Встреча шквала — одни из ответственнейших моментов морской практики, испытание моряка. Очень многое зависит от умения вовремя предвидеть появление шквала, чтобы успеть подготовиться, встретить его во всеоружии. Нужно быть не только осторожным, но и наблюдательным, знать элементы морской метеорологии, уметь хотя бы приблизительно предсказывать погоду по местным признакам. Но даже и с внезапно налетевшим шквалом бороться можно: морская практика дает и на этот случай ряд надежных рекомендаций. Надежных, если, конечно, капитан знает дело и не совершенно беспечен и пассивен.
Известно много примеров, когда экипажи не только килевых яхт, но и швертботов, застигнутых в море жестоким шквалом, с честью выходили из самых тяжелых положений. Но, к сожалению, есть и другие примеры, когда гибли яхты и, что самое страшное, люди. Такие чрезвычайные происшествия единичны, но о них нельзя забывать, на них надо учиться, чтобы они никогда не повторялись.
В субботу 1 июля, около 12.00 из гавани Ленинградского центрального яхт-клуба «Труд» вышла в прогулочное плавание яхта «Секрет» класса «Дракон». На яхте были двое: капитан и матрос — настолько малоквалифицированный, что его правильнее было бы назвать пассажиром.
При легком северо-восточном ветре «Секрет» нес только грот. Естественно, плавание проходило очень спокойно и это усыпляло бдительность капитана, который и вообще, как выяснилось позднее, никогда не был хотя бы элементарно осторожным. Одним галсом «Секрет» подошел к Петродворцовой гавани, около 15.00 сделал поворот фордевинд и лег на курс бейдевинд правого галса, следуя примерно параллельно Северному Петродворцовому фарватеру и постепенно приближаясь к Ленинградскому морскому каналу.
Между тем на юго-востоке, юге и юго-западе стали сгущаться тучи, несколько раз сверкнула молния, загремел гром. Все эти признаки совершенно ясно показывали, что следует опасаться шквала, однако капитан «Секрета» никаких мер к его встрече не принял и продолжал следовать прежним курсом.
Примерно в 16.00 вместе с небольшим шквалом силой до 4 баллов прошел короткий сильный дождь. «Секрет» в это время пересекал морской канал несколько к востоку от банки Каменная. Метеообстановка стала еще более настораживающей, но капитан даже не заставил матроса надеть спасательный жилет (и, разумеется, не надел его сам).
Внезапно ветер резко усилился (по сведениям метеослужбы до 18 м/сек), «Секрет» сильно накренился и, несмотря на то, что капитан потравил гика-шкот и привелся, вода хлынула в открытый кокпит. (Возможно, что и без участия капитана яхту привело, так как стаксель поставлен не был; не исключено также и то, что подветренный бакштаг в это время был заложен, и грот лег на него.)
Потерявшая ход яхта, захлестываемая волной, стала тонуть. Только в этот момент капитан приказал матросу надеть спасательный жилет, который находился в залитом кокпите, но пока матрос доставал его, «Секрет» затонул, уйдя под воду кормой вниз. Это случилось примерно в 16.15.
Вынырнув из воды, капитан ухватился за мачту и вылез на краспицы. Матроса на поверхности воды не было. (Очевидно, в момент погружения яхты потоком воды его затянуло под носовую часть палубы.) Капитан пытался спуститься под воду вдоль мачты, но сделать это не сумел и больше никаких мер к спасению своего товарища не принимал.
Один за другим налетали порывы ветра, заметно усилилось волнение. Держась за мачту, капитан ожидал помощи, однако долгое время поблизости не было видно ни одного судна. Затем примерно в 70—100 м мимо прошел теплоход «ОМ», но с него не заметили человека, сидящего на мачте, как тот ни размахивал руками и ни кричал. Только в 17.10 капитан «Секрета» был обнаружен яхтой «Зарница», принят на нее и поздно вечером доставлен в яхт-клуб. Никаких попыток разыскать пропавшего матроса с помощью экипажа «Зарницы» он не сделал.
Труп обнаружили через несколько дней. «Секрет» был поднят из воды и отбуксирован в яхт-клуб уже на следующий день.
Аварийная комиссия, разбиравшая этот трагический случай, пришла к выводу, что капитан «Секрета» виновен в следующем:
- 1) вышел в море, не имея на борту квалифицированного экипажа;
- 2) не сумел заранее разобраться в окружающей метеообстановке, отнесся к наблюдению за ней халатно, прозевал шквал;
- 3) при явном усилении ветра не заставил матроса надеть спасательный жилет и не надел его сам;
- 4) проявил безграмотность при управлении яхтой во время шквала;
- 5) не принял никаких мер к спасению матроса;
- 6) в борьбе со стихией не проявил необходимую силу волн и высоких моральных качеств.
Разберем эти выводы подробнее.
О том, к чему может привести (и приводит) выход в море с минимальным количеством членов экипажа и с неквалифицированным экипажем, многократно говорилось почти во всех учебных пособиях и на занятиях по морской практике. Нами уже разбирался, например (см. №20), случай посадки на мель яхты «Изумруд» класса «Дракон», в плавание на которой вышли два человека; имеются и другие примеры с еще более тяжелыми последствиями.
Всегда нужно помнить, что указанный в яхтенном свидетельстве минимум экипажа (для «Дракона» — 2 чел.) достаточен для плавания только в благоприятных условиях. Когда условия осложняются, например штормовой погодой, а тем более, возникают особые случаи морской практики (посадка на мель, встреча шквала и т. п.), — указанного минимума для управления яхтой недостаточно. А если, к тому же, один из двух членов экипажа оказывается неквалифицированным, ни о какой безопасности плавания не может быть и речи.
Признаки приближения шквала должны быть хорошо известны капитану «Секрета» — яхтенному рулевому I класса, они описаны во всех учебниках по парусному спорту и метеорологии. В данном случае, принимая во внимание 20-летний плавательный стаж и 17-летнюю гоночную практику на «Драконах» в качестве шкотового, капитан, безусловно, должен был хорошо знать все местные признаки для предсказания изменений силы и направления ветра, ибо для яхтсмена-гонщика это имеет первостепенное значение.
В момент шквала, когда «Секрет» утонул, автор этих строк находился менее чем в трех милях к северо-западу от места аварии. Угрожающие признаки шквала были настолько явными, что не заметить их мог только абсолютно беспечный судоводитель. Проявились эти признаки задолго до самого шквала, времени для подготовки к его встрече было вполне достаточно. Конечно, предвидеть силу шквала удается далеко не каждому и не всегда, но в такой ситуации лучше переборщить, чем ограничиться опасным минимумом или вообще не принять никаких мер. Во всяком случае, благоразумный яхтсмен, готовясь к встрече шквала на такой небольшой, с открытым кокпитом яхте, должен был позаботиться о том, чтобы на всех членах экипажа были надеты спасательные жилеты.
Многие обстоятельства гибели «Секрета» так и остались неясными, тем более, что показания капитана ни четкостью, ни правдоподобностью не отличались (это видно из протокола заседания аварийной комиссии, других документов, бесед с опытными яхтсменами, которые много плавали па «Драконах»). Если, как показывает капитан, он сразу растравил гика-шкот, то «Секрет» при ветре 18 м/сек вряд ли был бы залит: мог быть разорван грот, сломана мачта, но яхта наверняка осталась бы на плаву. Значит, или не был потравлен гика-шкот, или был заложен подветренный бакштаг и грот лег на него. Возможен н другой вариант: в момент шквала яхта, будучи без стакселя, привелась настолько резко, что сделала самопроизвольный поворот оверштаг, а уже на другом галсе грот лег на заложенный правый бакштаг, что и привело к заливанию яхты. Этот вариант подтверждается положением «Секрета» на дне носом на юг, хотя шел он на север и, по показаниям капитана, был залит именно на этом курсе. Предположение о том, что яхту развернуло на 180° во время того, как она тонула, или, тем более, после того, как она затонула, маловероятно.
Что же нужно было предпринять? Убрать перед шквалом грот и спускаться по ветру, убегая от шквала. В данном случае свободного от навигационных опасностей пространства для движения полным курсом было сколько угодно.
Если шквал не был вовремя замечен и пришлось встречать его под гротом, надо было сразу увалиться на полный курс — принимать шквал с кормы. Встречать шквал на остром курсе без стакселя было нельзя. Яхта при этом всегда будет сильно крениться и приводиться, а если потравить гика-шкот — остановится; и то и другое очень опасно. В первом случае яхту с открытым кокпитом может залить сразу, или она сделает непроизвольный поворот оверштаг и, оказавшись без хода, получит на другом галсе еще больший крен и опять-таки будет залита. Во втором случае яхта, потерявшая ход, не будет слушаться руля, станет «игрушкой» ветра и волны. Получив задний ход, она тоже легко может быть залита.
Совсем другое дело, если яхта встречает шквал на остром курсе под гротом и стакселем. При шквале стаксель выбран, все порывы ветра парируются гротом. Яхта не приводится самопроизвольно, сохраняет ход, остойчивость и управление даже тогда, когда грот сильно заполаскивает. И, конечно, яхту во время шквала надо откренивать. При очень сильном шквале, когда невозможно откренить яхту, имея стаксель, будет легче увалиться на полный курс, убегая от шквала под всеми парусами, под одним стакселем или, убрав все паруса, под голым рангоутом.