В №49 сборника была опубликована статья «Аварийная система охлаждения подвесного мотора» (а. с. № 282078), вызвавшая интерес читателей. В частности, многих интересует, как применить эту систему охлаждения на серийных моторах «Ветерок». Об этом рассказывает автор изобретения А. А. Плохое.
Доработка сводится к тому, что всасывающий канал в корпусе помпы необходимо соединить с нагнетательным и поставить на соединяющем канале разделительный управляемый клапан, иначе на холостом ходу вода не будет поступать из помпы в двигатель, а начнет циркулировать в помпе по малому кругу — по каналам № 3, 5 и 6; следует также изготовить новую пластину-водозаборник на подводной части.
Для того чтобы на помпе «Ветерка» соединить приемный канал с нагнетательным 3, нужно на корпус помпы 2 сделать наплавку между двумя бобышками (на рис. 2 соединение показано в разрезе) и в ней просверлить два сообщающихся канала 5 и 6 ∅5 мм; канал 6 является продолжением существующего канала в серийных помпах, а канал 5 сверлится с таким расчетом, чтобы с одной стороны, обойти точку крепления корпуса к проставке и разместить отверстие с резьбой М10Х1 для клапана 8, а с другой — получить свободный выход в отверстие бобышки 4, расположенное над каналом 3 между уплотнительной резинкой нагнетательной трубки (на чертеже не изображена) и верхней стенкой корпуса помпы 2. Для этого бобышка 4 должна быть наварена вверх на 10 мм, а уплотнительная резинка трубки и отверстия для ее фиксации подняты также на эту величину.
На рис. 1 даны размеры для доработки корпуса серийной помпы с необходимыми подварками.
Клапан 8 изготовляется из пруткового алюминия с таким расчетом, чтобы коническая часть его обеспечивала перекрытие канала 5, а в вывернутом положении — упор в ограничительный штифт 7 и сообщение каналов 5 и 6; при этом резьба клапана должна иметь достаточный запас для уплотнения перепускного канала снаружи.
Ограничительный штифт 7 изготовляется из нержавеющей проволоки диаметром 1—1,5 мм и устанавливается так, чтобы с одной стороны не мешать уплотнению канала 5, а с другой — при открытом полностью клапане — препятствовать выпаданию клапана.
Для обеспечения доступа к клапану 8 в проставке 1 необходимо просверлить отверстие 9, расположенное против клапана, и закрыть его снимающейся пробкой для снижения шумности мотора.
Пластина водозаборника 1 (см. рис. 3) изготовляется по размерам серийной и имеет два отверстия для крепежных винтов 3 и одно отверстие ∅10 мм для трубки 2.
Трубка 2 приваривается к пластине длиной 20—25 мм косым срезом в сторону лопасти гребного винта. Интенсивность подачи воды при открытом полностью клапане зависит от угла и направления среза трубки 2 и, кроме того, плотности прилегания пластины 1 к корпусу редуктора.
Все остальные детали и узлы системы охлаждения остаются серийными и в доработке не нуждаются.
Если нет возможности доработать корпус помпы наваркой описанным способом, то можно применить любой способ соединения подводящего канала с нагнетательным, не изменяя его (например, при помощи шлангов или трубок с краником, внутренний диаметр которых должен быть не меньше 5 мм).