В №140 «КиЯ» описывался выпускаемый английской фирмой для моторных яхт и катеров удобный разъем силового провода на клеммах аккумуляторной батареи. Он состоит из корпуса с крышкой, электрода с закрепленным в нем проводом, пружины, установленной на проводе, один конец которой упирается в стенку корпуса, а другой — в электрод аккумуляторной батареи. Упругость пружины подбирают таким образом, чтобы обеспечить плотный прижим силового электрода к штырю батареи.
Конструкция быстросъемных зажимов, предлагаемая английской фирмой, неудобна в эксплуатации из-за того, что пружину перед установкой в корпус, а также при снятии зажима со штыря аккумуляторной батареи необходимо сжать со значительным усилием.
Авторами разработана другая конструкция зажима, в которой сжатие пружины происходит при повороте крышки, соединенной с корпусом при помощи оси. Предлагаемое техническое решение признано изобретением (положительное решение ВНИИГПЭ от 18.06.90 г. по заявке № 47S8778/04)
Электрод 2 установлен в корпусе 1 и соединен с проводом 3 при помощи винта 4; толкатель 5 свободно скользит по проводу 3 внутри корпуса 1; пружина 6 на проводе 3 закреплена одним концом на толкателе 5, а другим — на электроде 2; крышка 7 закреплена на оси 8 в корпусе 1 и соединена с толкателем 5 через шатуны 9 при помощи осей 10 и 11.
Зажим работает следующим образом.
При установке электрического зажима на штырь 12 аккумуляторной батареи крышка 7 находится в открытом положении. Надев корпус 1 на штырь, закрывают крышку 7, при этом за счет ее поворота относительно оси 8 при помощи шатуна 9 происходит линейное перемещение толкателя 5, который через пружину 6 прижимает с необходимым усилием электрод 2 к штырю 12.
При съеме электрического зажима со штыря 12 аккумуляторной батареи достаточно открыть крышку 7, при этом толкатель 5 перемещается от штыря 12 и пружина 6 оттягивает электрод 2 от штыря 12. Корпус 1 снимают со штыря 12 без особых усилий.