Отличительной особенностью прошедшей межреспубликанской ярмарки «Культтовары-90» явилось, с одной стороны, заключение договорных цен, а с другой стороны — введение в практику межреспубликанских торгов рублевой компенсации, т. е. таких торговых отношений, когда одна республика может купить у другой товара ровно на столько, на сколько та ей продала. Товар искусственно придерживается, становясь предметом не реализации, а обмена. Вот почему настойчиво звучали голоса, что такого рода ярмарки, где торговля покупала бы у торговли, должны быть прекращены.
С точки зрения здравого смысла, логичнее, когда в роли продавцов выступают сами предприятия или какая-то отраслевая коммерческая организация, представляющая их интересы. К сожалению, сегодня только существующая система позволяет за счет дефицитного товара, выпускаемого в регионе действия базы, хоть как-то обеспечить покупателей другими необходимыми товарами, не производящимися в их краях.
Мало кто представляет, как будет развиваться оптовая торговля дальше. Ясно одно: каждое предприятие должно вместо старой погони за валом удваивать предприимчивость.
Участники ярмарки узнали еще одну новость: Госкомцен РСФСР, в ведении которого находилось утверждение всех прейскурантов, прекращает свою деятельность, и прерогатива установления цен переходит к руководству предприятий. С одной стороны, это может вызвать кое у кого радость: «Бери больше!» А с другой — придется учитывать много факторов.
Во-первых, цены необходимо будет согласовывать с местной торговлей, а она не всегда знакома с ситуацией по всей стране. Возможно введение региональных договорных цен, и в каких-то регионах продукцию сбывать будет выгоднее. Значит, надо хорошо знать обстановку на рынке как отечественном, так и зарубежном, который для многих сегодня — тайна за семью печатями.
Во-вторых, трудно предсказать, чем обернется введение рыночной экономики для продажи прогулочных судов, которые во многих регионах не являются предметом первой необходимости, а какое место они займут на рынке сбыта — на этот вопрос может ответить только специальное исследование.
В-третьих, пока предприятия слабо ощущают давление конкурентов. Страна большая, неудовлетворенный спрос чрезмерно велик. Кроме того, есть еще и совсем обиженный, так называемый внерыночный покупатель. Однако в любом случае придется налаживать службу маркетинга и учиться реагировать производством на малейшие колебания рынка.
Недаром у зарубежных фирм для «быстрого реагирования» на спрос покупателей существует целый типоряд часто сменяемых проектов, наши же предприятия одну и ту же модель выпускают 15—20, а то и более лет.
По просьбе Госкомцен РСФСР ЦКБ «Нептун» уже проведено прогнозирование розничных цен в условиях изменения оптовых цен на различные исходные материалы, а также накоплены значительные справочные сведения по реализации прогулочных судов (по типам) в различных районах страны. В новых условиях хозяйствования они могут пригодиться предприятиям.
Планируемое исключение бюджетного финансирования всех научных и проектных организаций ставит для них проблему загрузки.
Мы не сомневаемся, что через 3—5 лет работы предприятий в условиях рыночной экономики опытный конструктор будет цениться очень высоко. Но сумеет ли он эти годы продержаться в прежнем качестве, не растеряем ли мы хороших специалистов?
В 1990 г. было сильно урезано госбюджетное финансирование, ЦКБ «Нептун» заключило договоры на сотрудничество практически со всеми предприятиями, желающими заказывать проекты. Выполнив заказы, мы на несколько лет «загрузили» их работой. Получается парадокс: чем лучше проект, чем он удачнее, тем дольше конструктор остается без работы.
В ближайшие годы, пока прогулочные суда будут оставаться дефицитом, мало кто согласится делать новые разработки. Это показывает опыт прошлого года и формирование портфеля заказов на этот год.
Наш почти четвертьвековой опыт убеждает в том, что при создании проекта необходим комплексный подход.
Разработка должна основываться на глубоком анализе мирового опыта, тенденций развития прогулочного флота за рубежом, всего отечественного производства, достаточного знания рынка страны и сопровождаться подготовкой рекламной кампании. Только учитывая все это, можно обеспечить твердый сбыт товара долгие годы, возможность его экспорта.
