В данном материале мы предлагаем подробное разъяснение требований к новичкам, порядка аттестации судоводителей маломерных судов экзаменационными комиссиями и прохождения самой учебы, правил оформления необходимых документов.
С чего начинать плавание
Если ответить однозначно — с заботы об обеспечении его безопасности. Умение правильно оценить навигационную обстановку, принять единственно верное решение в сложной ситуации, никогда не нарушать культуры управления судном, согласитесь, доступно лишь грамотному и опытному судоводителю. К сожалению, не каждый, кто садится за штурвал катера или мотолодки, считается с этой истиной. А отсутствие знаний, пренебрежение общепринятыми правилами часто оборачиваются несчастьем. Поэтому не лишне еще раз напомнить, что долг и инспекции, и судоводителя-любителя сделать все, чтобы не допускать трагедий на воде. И самым главным условием для этого является приобретение глубоких знаний и необходимых навыков.
Подготовкой судоводителей занимаются в основном школы ДОСААФ и ОСВОДа, выпускники которых, как правило, показывают на экзаменах в ГИМС основательные знания. Другая часть судоводителей маломерного флота обучается на курсах при предприятиях, учреждениях и организациях.
В соответствии с положением о ГИМС РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР, на Государственную инспекцию возложен контроль за обучением судоводителей поднадзорных судов. Поэтому территориальные госинспекции обязаны влиять на совершенствование учебного процесса в школе или на курсах. Эти учебные учреждения, даже если они временные, обязательно регистрируются территориальной ГИМС. О каждой новой группе руководитель курсов или школы должен сообщить в инспекцию не позднее, чем за пять дней до начала занятий. При этом он обязан представить и списки обучающихся.
Представители ГИМС должны проверять соответствие изучаемого материала учебной программе, оснащенность класса необходимыми пособиями (стендами, плакатами, макетами и т. п.), организацию обучения практическим навыкам в управлении судном и эксплуатации двигателя, оказывать консультативную помощь в процессе обучения.
Но вот сданы зачеты, назначен день экзаменов и будущий судоводитель пришел в экзаменационную комиссию ГИМС. Какие документы с него здесь потребуют? Необходимо иметь: справку о прохождении теоретической или теоретической и практической подготовки, медицинскую справку о годности к управлению судном, дипломы или свидетельства, подтверждающие судоводительские специальности. (Это касается только профессионалов, которые на курсах не учились.) Нужно также представить три фотографии, квитанцию об уплате за прием экзаменов, личную карточку судоводителя и паспорт.
Личную карточку судоводитель получает в госинспекции. В ней он указывает тип своего маломерного судна (катер, моторная лодка, парусное, парусно-моторное) и район плавания: «МП» — территориальные и внутренние воды, где действуют Международные правила для предупреждения столкновения судов в море; «ВВП» — внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР. Можно указать и конкретное географическое название внутреннего водоема, не входящего в перечень внутренних судоходных путей. Если экзаменующийся желает иметь удостоверение с правом управления катером на внутренних водных путях РСФСР, то он должен знать устройство и техническую эксплуатацию стационарного двигателя. Правила плавания по внутренним водным путям, речную лоцию и другие разделы сдаваемых дисциплин применительно к речному судоходству.
Итак, вы сдаете экзамен
Принимает его экзаменационная комиссия ГИМС. Вот взят билет, и вы обнаруживаете в нем 10 вопросов по трем дисциплинам — «Судовождение», «Судовая практика», «Устройство и техническая эксплуатация Двигателя». Оценка знаний производится по каждому предмету. Дисциплина считается не сданной, если экзаменующийся не смог дать правильный ответ более чем на один вопрос. Результаты сдачи заносятся экзаменатором в личную карточку судоводителя. Лица, получившие «незачет» по одной из трех дисциплин, допускаются к ее пересдаче не ранее, чем через 7 дней без дополнительной оплаты. Если «незачет» по дисциплине получен повторно, то в следующий раз экзамен принимается в полном объеме билета с установленной оплатой. После нескольких безуспешных попыток сдать экзамен, инспекция может рекомендовать повторное обучение, либо определить срок для самостоятельного изучения дисциплин.
Всем сдавшим экзамен выдается удостоверение на право управления маломерным судном с указанием его типа и района плавания. В удостоверении отмечается: «Без права работы по найму». Во избежание недоразумений при получении удостоверения судоводителю следует обратить внимание на правильность его оформления и внесения соответствующих записей. Представленные ранее в ГИМС документы возвращаются.
Талон предупреждений выдается судоводителю после проверки его навыков управления катером или мотолодкой. Следует знать, что выход в плавание с Удостоверением на право управления маломерным судном без талона предупреждений запрещается. Проверка навыков управления производится государственным инспектором по предъявлении судоводителем удостоверения, оформленной личной карточки и справки из учебно-курсовой сети, подтверждающей прохождение практической подготовки по управлению маломерным судном. Проверка проводится на водоемах по предусмотренной Программе подготовки судоводителей и, как правило, в местах расположения пунктов технического осмотра или в специально установленных местах. При получении зачета делается соответствующая запись в личную карточку судоводителя и выдается оформленный талон предупреждений. С момента получения удостоверения до проверки навыков управления судном могут произойти различные изменения (смена местожительства, убытие в длительную командировку и т. п.), В таких случаях судоводитель имеет право на первичное получение талона предупреждений в любой государственной инспекции Российской Федерации.
Как быть судоводителю-профессионалу, если он приобрел катер?
Имея на руках рабочий диплом (свидетельство), он также получает удостоверение и талон предупреждений после проверки знаний правил пользования маломерными судами. Знание правил пользования проверяется экзаменационной комиссией ГИМС путем собеседования. Оплата в этом случае производится только за стоимость бланка удостоверения.
Яхтсмены, имеющие дипломы, свидетельства, удостоверения, справки школ подготовки, подтверждающие навыки по управлению парусными судами, имеют право на получение удостоверения с талоном предупреждений после проверки знаний правил пользования маломерными судами в объеме периодической проверки. При этом устанавливаются район плавания, допустимая площадь парусов и тип судна (парусное, парусно-моторное), которым разрешается управлять судоводителю. Эти сведения вносятся в удостоверение на право управления маломерным судном, выдаваемое госинспекцией.
Если вы утеряли удостоверение или талон предупреждений, то надо их восстановить. Необходима личная карточка судоводителя при внеочередной проверке знаний. Если заявитель, утерявший удостоверение, не представит личной карточки, подтверждающей факт былого обладания документом, он обязан сдавать экзамены на общих основаниях.
В удостоверении, выданном взамен утерянного, ставится отметка «Дубликат», о чем делается соответствующая запись в личной карточке судоводителя.
В. Антонов, зам начальника Главного управления ГИМС РСФСР.