День выдался пасмурным. Волны тумана накрыли город, моросил мелкий весенний дождь. Фоторепортеры встревожились: в такую погоду и под открытым-то небом света мало, а снимать придется в помещении — в цехах Ильичевского судоремонтного завода имени 50-летия СССР...
И вот два ярко-красных «Икаруса» подкатили к проходной. Словно юркие горошины, высыпали из них необычные гости — оживленные, быстроглазые ребятишки. Веселой и шумной толпой направились они к широко распахнутым воротам, и сразу же огромный стапельный цех словно озарился светом детских улыбок. Взлетая к высоким стеклянным сводам, смешиваясь, звенели фразы на русском и английском языках — слова приветствий, удивления, восторга.
В центре внимания оказалась группа американских школьников — членов общественной организации с красивым и многозначащим названием «Юные сказочники за мир». Это были двадцать семь маленьких жителей далекого города Сиэтла, расположенного на тихоокеанском побережье США. Их сопровождали несколько педагогов, родители и журналисты, совершающие ознакомительную поездку по нашей стране. Организатором и руководителем этой поездки была известный знаток и пропагандист сказок народов мира — Мишел Габриэл.
Гостям была предоставлена самая широкая возможность ознакомления с городом-героем Одессой. Американские школьники побывали в музеях, где их гидами были сверстники, во Дворце пионеров, в республиканском пионерлагере «Молодая гвардия». Взрослые знакомились с постановкой учебно-воспитательного процесса в школе № 119 с углубленным изучением английского языка. Однако, по отзывам и детей, и взрослых, самое яркое, неизгладимое впечатление произвело на посланцев США участие в торжественной церемонии присвоения имени новому кораблю на Ильичевском заводе. И неслучайно: по предложению пионеров и школьников Ильичевска новое судно решено было назвать именем школьницы из американского штата Мэн, известной всему прогрессивному человечеству.
— В Советском Союзе хорошо помнят маленького посланца мира — Саманту Смит, помнят ее неподдельную, искреннюю улыбку, — сказал, обращаясь к гостям, директор завода Александр Николаевич Рогулин. — Мы, судостроители, гордимся, что построенный нашими руками теплоход понесет по морским дорогам имя девочки, ставшее символом мира и дружбы между народами.
— Мы тронуты доброжелательностью и гостеприимством советских людей, — сказала Мишел Габриэл. — Всем людям доброй воли, вне зависимости от государственного строя их стран, нужен прочный мир на планете Земля. Оттого и дорого всем нам имя Саманты. Потому и на американской земле так горячо встречали полпреда советской детворы — Катю Лычеву. Участие в символической церемонии, когда именем нашей соотечественницы-американки мы сообща называем прекрасный теплоход под советским флагом, для нас — высокая честь!
Ребята обмениваются памятными подарками, автографами, значками, адресами, фотографируются на память.
Наступает торжественная минута. Право написать название на борту теплохода, возвышающегося в центре пролета, предоставляется почетным гостям. С трепетом выводят юные американцы над скулой готовящегося к спуску катера: «Саманта Смит». Все собравшиеся вокруг дружно аплодируют, скандируя: «дружба — мир!». Как бы вторя этому призыву, американские гости рядом с названием судна сразу же пишут: «Мы хотим мира!». И к этой процедуре, совсем не предусмотренной официальной церемонией, сразу же начинают присоединяться «хозяева». Корпус теплохода быстро превращается как бы в огромное полотно, разрисованное десятками детских рук. Здесь и символы, вроде решительно перечеркнутого изображения бомбы, и лукаво смеющиеся рожицы, и целые плакаты.
«Мы любим мир», — выводит большими буквами стоящая рядом со мной семиклассница Джемфер Браун. «Прочный мир навсегда», — пишет Криста Гвержери. «Будем дружить», — оставляет свое пожелание Джескин Райс.. Не могут оставаться в стороне и взрослые. Они увлечены не меньше, чем дети. Пишут кистями, подобранными веточками, свернутой в трубочку бумагой, а кое-кто и просто пальцем, окунув его в краску. Словом, когда веселая, измазанная в краске компания спускается со стапеля и теплоход полностью открывается взору, все увидели поистине удивительную картину: весь борт испещрен надписями.
Нет, не окончено дело, начатое юной американкой. С трагической гибелью в авиакатастрофе не оборвалась ее яркая биография. Она продолжается.
Проходит некоторое время. И мы с волнением наблюдаем, как от заводского пирса отправляется в свой первый рейс очередной теплоход. На его белоснежном корпусе красуется эмблема «Морфлота», а на ярко-синей продольной полосе четко выделяется название — «Саманта Смит».
Острый форштевень разваливает надвое упругую синюю волну, только пенный след остается позади да вьются за кормой чайки...