Ликпаз на алюминиевой мачте
На мачте из трубы алюминиевого сплава ликпаз проще всего сделать, приварив трубку диаметром 20—22 мм с продольной прорезью-пазом. Наибольшую сложность обычно представляет выполнение этого паза.
Рекомендую применить для этого приспособление, напоминающее обычный рубанок.
Колодка 3 изготовлена из плотного дерева. В ней прорезано гнездо для токарного отрезного резца 4 и удерживающего резец клина 5. Нижняя поверхность колодки обработана по радиусу, соответствующему размеру трубы мачты 1; в колодке сделано направляющее углубление для трубки ликпаза 2. Приспособление, как и обычный рубанок, снабжено рукоятками 6.
При помощи такого рубанка нам удалось прорезать паз на 10-метровой мачте всего за 45 мин. По мере углубления паза резец понемногу осаживался в гнезде. Чтобы уменьшить усилия, затрачиваемые на трение, скользящие поверхности рубанка и трубку ликпаза рекомендуем смазывать машинным маслом.
Пресс-масленка из тюбика
Лучше всего для этой цели подходят тюбики из-под отечественной зубной пасты. Сделаны они из более толстого металла и гораздо дольше служат, чем тюбики зарубежного изготовления.
По израсходовании зубной пасты аккуратно вскрываю заднюю часть тюбика, промываю его внутри, просушиваю и карандашом на столе разглаживаю стенки, после чего при снятом колпачке заполняю тюбик смазкой ЦИАТИМ-201 и опять заворачиваю заднюю часть тюбика. При необходимости можно иметь несколько таких тюбиков с различными сортами смазки.
Смазка ЦИАТИМ-201 гигроскопична, поэтому хранить ее в таком герметичном тюбике особенно удобно.
И еще одно удобство использования тюбика. Если надо смазать шарикоподшипник № 202 вала-шестерни редуктора мотора «Вихрь», то штуцер тюбика я приставляю к отверстию для набивки полости и выдавливаю смазку несколькими порциями.
Вода и лодка отталкиваются
Вот уже несколько сезонов я применяю нехитрый и очень простой способ предохранения лакокрасочного покрытия днища мотолодки «Прогресс» от разрушения и экономлю бензин.
Каждую весну перед открытием навигации я протираю всю лодку снаружи ветошью, смоченной неэтилированным бензином. После этого натираю наружную обшивку слоем мастики «Эдельвакс», а еще лучше — силиконовой мастикой (она прозрачна и обладает повышенными водоотталкивающими свойствами). В крайнем случае подойдет любая другая восковая мастика для натирки полов.
На днище лодки желательно нанести два слоя мастики. После того как слой мастики подсохнет, ее следует хорошо растереть и располировать шерстяной тканью. Что это дает?
Благодаря защите восковыми мастиками затрудняется проникновение влаги в микротрещины лакокрасочного покрытия, срок его службы увеличивается. Это хорошо известно автомобилистам.
И второе. При каждом подъеме лодки из воды, а она у меня хранится на подъемнике, я вижу, как на днище лодки вода собирается крупными каплями и быстро стекает, т. е. днище плохо смачивается водой. За счет этого уменьшается сопротивление корпуса, скорость лодки повышается, путевой расход топлива падает. Так что опыт подготовки корпусов спортивных судов бывает полезен и рядовым водномоторникам.
Подруливающее устройство для катера
Гавани для прогулочно-туристских катеров на Западе с каждым годом становятся все более тесными, причем в последние годы они интенсивно пополняются сравнительно крупными катерами. Вывести из гавани моторную яхту длиной 10—15 м или ошвартовать ее у бона, используя только работу главных двигателей, часто оказывается просто невозможно. В этих случаях выручает подруливающее устройство.
На рисунке показано подруливающее устройство, выпускаемое голландской фирмой «Ветус» для катеров длиной 9—10 м. Оно обеспечивает упор 23 кгс при мощности электродвигателя 1,5 кВт, работающего от бортовой сети напряжением 12 В. Диаметр трубы всего 132 мм, общий вес устройства составляет около 6 кг. Оно снабжено переносным пультом дистанционного управления, который может быть включен в рулевой рубке либо на баке, поближе к швартовным устройствам. Если электромотор с вертикальной осью не «вписывается» в отсек, его можно расположить горизонтально.
Ось гребного винта должна располагаться на глубине не менее 176 мм под поверхностью воды.
Два совета владельцам мотолодок
Тем, кто безуспешно ищет тент для мотолодки «Днепр», советую смело покупать тент «Казанки-5М-2». При минимальной подгонке он вполне заменяет штатный.
Для снижения воздействия шума подвесного мотора при длительных переходах полезно дуги со сложенным у рецесса тентом приподнять настолько, чтобы мотор не был виден с места рулевого (т. е. примерно на 300 мм) и установить под дуги любой упор.