С другой стороны, разработка проекта должна сопровождаться и техническими новинками, учитывающими специфику того или иного предприятия. Обязательна отработка на опытном образце, сдача проекта в серию должна проходить в кратчайшие сроки, особенно если передается готовая стеклопластиковая оснастка.
Такой принцип положен в основу работы нашего ЦКБ по прогулочным судам.
Сейчас, когда нам приходится искать источники финансирования, надо думать и о комплексной загрузке, что не всегда встречает понимание. В ближайшем будущем, в связи с намечаемым изменением системы снабжения, в этот объем работ следует добавить поиск поставщиков и выяснения условий поставок как материалов, так и комплектующих изделий.
Как нам видится справедливое решение проблемы финансирования проектных организаций?
Дело в том, что, например, в 1990 г. по проектам ЦКБ «Нептун» предприятиями страны будет реализовано продукции на сумму, превышающую 10 млн руб.; при этом предприятия должны были получить прибыль без учета договорных цен около 735 тыс. руб. Столько же будет перечислено в госбюджет в качестве налога с оборота.
К сожалению, проектанты от этого «пирога» не получат ничего. Имеется в виду не зарплата, а участие в распределении прибылей, которые послужили бы заделом для финансирования последующих работ. Ведь прибыль дает идея, а не вложенные сырье, материалы и простой труд, который той же идеей должен быть сведен до минимума.
По нашему мнению, из отчислений проектанту следует создавать резервный финансовый фонд. Так сложилось, что государству выгоднее сначала все собрать, а потом распределять. Для этого-то и нужен аппарат, который так или иначе стремится быть «у крана». Названный фонд тратился бы самим проектантом на техобслуживание серийного производства, его модернизацию для поддержания конкурентоспособности продукции, а также создание фонда перспективных разработок.
В этом должен быть заинтересован и завод, финансирующий эти работы из собственных средств, и проектант, которому будет совсем не выгодно работать «на полку». А созданный фонд даст ему уверенность в завтрашнем дне.
Эти отчисления следует уже предусматривать при установлении рыночных цен. Тогда и предприятие не лишится своего дохода, если продукция пользуется спросом. Если же она находится на пределе рентабельности, то это «первый звонок» к ее смене на более перспективную.
Размер отчислений может говорить о престиже проектанта, так как показывает, сколько продукции по его проектам находится в серии. Появляется также заинтересованность конструктора в принятии новых заказов, которые будут осваиваться в производстве.
В этом случае маркетинг, включающий рекламу товара и его продвижение на рынок, должен стать неотъемлемой частью работы проектных организаций.
С первого взгляда, этот вопрос не связан с результатами ярмарки, но она всегда заставляет заглянуть в завтрашний день.
И еще на одном аспекте проблем прогулочного флота следует остановиться. «Старожилы» прогулочного флота помнят, что собой представлял его парк в 1967 г., когда ЦКБ «Нептун», только что назначенное головным, собрало у себя на Опытном производстве образцы выпускаемой в стране продукции. Из продукции, действительно похожей на промышленную, можно было назвать только мотолодки «Казанка» и «Прогресс». Показан был и опытный образец катера «Амур».
В связи с ростом производства, становлением проектной и руководящей деятельности ЦКБ «Нептун» была создана и нормативно-техническая база, внедрена система оценки уровня качества прогулочных судов, разработаны методики испытаний, обеспечивающие стабильность качества, надежность и безопасность эксплуатации. Создан фонд государственных стандартов и на его основе отработана система экспертизы и оформления нормативной документации.
Все технические условия на производство проходили экспертизу в ЦКБ, что оказывало существенное влияние на качество прогулочных судов.
Следует отметить, что даже при разборе прокуратурой причин гибели прогулочных судов на воде, повлекших человеческие жертвы, ни разу не было предъявлено претензий к конструкции, надежности и безопасности прогулочных судов промышленного изготовления.
