Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • 1979 год
  • Мульти-питч черноморского судостроительного завода
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Мульти-питч или кольцевая насадка для винта?
Гребной винт с регулируемым шагом «мульти-питч»
Самодельный гребной винт «мульти-питч»
Улучшенный самодельный гребной винт «мульти-питч»
Особенности и конструктивные решения винтов «мульти-питч»
Рабочий яхт-клуб Керченского судостроительного завода «Залив»
Алюминиевые лодки судостроительного завода «Литек»
Опытный образец отечественного винта «мульти-питча»
Мотолодка-поплавок Алма-Атинского машиностроительного завода
Водная станция Херсонского завода
Завершается строительство яхт-клуба Кировского завода
Массовая работа в яхт-клубе «Кировского завода»
Заботы катеростроителей — глазами директора завода
Открытое первенство Краснознаменного Черноморского флота 1980 года


Мульти-питч черноморского судостроительного завода

Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 82
          0


В настоящее время отечественной промышленностью освоен серийный выпуск большого числа моделей прогулочно-туристских мотолодок, имеющих различную грузоподъемность и размерения — от предназначенных для прогулок «Немана-2» и «Оби» до каютных «Москвы-2» и «Ладоги-2», обеспечивающих длительное путешествие с комфортом.

В то же время выбор движительной установки ограничен: промышленность выпускает подвесные моторы мощностью только до 30 л. с., явно недостаточной для нормальной эксплуатации большинства поступающих в продажу мотолодок.

Известно, что для получения оптимальной скорости и экономичности с полным использованием мощности мотора при различных вариантах загрузки лодки необходимо использовать сменные гребные винты с разными шаговыми отношениями. Однако такие винты выпускаются только для двух отечественных моторов — «Нептуна-23» и «Привета-22». Для «Нептуна-23», кроме штатного винта с шагом 280 мм, освоены «скоростной» (с шагом 300 мм) и «грузовой» (220), для «Привета-22» — штатный (с шагом 285) и «грузовой» (250).

Имеющие наибольшее распространение у водномоторников «Вихрь-М» и «Вихрь-30» до сих пор комплектуются только единственным относительно тяжелым штатным гребным винтом. Такое положение приводит к снижению скорости при паспортной загрузке лодки, недоиспользованию. мощности мотора, перерасходу горючего.

Одним из возможных путей согласования мотора и лодки при различной ее нагрузке является использование винтов с изменяющимся шаговым отношением — мульти-питчей.

Изменение шагового отношения в мульти-питчах осуществляется одновременным разворотом всех лопастей винта от некоторого среднего расчетного положения как в сторону увеличения шагового отношения (получение более «тяжелого» винта), так и в сторону его уменьшения (получение более «легкого» винта). КПД винта в этих отличающихся от расчетных положениях лопастей несколько ниже КПД винта фиксированного шага, но выигрыш от оптимального согласования мощности двигателя, сопротивления лодки и упора винта значительно перекрывает потери.


Попытки наладить отечественной промышленностью серийный выпуск мульти-питчей уже предпринимались. Однако винты были или слишком тяжелы и недостаточно прочны из-за применения для изготовления лопастей алюминиевых сплавов, или не обеспечивали точного совпадения величины изменения шага всех лопастей.

Черноморский судостроительный завод начал серийное производство мульти-питча, не имеющего вышеперечисленных недостатков. Высокие технические параметры получены в результате изготовления лопастей из прочной пластмассы — полиамидной смолы П-610 — методом литья под давлением. Такое литье обеспечивает полную идентичность лопастей по конфигурации, размерам и массе, что полностью исключает необходимость их механической обработки и балансировки винта.

Гребной винт предназначен для моторов мощностью 20—30 л. с., имеет правое вращение и присоединительные размеры втулки ступицы, рассчитанные на гребной вал «Вихрей» всех модификаций. Конструкция винта защищена авторским свидетельством.

Информация об изображенииРис. 1. Мульти-питч с металлической ступицей
Рис. 1. Мульти-питч с металлической ступицей
 
Трехлопастной винт имеет диаметр 240 мм, дисковое отношение 0,48, конструктивный (расчетный) шаг 240 мм и пределы его регулировки 200—320 мм.

Мульти-питч (рис. 1) состоит из лопастей 1 с пальцами 2 для их поворота, зажимной круглой гайки 3, кольцевого поводка 4 с тремя пазами для пальцев 2, втулки 5, передней полуступицы 6 и задней полуступицы 7, стопорного винта 8 с пружинной шайбой 9, штифта 10 и обтекателя 11, передающего упор на гребной вал.

Для изменения шага необходимо немного отдать гайку 3, затем поворотом кольцевого поводка 4 по рискам шкалы, нанесенной на кольце, установить новое значение шага и затянуть гайку. На изменение шага уходит не более 3—5 мин. Высокая точность и идентичность установки лопастей обеспечивается точностью изготовления кольцевого поводка 4 и установки пальцев 2 в комлях лопастей.


В конструкции отсутствует имеющийся на всех гребных винтах подвесных моторов демпфер для смягчения удара при включении реверса. От демпфера удалось избавиться благодаря амортизирующим свойствам материала лопастей: полиамидная смола обладает упругостью, достаточной для смягчения удара.

Гребной винт полностью изготовлен из некоррозионных материалов и может эксплуатироваться в морской воде. Масса его (710 г) лишь ненамного превышает массу штатного гребного винта моторов «Вихрь», и поэтому дополнительные нагрузки на подшипниковые узлы редуктора незначительны.

При изготовлении винта особое внимание уделяется прочности лопастей. На заводе они проходят 100%-ный контроль: штатные лопасти винта (и три запасные, входящие в комплект) на специальной установке проверяются на прочность — на изгиб нагрузкой 450 кг.

Были проведены и специальные испытания, имитирующие работу на засоренной акватории: наезды на деревянные бруски сечением 50X50 мм и длиной 1 м. При ударах о них лопасти не разрушались. Это позволяет рекомендовать использование винта не только для туризма, но и при сплаве леса.

Сейчас на основе той же кинематической схемы поворота лопастей спроектирован и подготовлен к серийному выпуску модернизированный мульти-питч «Черноморец-2», более простой и технологичный по конструкции, еще более удобный в эксплуатации, а главное — легкий — 450 г (почти в 1,5 раза легче, чем штатный винт). Это достигнуто в результате более широкого использования пластмассы вместо металла. Новый винт также признан изобретением и защищен авторским свидетельством.

Информация об изображенииРис. 2. Мульти-питч «Черноморец-2»
Рис. 2. Мульти-питч «Черноморец-2»
 
В конструкции винта (рис. 2) из металла изготовлены только залитый в комель лопасти палец 2, втулка 3, кольцевой поводок 4 и стопорный штифт 6. Самые большие детали — обе полуступицы 5 и гайка 7, а также лопасти изготовлены из полиамидной смолы, причем обе полуступицы одинаковы и поэтому взаимозаменяемы.

Для изменения шага лопастей нужно отдать гайку 7 и, контролируя необходимый угол разворота по шкале на поводке, повернуть лопасти за одну из них и зажать гайку.


Перенос узла затягивания на заднюю часть ступицы устранил возможность произвольного (из-за трения гайки о кольцо) поворота лопастей при ее затягивании. Более Простым оказался и узел фиксации винта на валу, который состоит из круглого штифта, вкладываемого в паз, пропиленный во втулке.

Гайка имеет левую резьбу, и поэтому самоотворачивания не происходит. Износостойкость и прочность ее проверены на предельное количество закручиваний и откручиваний. После нескольких сотен этих операций повреждений гайки не обнаружено.

Информация об изображенииРис. 3. Детали винта «Черноморец-2»
Рис. 3. Детали винта «Черноморец-2»
 
Конструкция мульти-питча позволяет его использовать и на других отечественных моторах. Для установки на «Нептунах» всех модификаций необходимо применить гайку-обтекатель 1 и новую втулку 2 (рис. 3). При достаточном количестве заявок завод предполагает организовать выпуск винтов и для этих моторов.

Гребные винты прошли всесторонние испытания на прочность, надежность и долговечность, а также полный курс ресурсных испытаний в натурных условиях. Эффективность их при установке на «Вихрь-М» проверялась на серийном «Прогрессе-4» и лодке самостоятельной постройки типа «ПК-5» (длиной 4,2 м; шириной 1,45 м; высотой борта на миделе 0,55 м; массой около 150 кг).

Как видно из результатов ходовых испытаний, приведенных в таблице, на обеих лодках штатный винт «Вихря» и мульти-питч с установкой того же шага 300 мм дают примерно одинаковые результаты: при 5 пассажирах лодка сходит с режима глиссирования. При уменьшении шага лопастей мульти-питча до расчетного значения 240 мм — обе мотолодки глиссируют даже с 6 пассажирами; при шаге 220 мм — с 5 и 6 пассажирами удается поддерживать скорость более 30 км/ч, т. е. такую же, как на лодке со штатным винтом при нагрузке 3 человека.



Информация об изображенииКаждая лопасть мульти-питча проверяется на прочность на специальном станке
Каждая лопасть мульти-питча проверяется на прочность на специальном станке
 
Чтобы определить значения оптимального шага для различных нагрузок, гребной винт предполагается испытать и на других мотолодках, выпускающихся промышленностью, но и уже проведенные испытания позволяют предположить неменьшую эффективность использования винта и на них.

В ходе испытаний было замечено, что с пластмассовым винтом шум мотора значительно ниже, причем снижение шума происходит за счет его особенно неприятной высокочастотной части. Это заинтересовало, и в дальнейшем будут проведены специальные количественные испытания, чтобы выявить частотный спектр шума и его снизить.

Необходимо предупредить любителей водного туризма, что при использовании гребных винтов мульти-питчей (да и сменных винтов) необходимо тахометром любого типа контролировать частоту вращения коленчатого вала; это важно для исключения даже кратковременного превышения номинальной частоты вращения.

Остается добавить, что стоимость винта с металлической ступицей в комплекте с тремя запасными лопастями — 35 р., с пластмассовой ступицей (выпуск будет налажен в начале 1980 г.) — 20 р.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Новые паруса фирмы «Миллер и Уитворт»
Гидробионика — изучение гидродинамики морских животных и рыб
Защитный слой краски на металле под микроскопом
Соосные гребные винты
Еще раз об обводах типа «Морской нож»
Парусная ткань для яхт
Проектирование воздушного винта
Моторные лодки с воздушным крылом
Получение нужного профиля паруса
Центровка яхт и парусных судов
Рекомендации по окраске моторной лодки
Технология изготовления ламинированных шпангоутов
Крейсерские катамараны Алдиса Эглайса
Раскрой и шитье парусов
Использование резервов всего комплекса «лодка—мотор—винт»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Мульти-питч черноморского судостроительного завода

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Управляемые транцевые плиты на катере «Баргузин»
Отделка паруса для яхты
Что такое опытовый бассейн?
Опыт изготовления пуансона
Замеры тяги мотора - сопротивления лодки при помощи месдозы
Секреты скорости плавания дельфина
Существует ли «парадокс Грея»?
Подбор гребного винта для катера
Упрощенный способ определения нагрузки катера
Экономичность туристского катера
Калибровка яхтенного лага
Перспективы повышения рекордных скоростей парусников
Проектирование обводов корпусов парусных досок
Мульти-питч или кольцевая насадка для винта?
Управление дифферентом глиссирующего катера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 29 + 11 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории