Частично преодолеть кризисную ситуацию последних лет помогло снижение цен на некоторые модели выпускаемых судов и моторов, обновление их ассортимента, «растоваривание» торговли и предприятий от неходовой продукции. Похоже, наконец-то совпали интересы и возможности производства и рынка, по некоторым моделям образовался легкий дефицит. Спрос на прогулочные суда и моторы, резко упавший недавно, постепенно повышается, хотя и лежит еще где-то «близко к поверхности». Поэтому без новых серьезных усилий промышленности и торговли, глубокого анализа горького опыта и определения стратегической перспективы на завтра сохранить эту обнадеживающую тенденцию будет, конечно, очень трудно.
Что дала конкуренция
Четвертая часть ярмарочной экспозиции, состоящей из 32 судов, была представлена продукцией с марками «Янтарь» и «Неман». Эта группа была самой представительной не только по числу выставленных моделей, но и по их разнообразию. Кроме моторных судов конструкторы представили парусный «Янтарь-турист» и швертбот «Янтарь-универсал» — основательно переделанную по сравнению с прошлым годом новинку. Для нужд проката наряду с давно освоенным двухместным водным велосипедом «Янтарь» они предлагали и новую модификацию этого развлекательного снаряда «Янтарь-2» для четырех человек. Среди моторных судов также были новинки — это сделанные на базе хорошо зарекомендовавшего себя «Немана-2» спортивная мотолодка для молодежи «Неман-спорт» и комфортабельная модификация «Неман-21». Уже после первых дней работы ярмарки годовая программа по их выпуску была фактически обеспечена. А она не так мала: из общего производства товаров народного потребления, выпускаемых изготовителями «Янтарей» и «Неманов», около 60 % приходится на прогулочные суда.
Успех, конечно, не пришел сам по себе. В самое трудное время энтузиасты не опустили руки, не стали разными путями избавляться от неходового товара, а сумели быстро перестроиться, чутко реагируя на запросы рынка. Они изменяли в зависимости от него модели, сделали гибким ассортимент продукции, изучали тенденции развития спроса. Другими словами, работали на сбыт, на реализацию принятой целевой комплексной программы на пятилетку. Такая практика еще раз убедила, что в сегодняшних условиях успех приходит только к тому, кто выпускает добротную продукцию и умело продает, не упуская любой возможности показать товар лицом.
И еще одна интересная особенность. Силами конструкторов создано сильное КБ товаров народного потребления. Из восьми выпускаемых или намеченных к производству судов все спроектированы собственными силами. Это позволяет максимально учесть возможности производства, быстро решать возникающие проблемы и тонко реагировать на изменение вкусов покупателя.
Все это вместе взятое помогло успешно выстоять в конкуренции с однотипными моделями других предприятий: «Неман-2» в итоге смог «пережить» «Оку-4», «Днепр», «Воронеж», «Южанку-2».
Увы, далеко не все делают ставку на свои силы и возможности. Представители пермского судостроительного завода «Кама», скажем, просили конструкторов ЦКБ «Нептун» подобрать им подходящий для освоения новый проект судна. Как не вспомнить тут историю с мотолодкой «Крым-3». За несколько лет ее выпуска завод так и не сумел до конца справиться с трудностями производства, остановить поток жалоб покупателей на качество изготовления. Воспользовавшись, якобы, объективными трудностями со сбытом мотолодок, судостроители не стали бороться за свое детище, а поспешили поскорее снять перспективный «Крым-3» с производства.
О благотворном влиянии такого еще нового для нашего прогулочного флота понятия, как здоровая конкуренция, говорит и такой факт. На предыдущей ярмарке «монополисты» в производстве парусников — петрозаводские судостроители, выпускавшие единственную для розничной продажи яхту «Ассоль», столкнулись в конкуренции с ленинградской яхтой «Нева». Заказов они получили значительно меньше намеченного, и это заставило серьезно задуматься конструкторов «Ассоли». Так появились новые релинги, дельные вещи, ковровая зашивка каюты, посудный шкафчик, деревянные пайолы, новая конструкция руля... И все без увеличения прежней цены. Результат? Годовая программа полностью распродана.
Осторожные новинки
По традиции предприятия стараются показать на ярмарке свои новые перспективные модели и даже предсказать возможный спрос на них. Однако, как показал опыт прошлых ярмарок, новинки нередко дальше опытного образца не шли. Модель, которую уже ожидали будущие покупатели, бесследно исчезала, подрывая доверие покупателя и торговли к предложениям промышленности.
