Для калибровки и периодических поверок лагов желательно использовать оборудованные секущими и ведущим створом мерные линии, длиной SD не менее 0,5 и не более 2 морских миль. Погрешность отметки дистанции в таких условиях составит ±0,025...0,1 кбт, т. е. не более ±1% на дистанции в 1 милю. Можно использовать также одно из колен стабильного фарватера с поворотными знаками и створами, но точность измерений в этом случае будет ограничена погрешностью, вдвое — впятеро большей.
Методика проведения скоростных испытаний судов с механическим двигателем разрабатывалась давно, исследовалась еще А. Н. Крыловым и состоит в проведении на одном режиме работы двигателя 2—5 пробегов в противоположных направлениях (для компенсации влияния течений). Расчетные формулы и случайные погрешности, вычисленные для дистанции мерной линии SD=1 миля ±1% и при неточностях отсчета времени не более 5 с, даны ниже:
Здесь V — средняя скорость за все пробеги; SD — длина мерной дистанции; t1—t4 — время прохождений дистанции. При использовании в качестве SD участка фарватера, указанные ошибки нужно увеличить в 2—5 раз. Видно, что увеличение числа пробегов уменьшает случайные ошибки измерений.
Но паруса — не механический двигатель, они не могут обеспечить неизменный режим движения на разных курсах. Поэтому возникает ряд дополнительных сложностей. Очевидно, что ветер вдоль мерной мили совершенно неприемлем; для испытаний придется дожидаться ровного ветра, близкого к галфвинду. Желательно, чтобы мерная линия располагалась вдоль течения — этим упрощается и работа рулевого по удержанию яхты на створе, и вычисления. Наконец, полученные значения средней скорости V нельзя непосредственно использовать для калибровки указателя скорости, так как он указывает «текущую» скорость, которая зависит от неизбежных флуктуаций ветра по силе и направлению и должна определяться на возможно более коротких участках пути (по воде!), например между двумя срабатываниями калиброванного счетчика лага.
Распространенной ошибкой является калибровка счетчика лага исходя из пройденной относительно берега мерной дистанции SD. Это приводит к «загрублению» лага.
Легко показать, что измеряемый лагом путь яхты относительно воды на течении на двух противоположных пробегах всегда больше пути относительно берегов. В это трудно поверить без доказательств, но простейший расчет подтверждает это (см. рисунок). Считая скорость яхты относительно воды постоянной и равной 3 уз, а скорость течения приняв равной 2 уз, при дистанции в ! милю получим, что яхта движется относительно створов по течению — со скоростью 5 уз, а против — 1 уз, затрачивая на пробеги соответственно 0,2 ч (12 мин) и 1 ч, а всего — 1,2 ч на 2 мили. Это дает за два пробега среднюю скорость
Поэтому для расчета действительного пути по лагу (по воде) нужно пользоваться формулой:
или, для наиболее частого случая двух пробегов,
Тогда искомый коэффициент лага будет равен, при Z срабатываний счетчика,
При испытаниях нового лага определение KЛ следует провести, по крайней мере, на трех скоростях (например 6, 4 и 2 уз) и убедиться в постоянстве его значений.
Подстроив при необходимости (изменением коэффициента пересчета, подгибанием лопастей вертушки) коэффициент КЛ на «круглое» значение (например, 1 щелчок на 0,1 кбт) и проверив его еще раз пробегами, можно приступить к калибровке указателя скорости. Мерная миля для этого уже не нужна.
Зная коэффициент лага КЛ и измеряя секундомером время между соседними срабатываниями счетчика t(1), легко определить текущую скорость яхты VЛ, которую и должен указывать измеритель скорости:
Очевидно, что погрешность измерения скорости будет всегда больше погрешности пути. Подстроив чувствительность прибора — указателя скорости на наибольшей скорости, проверяют линейность шкалы, делая несколько пробегов на меньших ходах (например, перебрав шкоты или идя круто к ветру) и при необходимости составляют таблицу поправок или градуируют шкалу заново, что бывает нужно при существенной нелинейности канала измерения скорости лага.
Таким образом, калибровка яхтенного лага — сложный и трудоемкий процесс; надеяться выполнить его «на ходу», в гонке, значит, — обманывать себя или не использовать всю возможную точность прибора.