Однако после упразднения в 1989 г. головных функций по видам продукции и введения государственными стандартами упрощенной процедуры постановки изделий на производство, дающей полную самостоятельность предприятиям-изготовителям в вопросах проектирования, приемки опытных образцов и испытаний продукции, ЦКБ «Нептун» утратило возможность влияния на совершенствование прогулочных судов. Наличие дефицита на прогулочные суда усугубляет сложившуюся ситуацию, покупатель берет все. Это вызывает у нас вполне осознанную тревогу.
Положение усугубляется отсутствием на водных путях органа, подобного ГАИ, следящего за безопасностью эксплуатации прогулочных судов.
Государственные инспекции по маломерным судам (ГИМС), на которые возложены обязанности регистрации и наблюдения за безопасностью эксплуатации прогулочных судов, как показывает практика, не имеют достаточного опыта, финансовых, организационных и технических возможностей контролировать их надежность и безопасность, начиная со стадии проектирования.
Вот что заставляет нас ставить вопрос перед органами Госстандарта СССР о запрете регистрации проектов прогулочных судов без согласования с ЦКБ «Нептун», а также регистрации ГИМСом прогулочных судов при отсутствии паспортов и инструкций по эксплуатации, или ссылки на технические условия, оформленные в установленном порядке и зарегистрированные Госстандартом СССР.
Мы, так же как и многие, уверены, что в случае появления настоящего рынка большая часть сегодняшних злободневных вопросов разрешится условиями конкуренции. Но все дело в том. что, пока в полную силу не заработает механизм конкуренции, мы можем многое растерять из уже отлаженного Будет очень досадно, если это произойдет и с прогулочными судами.
Если обратиться к опыту США, то необходимо отметить, что производство и эксплуатация прогулочных судов там и в других странах Запада достаточно жестко опекаются целым рядом как общественных, так и государственных организаций.
Приветствуя переход к рынку, мы считаем, что надо всячески избегать возможных потерь, и пусть ярмарки прогулочных судов превратятся в салоны, которые и играют роль ярмарок во всем зарубежном мире.
А итоги прошедшей ярмарки выглядят так. Изготовителями на 1991 год предложено:
Моторных лодок: Неман-2» — 1300 шт. (изменение по сравнению с 1990 г. +50), «Крым» и «Аргунь» — 4500 (—57), «Крым-5» — 25, «Казанка-5М» — 6000 (+1000), «Автобот» — 1200, «Обь-3М» — 4500 (+170), «Романтика-2» — 1500, «Прогресс-2М» и «-3М» — 5000(+ 1800). Итого — 24025.
Гребных лодок: «Сибирячка» — 2500 (—500), складных охотничьих (за 85 и 100 руб.) — 15500 (+1500), «Малютка-2» — 6160, «Малютка-3» — 620, «Казанка-6» — 2000, «Онега-2» — 180, «Онега-2П» — 180, «Романтика» — 4500, «Кулик» — 2000 (+900), «Ерш-М» — 3300 (+300), «Пелла-фиорд» — 4000 (—1475), «Таймыр» — 100 ( —180), «Кефаль» — 18500, «Голавль»— 1700 (—900), «Крохаль» — 600, «Язь» — 4000 (+180) «Иня» — 1000. Итого 66840.
Катеров: «Крым-4» — 70 (+10), «Амур-В» — 250 (—150), «Амур-Д» — 2000 (+900). «Амур-2» — 250. Итого 2570.
Парусных судов: виндсерферов «Мустанг-М» — 1950, яхт «Нева» — 52 (—8), яхт «Ассоль» — 96 (+16), швертботов «Юниор» — 300 (+120). Итого 2398.
Водных велосипедов: «Янтарь» — 7806 (+806), «Янтарь-2» — 1760 (+260), «Круиз» — 1000. Итого 10566.
Плавдач «Коттедж» — 45 (—87), гидроснегоходов «Циклон» — 50 (+25), СВП «Гепард» — 3. Итого 98.
Д. Волков, зам. начальника ЦКБ «Нептун», г. Москва