На нынешней ярмарке картина заметно изменилась. Резко сократилось число представленных новинок. Их было всего четыре — мини-парусник «Малютка-2П», уже упоминавшийся «Неман-спорт», сварной швертботик «Янтарь-универсал» и стеклопластиковый швертбот «Юниор». Кажется, промышленность извлекла правильные уроки из прошлого и решила еще не доведенные до кондиции разработки не выставлять. Именно поэтому посетители ярмарки не увидели гидроснегоход «Циклон»; судно-амфибия уже прошло испытания, однако конструкторы не сумели еще решить проблемы с движительной установкой. Наших читателей, которые с нетерпением ждут появления в продаже этого интересного аппарата, мы можем успокоить: уже определен завод, которому поручено производство «Циклона», и в ближайших номерах журнал познакомит своих читателей с интересной новинкой.
Не представили судостроители и долгожданный двухкаютный металлический катер «Двина» с водоизмещающими обводами, который глубокой осенью прошлого года прошел успешные испытания в беззаправочном 1000-км плавании от Москвы до Ярославля и обратно. Причина в том, что моторостроители Петропавловска пока не могут дать гарантии комплектации катера стационарным мотором «Ишим», который должен стать модификацией хорошо известного лодочникам «УД-25».
До всесторонних летних испытаний решили отложить демонстрацию первой отечественной мотолодки со стеклопластиковым корпусом и надувными бортами «Крым-5» судостроители юга. Секретным пока «оружием» сделали авиаторы проект 5-метровой металлической яхты.
Словом, действия промышленности перед будущими покупателями стали более ответственными.
Сделан и другой чрезвычайно важный шаг. Предприятия пошли по пути удешевления продукции, внося изменения конструкции, применяя более дешевые материалы. Снизилась цена «Казан-ки-5МЗ», катера «Амур-Д» и других. Это, естественно, только оживило ярмарочную торговлю.
«Моторная» лихорадка
Не сразу мне удалось побеседовать с представителями Куйбышевского моторостроительного ПО им. М. В. Фрунзе и Куйбышевского областного предприятия оптовой торговли, реализующего моторы «Вихрь». Пробиться через живую очередь оптовых покупателей на этот раз оказалось нелегко. Впервые за многие годы заявки торговых баз страны на «Вихри» удовлетворялись не полностью. Случалось даже, что в нагрузку к моторам предлагались не очень ходовые модели лодок. А ведь заводская программа в 27 тыс. моторов «Вихрь-30» и «Вихрь-25» (21 тыс. и 6 тыс. шт. соответственно) на 1987 г. была увеличена, по сравнению с прошлым годом, на 35%.
Резкий взрыв спроса на мощные подвесные моторы стал вторым важным итогом прошедшей ярмарки.
Снижение цен на лодочные моторы, смягчение ограничений на плавания моторных лодок в некоторых регионах, исчезновение «Нептунов-23» и «Приветов-22» — близких конкурентов «Вихрей» — привели к тому, что в крупных водно-моторных центрах страны мощные моторы исчезли с прилавков магазинов.
Готов ли завод ко второму рождению мотора? Учитывает ли то обстоятельство, что вспышка спроса — это своеобразный аванс мотору, нуждающемуся в коренном улучшении? Теперь все понимают: подвесной мотор нужен, но не именно такой, каким мы его знали прежде.
Представители завода заверили, что создатели «Вихря» находятся сейчас на подъеме, готовят не только новое внешнее его оформление, но и ведут работы по повышению экономичности и экологической чистоты. При этом, если завод получит твердые гарантии сбыта, могут быть продолжены работы и по доводке 40- и 60-сильной моделей «Вихря».
Очень бы хотелось верить в это уже потому, что в последние годы моторостроители оказались в большом долгу у водномоторников.
Каютные суда и крупные мотолодки, рассчитанные на эксплуатацию под моторами мощностью 40—60 л. с., практически исчезли из наших каталогов по их вине: слишком непомерным стал «экономический» гнет двухмоторной установки. А ведь для многих крупных водоемов страны «Ладога-2», «Нептун-3», «Крым-3», « Прогресс-4», «Москва-2» были наиболее удобными и надежными судами (их по-прежнему просят поставлять, например, базы Украины и Прибалтики).
С исчезновением популярных «Нептунов-23» и «Прнветов-22» практически оказался закрыт наш 350-кубовый класс. И надежд на возрождение, например, «Нептуна-23» пока, к сожалению, нет. А ведь только в союзе с таким двигателем можно создать легкую, скоростную и экономичную мотолодку, которая также не значится в наших каталогах, хотя потребность в ней велика.
Не может отойти от причала и комфортабельная, неторопливая моторка для дальних плаваний — по-прежнему нет стационарного маломощного двигателя для этих судов.
