Здесь часто можно встретить бывалых мореходов — капитанов, штурманов, механиков, которые все еще продолжают жить шумной жизнью порта, деловито обсуждая маневры швартующихся и оставляющих гавань судов. Но когда на рейде или в акватории порта появляется парусный корабль, то с авторитетным мнением Михаила Ивановича никто не осмелится поспорить. Совершенно понятным становится это тогда, когда попадаешь в его квартиру, расположенную неподалеку от бульвара.
Что это? Музей?.. Нет. Макеты подлинных кораблей предстают перед нами не как музейные экспонаты. Это — коллекция советского морехода, большого труженика моря, кавалера ордена Ленина, двух орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны и многих медалей, Почетного работника морского флота, прославленного капитана Михаила Ивановича Григора.
Вместе с другими предметами, красноречиво говорящими о романтичной и трудной профессии их владельца, модели парусников, расположенные в несколько рядов, украшают рабочий кабинет.
Полвека отдал морю Михаил Иванович. В 1920 году поступил в Одесское училище торгового мореплавания, которое успешно окончил в 1928. А до получения документа об окончании училища была годовая практика, которую Михаил Иванович помнит, как будто было совсем недавно. И как не помнить, когда проходила она на довоенном «Товарище»! Здесь начиналась морская служба М. И. Григора. Примечательно, что закончил он ее также на паруснике. Уже будучи на заслуженном отдыхе, он еще трижды побывал в дальнем плавании на знаменитом трехмачтовом барке с таким же названием. А между этими двумя достаточно отдаленными событиями биография М. И. Григора не менее интересна.
В 1937 году вступил он на капитанский мостик и не покидал его около сорока лет. Михаил Иванович был капитаном лесовоза «Максим Горький» и прославленного «Фабрициуса», принимал участие в обороне Одессы и Кавказа (где работал начальником мор кой инспекции). В послевоенные годы возглавлял экипажи «Чехова», «Львова», «Крыма», «Феликса Дзержинского», «Петра Великого», крупнейшего пассажирского лайнера «Иван Франко», в проектировании и постройке которого активно участвовал сам.
В 1972 году Михаил Иванович ушел на пенсию. Но сердце моряка не желало покоя. Он снова вернулся в море и снова на парусный корабль. Так юношеская привязанность, первая любовь к тугим парусам, полным соленого ветра и яркого солнца, сделала бывалого моряка участником знаменитого перехода «Товарища» в Балтимор, на празднование 175-летия со дня спуска на воду старейшего фрегата военно-морских сил США «Констелейшн».
Позднее, в своей книге, посвященной этому событию, капитан-наставник Григор напишет: «Убежден, что особенно ярко видится прошлое тем, кому довелось побывать на «солнечных реях» парусного корабля. Моряки, слышавшие команды: «Все наверх, паруса ставить!», «По марсам и салингам!», «По реям!», никогда не забудут их. До конца жизни сохранят они страстную и горячую привязанность к парусу на далекой черте горизонта»1.
Эта страстная привязанность к парусу сегодня, как и в дни молодости, согревает душу и сердце Михаила Ивановича. Вот уже многие годы он собирает модели старых парусников-фрегатов, барков, клиперов. Причем слово «собирает» применительно к его коллекции означает не только коллекционирует, но и создает, делает своими руками. Создавая каждую из моделей, Михаил Иванович стремится к максимал ной точности воспроизведения. По чертежам и историческим материалам он восстанавливает подлинный облик корабля.
Не перечислить всех экспонатов этой интереснейшей и своеобразной коллекции. Особенно выделяются модели корабля викингов XI века, флагманских кораблей «Санта-Мария» Христофора Колумба и «Виктори» адмирала Нельсона, корабля Джемса Кука, английского парусника 1635 года и французских парусников XVII—XVIII веков — высочайшего достижения судостроения тех времен. Обширную коллекцию дополняют десятки фотографий и фотокартин на стенах кабинета.
Как ветеран морского флота Михаил Иванович Григор — частый гость Музея морского флота СССР. Он ведет большую работу на общественных началах в службе мореплавания Черноморского пароходства и, несмотря на занятость, находит время для своего любимого увлечения, истоки которого — яркая, богатая впечатлениями и событиями, наполненная большим созидательным трудом жизнь моряка.
И кто знает, может, в представлении Михаила Ивановича эти макеты действительно оживают, может, входят они в тишину родного очага капитана ревом волн и свистом ветра А рука, что касается ниточек вантов моделей, испытывает упругость настоящего каната, продубленного морским шквалом. И рождают эти ощущения каждый раз новые воспоминания, которым суждено перелиться в новые строчки книг, в новые модели парусников. Руки вспоминают... Они помнят всегда привычную работу, а ухо ловит слова слышных только ему команд: «Все наверх, паруса ставить!»
Примечания
1. М. Григор. «Товарищ» идет в Балтимор. Одесса, «Маяк», 1973 г., стр. 7.