Если раньше мы защищали лишь изгнанных с водоемов «моторизованных» судоводителей, то теперь вынуждены уже заступаться за всех, у кого вода не отнята и по сей день — за всякого рода инспекции. Новое слово в этой «кампании века» сказала родина запретительства — Москва. А если конкретно — городское эксплуатационно-строительное объединение «Мосводоканал». Сообщая нам о его очень прибыльном начинании, госинспектор Центрального участка ГИМС РСФСР Е. В. Быковский просит редакцию «предпринять все возможные действия для защиты владельцев маломерных судов Москвы и Московской области от дискриминационных мер по отношению к ним».
Итак, решением Исполкома Моссовета № 36 от 8 января 1976 года (кстати, лед на всех водоемах в этот период напоминал черепаший панцирь — автор) «О запрещении пользования моторными маломерными судами на территории зон санитарной охраны Московжого водопровода» и «в целях защиты его от опасных загрязнений», запрещалось всем гражданам и организациям пользование моторными судами на водохранилищах этих зон. В порядке исключения, делало красивый жест прежнее руководство, разрешается использовать их только органам контроля и надзора, а также базам гребного и парусного флота по согласованию с ГИМС Мособлисполкома и управлением водопроводно-канализационного хозяйства. Последнее и выдавало все эти годы пропуска на каждое моторное судно.
И вдруг в марте 1990 года появился новорожденный по имени «Прейскурант». «Малыш» заговорил очень деловым и довольно доходчивым для руководителей предприятий и организаций, имеющих маломерный флот, языком: «Объединение доводит до сведения, что в целях возмещения затрат на подготовку питьевой воды и экологического оздоровления источников водоснабжения. Вам необходимо за использование прибрежной водоохранной зоны и акватории водохранилища перечислить на счет 508722 Бауманского отд. Жилсоцбанка (экологический фонд) ....... руб. ....... коп. из расчета:
- 9,1 руб. за одного отдыхающего в один заезд;
- 245,65 руб. за эксплуатацию одной яхты,
- 1872 руб. за эксплуатацию одной моторной лодки или катера;
- 49,13 руб. за эксплуатацию прогулочной лодки.
Генеральный директор объединения С. В. Храменков»
Что расчеты несовершенны — видно и невооруженным глазом. Видимо, в объединении не знают, что яхты тоже могут иметь моторы. Но в том ли соль? Нет, конечно. Наибольший интерес представляет ответ на вопрос: а откуда вообще взялись называемые в предписании цифры? Отвечаем: из утвержденных тем же тов. Храменковым «Расчетов экономического ущерба, причиняемого водохранилищам и сооружениям водопровода загрязнением окружающей среды от эксплуатации предприятий и объектов отдыха, находящихся в санитарной зоне «Водоканала».
Познакомившись с методикой подсчетов, мы пришли к убеждению, что уважаемое столичное ведомство пользуется, мягко говоря, «потолочной» арифметикой. Хотя и действует по формуле. Вот она:
где:
Y — оценка ущерба (руб/год);
γ — множитель, численное значение которого равно 400 руб/усл. тонн;
Qк — константа, имеющая для водоемов «Мосводоканала» значение 2 6;
М — приведенная масса годового сброса примесей данным объектом в водоем (уел. тонн в год);
Чтобы заставить формулу заговорить, нужны, естественно, исходные данные. И ведомство ими располагает. Оно оценило объем загрязнений одной гребной лодкой (поднятие донных отложений при причаливании и отчаливании, бытовой мусор и т. д.) в 175 г за один выезд. А поскольку баз на водоемах 180, среднее количество лодок на них — 15, используются они в две смены в течение 185 дней, то вычислить все остальное — дело техники.
Общий объем загрязнений: 526500 лодко-выездов X 175 г = 92,1 тонны
Сумма ущерба: 400 X 2,6 X 92,1 = 95,8 тыс. руб.
Плата за одну лодку за сезон: 95800 : 1950 = 49,13 руб.
Просто и надежно, а главное — любой начальник имеет простор для творчества, коли все цифры условные. 175 г загрязнений всегда можно превратить в 250, множитель γ и константу Qк — подтянуть под новые требования, а количество смен увеличить до четырех...
Но гребная лодка — букашка, яхта крупнее ее. Давайте, решает «Водоканал», предусмотрим для нее 5-кратное загрязнение водоемов по сравнению с весельными судами. Так проявляется сумма ущерба от эксплуатации одной яхты 245 руб. 65 коп.
С мотолодками дело обстоит так же просто. Вставим в формулу вместо 175 г загрязнений 1,44 тонны «выплевываемого» мотором бензина и получим 1872 желанных рубля за один катер. Будь добр, дядя, плати! И нисколько не смущает наших математиков то обстоятельство, что договорились они до абсурда. Ведь если «сброс бензина» составляет 1/10 часть от общего его расхода, то на одну мотолодку за сезон приходится 14,4 тонны. Следовательно, «Вихрь-30» должен работать 14400 л. : 14,5 л/ч = 1000 часов. Но простите, милейшие, ведь моторесурс «Вихря» всего 500 часов. Неужели москвичи-судоводители меняют за лето два мотора?
Нет, нет и нет! Просто, как нам представляется, «Мосводоканалу» очень нужны деньги. Позарез нужны Ведь с 1 февраля 1990 года он вступил в царство хозрасчета. Принцип как считаешь, так и получаешь, да еще применительно к абсолютно бесправным лодочникам — беспроигрышен.
К сказанному уже следует только добавить, что безнравственно это — причислять всех без разбору к разряду врагов экологии и всех без разбору наказывать одинаковым рублем. Штрафовать нужно не за то, что ты есть, а за конкретный ущерб природе, который и определяется нанесенным ущербом, а не высосанной из пальца формулой.