Возросший спрос на двигатели — это острый сигнал, и он должен быть услышан нашими моторостроителями.
Такой разный покупатель...
За итоговыми цифрами оптовых торгов стоит главный покупатель ярмарки — любитель отдыха на воде, который обязательно придет в магазин выбирать товар по душе. Но в ярмарочных рядах можно было встретить и других покупателей. Так, выставочную экспозицию осматривали представители Управления гребного и парусного спорта Госкомспорта СССР. Они придирчиво выбирали дешевую массовую яхточку для первого знакомства с парусом ребятишек из детских спортивных школ и яхт-клубов, лодку под весла для занятий народной греблей. Массовое спортивное движение, которое развернулось по всей стране после известных постановлений партии и правительства о развитии физической культуры и спорта, требует хорошую и доступную спортивную базу.
Их внимание привлек мини-швертбот «Юниор» — стеклом ластиковый, остроскулый парусник, представленный ЦКБ «Нептун». Его главное достоинство в том, что уже с первых шагов парусной азбуки ребятишки сразу же будут действовать как на настоящей яхте. Парусом для «Юниора» служит парус от обычного виндсерфера; для жесткого крепления на судне мачта вставляется в специальный стакан.
Отличительной чертой Юниора» должна стать не только максимальная простота в конструкции и в управлении, но и дешевизна. По расчетам конструкторов, стоимость такого швертбота должна быть меньше стоимости парусной доски (ориентировочно 450 руб.). При опытной эксплуатации в яхт-клубах столицы «Юниор» получил положительную оценку. Соответствующая доделка может дать возможность успешно применять мини-швертбот для обучения новичков и проведения спортивных соревнований. Но «Юниор» хорош и для самого широкого круга любителей. К миру паруса он может приобщить и людей, не владеющих опытом управления, без паруса — это обычная гребная лодка для прогулок.
Если среди парусных экспонатов специалисты Госкомспорта смогли найти подходящую модель, то среди гребных и гребно-моторных судов удачного прототипа массовой лодки для народной гребли не нашлось. Это подтверждает уже не раз высказанное редакцией мнение, что наш гребной флот нуждается в качественном обновлении, в лодке, которая заняла бы такое же достойное место, как знаменитый в прошлом «фофан».
Среди заказчиков так называемого внерыночного фонда увеличилось и число покупателей, которые приобретают прогулочные суда для нужд предприятий, баз проката, домов отдыха, общества рыболовов и охотников, «Союзаттракциона». Они охотно покупают шпоновую гребную лодку «Кефаль», стеклопластиковую «Пеллу», виндсерфер «Мустанг» и т. д. Некоторые модели промышленность в первую очередь адресует им. Это, например, водные велосипеды «Янтарь» и «Скат», различные водные аттракционы, шпоновый каяк «Крохаль».
Можно лишь приветствовать, что индустрия отдыха, массовое физкультурное движение наконец-то начинают получать современную техническую базу. Это помогает и промышленности находить равновесие между розничным и массовым покупателем, а значит, успешнее справляться с планом. Именно на удовлетворение возросших потребностей каждого рядового покупателя и нацеливает нас принятая XXVII съездом Программа КПСС.
Лидеры и отстающие
Уже в первые дни ярмарка «назвала» своих лидеров.
Из жестких минилодок лидерство захватил тюменский «Ерш». Заводской программы в 2200 шт. сейчас явно недостаточно. Постепенно расширяется «география признания» «Казанки-6» — простой хозяйственной лодки типа «джонбот». Хорошо она пошла, например, в Архангельской области. По-прежнему прямо с колес продается и у себя на родине в Татарии. Кстати, размеры лодки чуть увеличены (4,41X1,32X0,46 м; вес 82 кг).
Из складных лодок традиционно хорошо продавался «Автобот». А вот у другой складной «мелочи» дела стали похуже. Перестают пользоваться спросом «Малютки». И хотя заказы на них обеспечили заводскую программу на выпуск около 3 тыс. шт., это все же меньше, чем в прошлом году. Вероятно, рынок уже насыщается этим типом судов и ленинградским' судостроителям надо срочно подумать о «повороте темы».
Из полноразмерных мотолодок самыми популярными торговые базы Сибири, Севера и Центральной России по-прежнему называли лодки «Обь-М», «Обь-3» и «Казанку-5М2». Авиаторы продолжают их выпускать довольно большими сериями (около 3 тыс. шт.) и с неизменно высоким качеством — лучшей гарантией сбыта
Нельзя назвать явных лидеров среди неразборных гребных и гребно-моторных судов. Этот класс переживает сегодня своеобразный кризис, период .поисков. Предпочтение отдавалось уже продаваемой на ярмарке как серийное судно ленинградской «Пелле-фиорд» (цена 420 руб.). Быстро был распродан и другой дебютант ярмарки — каяк «Крохаль» (кстати, самое дешевое сегодня гребное судно — 125 руб.). По-прежнему осторожно торговля заказывала еще не знакомые широкому покупателю лодки «Голавль», сделанные методом вакуумного формования.
