Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Технологии
  • 1981 год
  • Требования эргономики при проектировании малого судна
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Конкурс на лучший эскизный проект малого судна
Конструкция корпуса малого судна
Регистрация и смена владельца малого судна
Электрооборудование малого судна
Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
Пассивный радиолокационный отражатель для малого судна
Средства для поддержания чистоты корпуса малого судна
О проектировании корпуса водоизмещающе-глиссирующего судна
Проектирование маломерных судов: баланс эргономики и эстетики в поиске идеального дизайна
Требования к малотоннажным судам в ФРГ
Малогабаритный лаг для измерения скорости судна
Техосмотр маломерного судна
Водоизмещающе-глиссирующий корпус малотоннажного судна
Книга Елисеева «Водителю-любителю маломерного судна»


Требования эргономики при проектировании малого судна

Год: 1981. Номер журнала «Катера и Яхты»: 93
          0


Одним из основных требований, предъявляемых к любому современному малому судну, является обеспечение определяемой его назначением и размерами степени комфорта — удобства пребывания людей на судне во время плавания, удобства работы при выполнении каждым членом экипажа его обязанностей.

Немаловажное значение при проектировании малого судна имеет учет физических и физиологических возможностей человека как составной части системы «судно — человек». Эргономика — это наука о приспособлении орудия, машины, судна к человеку, параметры которого практически постоянны. Подчеркнем: орудия к человеку, а не наоборот, как это нередко получается в результате плохой работы конструкторов. Основная задача этой науки — создать условия, при которых труд человека, в данном случае — труд при эксплуатации малого судна, проходит с минимальными физическими и моральными затратами. Естественно, меньшая утомляемость, удобство выполнения работ, полноценный отдых сменившихся с вахты являются и важными факторами обеспечения безопасности плавания.

Информация об изображенииГабариты человека в разных положениях
Габариты человека в разных положениях
 
Учет рекомендаций эргономики при разработке чертежей позволяет избежать грубых просчетов и вызванных ими переделок готового судна.

Рассмотрим некоторые вопросы применения эргономики при проектировании парусных яхт, хотя в принципе сказанное будет относиться и к моторным судам.

На чисто гоночных яхтах эргономические требования учитываются в первую очередь — при компоновке и оборудовании кокпита, размещении плавучестей, проектировании и установке дельных вещей и устройств. На крейсерских и крейсерско-гоночных яхтах круг проблем, естественно, значительно шире, поскольку речь идет уже об обеспечении обитаемости судна при нахождении на его борту людей в течение длительного срока. Расширяется сама номенклатура «рабочих мест» и бытовых помещений, существенно усложняются требования к уровню комфорта, поскольку необходимо обеспечить полноценный отдых между вахтами; важную роль имеет разработка мебели и интерьеров с соблюдением всех существующих норм безопасности, освещенности, вентиляции и т. п.


Общее расположение. Большинство современных яхт длиной от 6 до 12 м имеют кокпит, расположенный в корме. Это оправдано многолетним опытом, вызвано требованиями хорошего обзора парусов и защищенности вахты от брызг. Типовое общее расположение яхт также отработано практикой и не противоречит основам эргономики, сформулированным уже в наши дни. Как правило, оборудуются (считая с носа) парусный отсек, носовые спальные места, шкафы и сан-блок, салон со спальными местами, камбуз и штурманский уголок, койки под кокпитом, двигатель. Общепризнано, что наиболее рационально размещение камбуза и штурманского поста у входа в каюту: это наиболее хорошо вентилируемое место, расположенное вблизи центра раскачивания, что создает оптимальные условия для работы. На самых малых яхтах камбуз располагают под трапом, койкой или в районе мачты; это, разумеется, менее удобно, но зато позволяет лучше использовать пространство в районе кокпита для размещения спальных мест.

Одно из основных требований эргономики сводится к тому, чтобы наиболее важные размеры внутренних помещений, рабочих мест и всего оборудования малого судна рассчитывались в соответствии с ростом — размерами человека. Как правило, у нас назначение размеров производится в соответствии с усредненными антропометрическими данными мужской части населения страны. Такой подход позволяет без затруднений эксплуатировать спроектированный объект по крайней мере 90% мужчин.

Несколько практических замечаний. Так, при проектировании к размерам тела необходимо прибавлять толщину одежды. Для малого судна это тем более необходимо, что во многих случаях обязательно ношение спасательных жилетов, нагрудников и т. п.; в плохую погоду вахту стоят в непромокаемых костюмах, надетых на теплую одежду. Естественно, что по возможности необходимо предусматривать не средние, а максимальные размеры человека, добиваться размещения людей без каких-либо стеснений.

