Исполкому Ростовского областного Совета народных депутатов
Сначала о себе. Возраст 58 лет, пенсионер. В прошлом был моряком, чем и объясняется моя приверженность к маломерному моторному флоту, к самому замечательному виду отдыха — отдыху на воде.
Мечтой о собственной мотолодке «заболел» еще в 1945 году, но осуществил ее только в 1976, приобретя «Днепр» с «Нептуном-23». Это случилось, видимо, потому, что отношусь к разряду людей, для которых всегда на первом месте остается работа.
Сейчас отдых на воде мне необходим, как никогда. После тяжелой болезни очень нужны чистый воздух и покой. Врачи настоятельно рекомендуют именно такой вид отдыха. Да, честно признаться, истосковался я по своему «кораблю», уже полтора года стоящему без движения. Что поделаешь, обстоятельства изменились. Мало теперь иметь лодку и желание, нужна еще собственная река, где можно было бы отвести душу, не зная жестких ограничений и категорических запретов.
В тот майский день, когда я писал это письмо, уже была чудесная летняя погода. Температура в тени 25° С, тихо. Очень тянет на воду. Раньше на Дону навигация начиналась в апреле. Теперь в апреле-мае «низзя», а в сентябре и нам уже «нихоцца». Осень: холодно и сыро.
Механика запрета не нова. Напористая рыбоохрана убедила всех, что мотолодки губят икру и молодь рыбы. Какие тут «срабатывают» научные исследования — никому неизвестно. Пока же всем нам ясно одно: так осуществляется борьба с браконьерством. Нет, мол, моторок, нет и хапуг. Но, во-первых, почему должны страдать многие тысячи любителей водного отдыха? Во-вторых, как называть сейчас инспекции рыбоохраны, если она гарантирована запретами?
Есть противоречия и в документах, принимаемых Ростовским облисполкомом. В его постановлении от 1979 года есть пункт, запрещающий пользование мотолодками по 31 мая, а в более позднем — от 1980 года — определен порядок плавания на моторных судах в период двухмесячника по охране нерестующих рыб. Этим документом определялись границы нерестилищ, запрещалось моторкам останавливаться в местах нереста и подходить к берегам.
Какому из постановлений верить? Органы рыбоохраны полностью игнорируют ограничительный документ и руководствуются только запрещающим.
Честно признаться, я от души завидую автолюбителям. Они объединены во Всесоюзное общество (ВДОАМ), которое и проявляет о них заботу, о их бедах и нуждах часто пишется в газетах, сфера услуг автомотолюбителям постоянно развивается. Мы же — неорганизованная толпа, мы сами — «стихийное бедствие», а маломерный флот что-то вроде незаконнорожденного дитя. Но ведь так не должно быть! Уверен.
Государственным инспекциям по маломерным судам
Что такое сервис вообще — мы знаем, что такое сервис для водномоторников, — увы, нет. Потому что такого, как это не удивительно, нет. В лучшем случае нам выделяют место для стоянки. И только.
А в остальном... Заправочных нет, запчастей к моторам днем с огнем не сыщешь, одни тиски на причале, да и те сломаны, негде включить электродрель и т. д. Мы полностью забыты, когда речь идет о техническом обслуживании. Ну как тут не вспомнить современные станции технического обслуживания автолюбителей, кемпинги и заправочные.
Все мы надеялись, что с организацией Государственных инспекций по маломерным судам ситуация изменится и отношение к водномоторникам потеплеет. Однако потепления не последовало. Напротив, по-прежнему вводятся запреты и ограничения, на улучшение сервиса нет даже намека, зато ужесточились некоторые правила в отношении к владельцам мотолодок. Наши сухопутные собратья, ездящие куда в более сложных условиях, проходят медкомиссию раз в пять лет, платят за техосмотр машины полтора рубля, сдают экзамены на права вождения один раз на всю оставшуюся жизнь. А у нас? Прежде переподготовка была через 5 лет, стала через три, техосмотр катера обходится значительно дороже, чем автомашины и т. п. Закономерно спросить, где же логика? И почему об автолюбителях постоянно пишут газеты, на телевидении есть даже специальная передача «За безопасность движения», а о наших проблемах слова нигде не услышишь? Видимо, ГИМСу нужно учиться у ГАИ в решении наболевших вопросов.
Имея за плечами 26 путешествий, я, как это ни парадоксально, до сих пор самой сложной проблемой считаю проблему организационную. Не сумев приобрести соответствующих квалификационных документов, в этом году я вынужден был пойти на занижение сложности запланированного путешествия. Для оформления плавания по маршруту (протяженность 420 км, из них 200 — против течения, 11 км — волок) потребовалось вдруг удостоверение судоводителя-любителя.
Но — давайте разберемся. Этот документ у меня затребовали после того, как я снабдил лодку собственной постройки самодельным моторчиком в 1 л. с. Согласен, удостоверение нужно, но не могу понять, почему в Москве для сдачи экзамена обязательно нужно пройти через курсы судоводителей-любителей? У меня уже есть документ яхтенного рулевого II класса, посещал я и соответствующие курсы, сдавал экзамены. Разница же между «парусными» и «моторными» курсами — только в изучении мотора. Но эту часть я могу сдать без специальной подготовки. Да и яхтсмены, чьи суда снабжены двигателями, не обучаются дважды.
Однако Московская ГИМС не допустила к экзаменам. Не кроется ли в этом отказе стремление любой ценой увеличить показатели по охвату обучением и оплаты за него? К слову сказать, ГАИ приравнивает мопеды и велосипеды с моторчиком к велосипедам и не требует от их владельцев водительских удостоверений.
Без вины, а виновны
С водой дружу настолько давно, что без нее себя и не помню. Когда-то принимал участие в дальних походах на мотолодке « Крым» и до сих пор благодарен ее создателям за такую модель. Мой катер с порядковым номером 131 служит до сих пор. Правда, в последние годы прибегаю чаще к водному туризму на гребных судах, особенно на надувной «Славянке». Кстати, благодарен и ее конструкторам и изготовителям. Вряд ли они предполагали возможность использования ее для походов II—III категорий сложности.
Но такой переход вызван отнюдь не изменением симпатий к типу лодок, а различными запретами на пользование маломерными моторными судами. Согласен, наши подвесные моторы не отвечают современным требованиям к охране окружающей среды. Но не имея за собой никакой вины, виновным оказался водномоторник. Во многих местах его отогнали от воды, а промышленность продолжает выпускать прежние двигатели, успешно эксплуатируемые там, где запретов нет. Почему же суровые санкции наложены на нас, а не на моторостроителей? Запреты продиктованы, якобы, заботой о сохранении рыбы в период нереста, но ведь браконьерствовать можно с любой лодки, тем более нерестится рыба на заливных лугах, на мелководье. Почему же невозможен выезд на природу на моторке по коренному руслу судоходной реки?
К сожалению, пусть простят меня за это шоферы, никто не додумался запретить движение под окнами жилых домов большегрузных «КамАЗов», «КрАЗов», «МАЗов», суетливых «Жигулей» и «Москвичей». И вот когда после трудовой недели хочется вырваться на свежий воздух, увидеть весеннее пробуждение природы — вспоминаешь о категорическом запрете. Остается сидеть в городе и вдыхать «аромат» выхлопных газов автомобилей, увозящих своих владельцев на заслуженный воскресный отдых.