Рекордное число парусников — девять — демонстрировалось на выставке, причем три из них (пластмассовый мини-швертбот «Юниор», складной парусник из легкого сплава «Малютка-2П» и металлический сварной швертбот «Янтарь-универсал») — в качестве новинок. И хоть задолго до закрытия ярмарки были проданы самые крупные парусники «Ассоль» и «Нева», их серии — 50 и 30 шт. — не подтверждают мнения о некоем «парусном буме» в стране. Более осторожные цифры заказов на другие парусные суда еще раз убеждают в этом. Сбыт таких судов практически не растет.
Продажа катеров типа «Амур» осталась на уровне прошлого года, они идут и на экспорт. Полной серией продавался и катер «Крым-4». В дни ярмарки заканчивались последние сдаточные испытания катера с усовершенствованным водометом.
В заключение разговора еще раз можно сказать, что те, кто подошел к производству прогулочных судов с позиций запросов сегодняшнего покупателя, особых трудностей со сбытом не имели и, можно сказать, трудное время затишья пережили. Теперь все силы должны быть направлены на совершенствование ассортимента и действительное повышение качественного уровня нашего прогулочного флота.
Ярмарка в цифрах
Характерной особенностью прошедшей ярмарки стал значительный рост закупки прогулочных судов. Например, по сравнению с 1986 г., продажа увеличилась на 31,4%, в том числе по рыночному фонду (предприятия торговли) — на 26,5% и внерыночному фонду (для нужд проката, баз отдыха и т. д.) — на 44.3%.
Всего на будущий год предприятия — изготовители прогулочных судов предложили на ярмарке около 61 тыс. судов всех видов и моделей, а фактическая цифра продажи составила 63 3 тысячи. Таким образом, впервые за последние пять лет спрос на прогулочные суда получил тенденции роста. При этом за 1985—1986 гг. практически реализованы все остатки прогулочных судов, скопившиеся за последние годы на складах предприятий.
Представителям торговых баз было предложено делать заказы на любую из 40 моделей прогулочных судов, освоенных выпуском или еще имеющихся на складах предприятий.
В это число входили 13 моделей чисто моторных лодок, 4 модели катеров (варианты «Амура» и «Крым-4»), 2 модели яхт и разборный виндсерфер «Мустанг», 3 модели водных велосипедов.
Наибольшую группу составляли гребные и гребно-моторные лодки. Из числа 18 моделей таких лодок 7 были чисто гребными; 6 — складными; 10 моделей изготавливаются из легкого сплава. 4 — из стеклопластика, 4 — из шпона и фанеры. Можно сделать вывод, что период недоверия к стеклопластику прошел, и ему, особенно в системе проката, отдают явное предпочтение перед деревом. Однако и шпоновые лодки распроданы на ярмарке полностью.
Имевшее место снижение спроса на прогулочные суда и подвесные моторы не прошло бесследно для рынка и вызвало частичное сокращение их ассортимента. Некоторые предприятия не смогли выдержать уменьшение объема закупок и прекратили производство прогулочных судов. В первую очередь это коснулось изготовителей крупных скоростных и энергоемких судов, таких, как стеклопластиковый «Нептуи-3», «Прогресс-4», «Москва-2», «Крым» (на одном из двух предприятий) и «Крым-4» — из легких сплавов.
В то же время заметно возросла закупка мотолодок типов «Немаи-2», «Казаика-5» (на 1040 шт.), «Обь-3» (на 800 шт.), «Прогресс-2» (на 980 шт.).
Предприятия — изготовители некоторых мод ей предлагали и реализации излишне скромные объемы. Например, на лодку «Голавль» получено 1273 заявки, тогда как завод пока предлагает годовую программу только в 300 шт. Гораздо большей серией можно было бы реализовать новую модель «Пеллы» — «Пеллу-фиорд»: заказано 4446 шт. при предложении завода 3363 шт.
Значительно увеличился спрос на лодку «Язь» (1273 шт. по сравнению с 981 в предыдущем году). Если в 1985 г. на ярмарке было продано 8157 лодок «Кефаль», то в 1986 г. их реализовано уже 11 893.
Хорошо принят торговлей шпоновый каяк «Крохаль».