При расчете длины рубки желательно обеспечить размещение двух человек, которые одновременно одеваются: это будет (860 + 50) X 2 = 1820 мм или (860 + 50) + (650 + 50)= 1610 мм в случае, если один человек стоит вдоль, а другой поперек лодки. Минимальная свободная ширина рубки на уровне плеч стоящего человека должна быть 410 + 50 = 460 мм, а для одевающегося — 994 мм. Желательно предусматривать возможность расхождения двух человек; это 910 мм, если один из них проходит боком, или 1120 мм. Как правило, обеспечить поперечные габариты рубки на судах, где высота каюты рассчитана на полный рост человека, несложно.


Информация об изображенииМинимальные размеры, которые необходимо выдерживать при проектировании
Минимальные размеры, которые необходимо выдерживать при проектировании
 
Размеры иллюминаторов лимитируются высотой глаз человека и нормальной линией зрения, которая составляет около 10° с линией горизонта. В каюте, в которой человек смотрит в иллюминатор стоя, верхняя кромка иллюминатора должна быть расположена не ниже 1560±25 мм — для мужчины среднего роста; нижняя кромка — не выше 1465±25 мм для женщины.

Ширина сиденья должна быть не менее 550—600 мм при глубине 400—480 мм. Наклон спинки при этом должен составлять 5—15°, а уклон сиденья — 0—3°. Для диванов, используемых в качестве коек, удобно приспособить откидную спинку для сидения.

Минимальные размеры прохода через переборку—500X1000 мм; при этом желательно, чтобы верхняя кромка выреза прохода находилась как можно ближе к уровню высоты стоящего человека.

Для доступа к полкам за зашивкой в ней делаются отверстия (чаще всего овальные) высотой минимум 100 мм и шириной минимум 125 мм — для двух рук или одной руки по локоть либо же на 45 мм больше величины укладываемого на эту полку предмета — для доступа кисти одной руки.

Трап схода в каюту должен иметь ступеньки не менее; шириной — 250 мм, глубиной — 200 мм (150 мм — для скоб-трапа). Расстояние между ступеньками не должно превышать 300 мм. При широких трапах ступеньки могут иметь слом по середине ширины — с подъемом от ДП к бортам — для удобства на крене.

Туалет в плане должен иметь самое малое 600X650 (глубина) мм. Перед умывальником с минимальными размерами 200X300 должно быть пространство не менее 500 мм.

Палуба. По ватервейсу необходим буртик (фальшборт) высотой более 20 мм для устранения опасности соскальзывания ноги с края палубы. Желательно нескользящее покрытие палубы.


Высота леерного ограждения по правилам IOR — 610 мм (больше средней высоты колена 550 мм); при меньшей высоте леер может сыграть роль подсечки. Релинги должны быть выполнены из труб при диаметре верхней трубы не менее 20 мм.

Кокпит. По возможности следует делать кокпит самоотливным. Ширина прохода в кокпите должна быть от 500 до 650 мм; при большей ширине необходимы упоры для ног рулевого.

При установке штурвала стенки кокпита в районе, где стоит рулевой, должны иметь скосы для упора ног при крене.

Сиденья кокпита глубиной не менее 400 мм могут иметь наклон 3—10°, но при этом необходимо делать шпигаты или канавку для стока воды. Наибольшая высота спинок сиденья 240 мм; ширина сидений — не менее 600 мм.

В заключение следует напомнить, что вес, поднимаемый средним человеком; 60 кг — при высоте подъема до 300 мм, 50 кг — до 600 мм я 30 кг — до 900 мм; это необходимо учитывать при проектировании якорного или шлюпочного устройств.


Понравилась ли вам эта статья?
+14

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Калибровка яхтенного лага
Перспективы повышения рекордных скоростей парусников
Проектирование обводов корпусов парусных досок
Мульти-питч или кольцевая насадка для винта?
Управление дифферентом глиссирующего катера
Некоторые вопросы гидродинамики крейсерско-гоночных яхт
Непотопляемость надувной лодки
Пути снижения сопротивления трения корпуса
Вопрос об оценке качества парусных тканей
Как сшить паруса для малой лодки
Выбор оптимальных характеристик глиссирующего корпуса
Штормовые паруса яхт класса Л6
Использование на современных грузовых судах энергии ветра
Преимущества и недостатки различных схем спортивных скутеров
Протекторы для защиты металлической лодки от коррозии

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Требования эргономики при проектировании малого судна

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Лодки с воздушным крылом
Новое о зарубежных малых крылатых катерах
Долговечность надувной лодки
Совершенствование мотолодок с обводами типа «Морской нож»
Двадцать лет катамаранам класса С
Как уменьшить ходовой дифферент?
Ключи к снижению расхода горючего
Повышение гидродинамического качества саней Уффа Фокса
Выбор геометрических характеристик гребного винта
Построение чертежа гребного винта
Использование газа вместо бензина на лодочных моторах
Как изготовить гребной винт для мотолодки
Оптимальный тип водоизмещающего катера
Оценка профиля паруса гоночного швертбота
Изготовление сварного гребного винта


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 19 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории