После публикации в сборнике информации о винте изменяемого шага — «мульти-питче», который позволяет использовать полную мощность мотора при самых различных нагрузках лодки, самодеятельные конструкторы создали уже несколько вариантов таких винтов. С конструкцией Б. Синильщикова мы познакомили читателей в 44 номере сборника за 1973 год. Изменение шага в этом варианте винта производилось для каждой лопасти отдельно, что не очень удобно. Предлагаем вниманию читателей разработку новосибирца Б. Д. Филиппова, устранившего этот недостаток — поворот всех трех лопастей на новый шаг на его винте выполняется одновременно перестановкой кольцевого фиксатора со шпонкой.
Сконструированный мной гребной винт «мульти-питч» эксплуатировался на «Вихре-М» с самой различной нагрузкой и показал неплохие результаты. Изменение шагового отношения винта занимает немногим более минуты и выполняется очень просто: не нужно совмещать риски на корне лопасти и ступице — все три лопасти поворачиваются на нужный угол одновременно.
Изменение шага от 200 до 400 мм ступенчатое через 25 мм и производится перестановкой фиксатора 8 (см. чертеж) в пазы детали ступицы 9 и кольца 4. Ступица состоит из двух деталей 1 и 9, расточенных в сборе и соединенных между собой тремя винтами 10 с потайной головкой. На заднем торце детали 9 имеются радиальные пазы «а», кольцевая канавка для фиксатора и три овальных отверстия, параллельных оси для прохода поводков 3 поворота лопастей. Расточенная под корни лопастей (под углом 120°) ступица стягивается тремя винтами 10.
К заднему ее торцу прилегает дюралюминиевое кольцо 4 для изменения шага, имеющее на переднем торце радиальные пазы и кольцевую канавку такие же, как на ступице. На кольце 4 просверлены три углубления «б» для поводков. Поводки плотно запрессованы в корни лопастей, причем отверстия под них сверлятся на собранном винте при среднем положении лопастей (шаг 300 мм), которое проверяется шаговым угольником. Ступица и кольцо 4 закрепляются на втулке винта 13 гайкой 7. Система крепления винта выполнена для гребного вала мотора «Вихрь». Она состоит из цилиндра 6 с эксцентрично расточенной внутренней полостью под кольцевую канавку гребного вала. Цилиндр может вращаться в отверстии втулки, расточенном с таким же эксцентриситетом. При повороте отверткой цилиндра 6 через отверстие в гайке 7 выступ на его внутренней полости входит в паз гребного вала. От самопроизвольного поворачивания цилиндр, а заодно и гайка 7, контрятся винтом 5.
При необходимости изменить шаг отворачивается гайка 7, фиксатор 8 (на чертеже показан в положении среднего шага — 300 мм) переставляется в необходимый паз вправо или влево, с выступом фиксатора совмещается соответствующий паз кольца 4 и гайка вновь затягивается.
В конструкции винта предусмотрено предохранительное устройство от поломки лопастей при ударе о препятствие. Оно состоит из кусочков плотной резины, вставленных в углубления под каждым из винтов 10 и стальных шариков, входящих в углубления на втулке винта. Жесткость и толщина резины подбираются опытным путем.
Чтобы все лопасти получились одинаковыми, рекомендую следующий технологический процесс их изготовления: на лопасти пришедшего в негодность винта проводится на делительной головке с помощью рейсмуса радиальная риска вдоль «средней» линии на нагнетающей стороне. Затем эта лопасть вырезается вместе с частью ступицы и оставшаяся на лопасти часть ступицы обрабатывается, как прямоугольный выступ. Изготавливаются два цилиндра с необходимыми припусками по диаметру. Они закрепляются на лопасти так, чтобы их оси с доступной точностью совпадали с риской на нагнетающей стороне. Больший цилиндр крепится на выступе со стороны ступицы, а меньший на внешнем крае лопасти с помощью винтов и эпоксидной шпаклевки. Шпаклевкой заделываются щели и на 2 мм с нагнетательной и всасывающей сторон утолщается корневая часть лопасти. После затвердевания шпаклевки торцы цилиндров засверливаются центровым сверлом. Получившиеся бобышки обтачиваются соосно и торцуются в центрах. Полученная таким образом модель лопасти зачищается и окрашивается. Отливка лопастей производится из сплавов AЛ-9 или ЛМцЖ. Литник подбирается соответствующего объема, чтобы исключить возникновение усадочных полостей в теле лопасти. Отливки обтачиваются в центрах, точно так же как и модель. Далее удаляется малая бобышка и поверхность лопасти зачищается и полируется. Винт комплектуется одинаковыми по весу лопастями. При сборке все внутренние полости и зазоры винта заполняются консистентной графитовой смазкой.