Запрессовка при склеивании
При постройке лодок в домашних условиях иногда не хватает приспособлений для создания необходимого давления при склеивании деталей большой площади — таких, как клееные рули, шверты, фанерованные двери, переборки.
Выручить могут подручные средства, которые легко найти. Например, пара ведер, заполненных водой (а еще лучше песком), десяток кирпичей, каждый из которых весит 3—4 кг. При запрессовке тонколистовых деталей грузы нужно положить на щит из толстых досок, чтобы давление равномерно распределилось по всей площади склейки.
При приклеивании имеющего погибь фанерного настила палубы (или крыши рубки) к бимсам удобно пользоваться продолговатыми мешочками, заполненными песком: они плотно обжимают фанеру по контуру бимсов.
Как устранить течь на шлюпке
Наборная (кромка на кромку) обшивка на шлюпке, которая обычно хранится на берегу и спускается на воду время от времени, быстро рассыхается, теряет герметичность. В таких случаях лучше позаботиться о водонепроницаемости обшивки заранее, оклеив шлюпку снаружи стеклотканью на эпоксидной смоле.
Возможны два варианта. При первом (рис. в) узкими полосками стеклоткани оклеивают только выступающие кромки поясьев обшивки. При втором — поверх этих полосок накладывают еще и полосы стеклоткани, по ширине равные ширине пояса (рис. г). Попытки оклеить клинкерную обшивку одним широким полотнищем стеклоткани, как правило, оканчиваются неудачей, так как в местах сгибов ткань прилегает к обшивке неплотно и шлюпка продолжает течь.
Перед оклейкой корпус нужно тщательно очистить от отстающей старой краски, заменить ослабевшие крепления обшивки к шпангоутам, поставив сквозные гвозди-заклепки взагиб (рис. а) или расклепав их концы на шайбах (рис. б).
Чтобы обшивка меньше рассыхалась, когда шлюпка находится на берегу, лучше красить ее светлой краской: при окраске темными тонами доски сильно нагреваются солнечными лучами.
Вентиляция каюты
На деревянном судне с каютой очень важно обеспечить сквозную вентиляцию внутренней поверхности обшивки для предохранения ее от плесени и загнивания.
Все переборки и дверцы шкафов должны быть снабжены вентиляционными отверстиями. В переборке такую вентиляционную щель можно оформить, например, в виде полочки 4. Полочка снабжается бортиком 2, а воздух беспрепятственно циркулирует через отверстие 3 в переборке 1.
Водоотливной шпигат на катере
Интересную конструкцию шпигата предлагает читатель Е. Я. Усанов из г. Ленинграда. Шпигат открывается приводом из рулевой рубки. На приборной панели есть и контрольная лампочка, зажигающаяся при его открытии. Автор особенно рекомендует этот шпигат для скоростных катеров.
Контактное дыхание без контакта
В наше время одним из наиболее эффективных методов искусственного дыхания признан контактный. При этом оказывающий помощь, очистив дыхательные пути пострадавшего, наполняет его легкие воздухом собственным выдохом изо рта в рот.
На выставке «Судотехника-73» шведская фирма «Бикапа» демонстрировала очень простой и эффективный прибор для осуществления искусственного дыхания контактным методом, но уже без непосредственного контакта спасателя с пострадавшим. Прибор представляет собой грушу, выполненную из прозрачного эластичного пластика объемом около 1,5 л. К одному из отверстий на конце груши присоединен раструб, который плотно прижимается ко рту пострадавшего. Отверстие на другом конце груши снабжено простейшим клапаном, который перекрывается при «вдохе». Сжимая и отпуская грушу, можно сделать искусственное дыхание гораздо эффективнее, чем способом «изо рта в рот», так как прибор одинаково работает как на вдох, так и на выдох, а при обычном способе выдох получается за счет эластичности легких пострадавшего, которые обладают определенной инертностью.
Приспособление для постановки мачты
При переходе по внутренним водным путям иногда приходится снимать мачту и ставить ее снова на яхте, не имеющей для этого соответствующих приспособлений. Если не удается встать для этой цели у высокой набережной или моста (самый простой вариант), выручить может простое приспособление из двух стрел.
Используются два тонких бревна или бруса длиной около половины высоты мачты. Верхние концы бревен связываются прочным бензелем, здесь же крепятся на стопоре блок подъемных талей и стальной трос-оттяжка, с помощью которой стрелы приводятся в близкое к вертикальному положение. Близ шпора мачты крепится груз или длинная оттяжка, за которую шпор подводится к отверстию пяртнерса.
Подъемные тали можно основать из гика-шкота.
На рисунке показаны: а — правильное (с небольшим наклоном) положение стрел и мачты при постановке; б — остропливание мачты; в — обвязка концов стрел бензелем.
Чтобы не гнили тросы и парусина
Сохранить от гниения веревочные снасти и все парусиновые изделия очень легко, если в продолжение четырех суток вымочить их в растворе медного купороса — 25 грамм на один литр воды, и после полной просушки хорошенько прополоскать в мыльной воде, для чего 100 грамм хозяйственного мыла полностью растворить в 2,5 литрах теплой воды. Затем снасти надо вновь хорошо высушить.