138,8 м, длина по КВЛ — 110 м, ширина — 15,5 м, осадка — 3,96 м. Скорость под двигателями — 10,5 уз, под дв. и парусами — 14 уз. На судне 75 2-местных кают; еще 52 чел. можно разместить на откидных койках. Экипаж 75 чел. Площадь парусности — 2000 м2, высота мачт — 58 м. Имеются стабилизаторы качки.
Около года успешно эксплуатируется научно-исследовательское судно командора Кусто «Алсион», снабженное двумя турбокрыльями.
Это совершенно необычное судно со сложными приполненными («катамаранными») обводами кормовой части. Его наибольшая длина — 31,1 м, длина по КВЛ — 27,55 м, ширина — 8,9 м, осадка — всего 2,34 м. Водоизмещение — 65 т. Силовая установка — два дизеля «Ивеко-Фиат» по 156 л. с. Наибольший интерес вызывают сами турбокрылья. Это — смонтированные на поворотных шайбах с приводом от 25-сильных моторов алюминиевые колонны овального (2,05Х1,35) сечения высотой 10,2 м. Эффективность работы этих крыльев существенно возрастает благодаря наличию управляемого закрылка на выходящей кромке профиля. Этот же закрылок сложной формы перекрывает перфорацию на наветренной стороне крыла, в то время как давление на подветренной стороне уменьшается благодаря отсосу воздуха внутрь крыла.
Экономическая скорость «Алсиона» под турбокрыльями — 8,5 уз. Такими же установками будет снабжено следующее, более крупное судно Кусто — «Калипсо-II».
В ПНР, где продолжается постройка серии учебных парусных судов типа «Дар младзежи», построено исследовательское 550-тонное 3-мачтовое судно «Океания», снабженное тремя необычными прямыми парусами большого удлинения (см. «КЯ» №114). Эти паруса растягиваются между двумя реями, находящимися на каждой из трех мачт. Поверх верхнего рея можно дополнительно установить треугольный топсель; при этом общая площадь парусов достигает 650 м2. В конце октября 1985 г. «Океания» впервые вышла в море. Ее капитан М. Мажец доволен судном — это настоящий, хорошо управляющийся парусник и хорошая плавучая лаборатория.