Ковровский кооператив «Парус» одним из первых в стране взялся за выпуск предметов яхтенного оборудования. Три года назад мы сняли с производства двухскоростной шкотовой лебедки Л2 с передаточным отношением 3,6, затем на основе ее конструкции были создана односкоростная Л1 и двухскоростиая Л3 лебедки с редукцией 6,4. С самого начала был взят курс на максимальную унификацию выпускаемых моделей лебедок. Все три типоразмера снабжались одинаковыми подшипниками, опорными кольцами барабана, крышками, шестернями и т. п. Практичесии модели лебедок отличаются друг от друга формой и размерами трех основных деталей: барабана, основания и вала. Унифицировано также расположение ирепежных отверстий, что позволяет заменять лебедки, не пересверливая отверстий в палубе. Для питья рукоятки и ряда пластмассовых деталей сразу были изготовлены пресс-формы.
Все это позволило организовать рентабельное производство, несмотря на малую серийность наших изделий и отсутствие специального оборудования. Кооператив арендует учебные мастерские энерго-механического техникума, помощь «Парусу» оказывают завод им. В. А. Дегтярева (он выпускает мотоциклы известной марки «Восход») и объединение производственных кооперативов «Восход». Здесь нам помогли организовать качественное хромирование и лакокрасочное покрытие наших изделий, изготовление пресс-форм и некоторых пластмассовых деталей.
Довольно скоро мы поняли, что необходимо расширять номенклатуру выпускаемой кооперативом продукции. В 1989 г. были изготовлены новые образцы лебедок Л5СТ и Л7СТ, снабженные самостопорящим устройством, которое облегчает работу шкотового — позволяет прилагать к рукоятке усилия обеих рук. Эти образцы были установлены на яхтах «Мир» и «Новик» ленинградского яхт-клуба Балтийского морского пароходства. Результаты их эксплуатации поз юлили уже к следующему 1990 г. подготовить к серийному производству серию из семи лебедок (они рекламировались в «КиЯ» №142). Заметим, что если для первых лебедок мы использовали уже апробированную конструкцию, то лебедки новых типоразмеров были спроектированы самостоятельно. При подготовке к серийному производству этих лебедок потребовалось изготовить 2S единиц литейной оснастки, 7 пресс-форм для пластмассовых деталей. Большую помощь в освоении технологии оказал кооперативу Ковровский экскаваторный завод.
Несколько слов о ценах на продукцию кооператива «Парус». Не раз нам приходилось слышать мнение, что она неоправданно высока. Действительно, в начальный период деятельности кооператива на 30—40% более низкие цены обеспечили бы приемлемую рентабельность производства. Но следует учесть, что мы начинали буквально на пустом месте и необходимо было создать определенный резерв для становления. В странах с развитыми рыночными отношениями таким резервом является банковский кредит, у нас же его создать возможно только за счет повышения цены. Этот запас средств позволил одновременно с серийным выпуском лебедок решать задачи модернизации производства, повышения качества продукции, а впоследствии сохранить первоначальные цены при резком повышении налога с доходов.
В текущем году кооператив «Парус» работал уже по оптовым прейскурантным, т. е. государственным ценам, утвержденным в установленном законодательством порядке.
В 1991 г. «Парус» предложит потребителям 14 типоразмеров шкотовых лебедок (их основные данные и цена приводятся в таблице). Сохраняется практически неизменной конструкция односкоростной лебедки Л1, но параллельно варианту в бронзовом исполнении будет также выпускаться более легкий и дешевый вариант из алюминиевых сплавов с анодно-оксидным покрытием.
У лебедок Л2 и Л3 будут несколько увеличены высота барабанов и диаметр их верхней части, а также радиус нижней части («юбки») барабана, что должно исключить «заедание» (перехлест шлагов) шкота на барабане.
К этим лебедкам добавляют Л2СТ и Л3СТ, изготовленные на базе тех же лебедок, но снабженные самостопорящим устройством. Лебедки Л4СТ и Л3СТ выпускаются без каких-либо изменений конструкции, но можно приобрести их варианты Л4 и Л5 без стопорящих устройств, соответственно более дешевых.
В число новинок, подготовленных к серийному выпуску, входят три новых модели — Л53СТ, Л60СТ и Л70СТ. Новая аббревиатура характеризует прежде всего общее передаточное число, как это принято у зарубежных производителей лебедок. Кроме того, а перспективных планах кооператива разработка более мощных лебедок с передаточным отношением до 100 и более и лебедок с отдельно монтируемым ручным приводом. Словом, продукция «Паруса» рассчитана на применение на яхтах самого широкого ряда — от «микро» класса до крупной крейсерской яхты.
Все лебедки за исключением Л1Д изготавливаются из бронзы марки АЖ 9-4 и нержавеющей стали 12Х18Н10Т. Наружные поверхности хромируются. По желанию заказчика может быть изготовлен крепеж из нержавеющей стали (при заказе необходимо указать толщину фундаментной плиты под лебедку).
В комплектацию поставки входит рукоятка, снабженная фиксатором от самопроизвольного выпадания. Лебедки больших типоразмеров будут комплектоваться бронзовой рукояткой.
Гарантийный срок эксплуатации лебедок — 18 месяцев.