После статьи в №4 за 1988 г. «Два способа борьбы с кавитацией» у меня родилась идея по переделке моего «Вихря-М» по приведенной схеме.
По-моему, встречный напор воды будет поджиматься в канале, а винт будет служить центробежным насосом. Интересно, применим ли в борьбе с кавитацией выпуск выхлопных газов через щели в кромках лопастей? Или комбинированный водовоздушный выпуск таким же образом? Если можно, укажите точные размеры для моей схемы.
Точные размеры мы вам указать, очевидно, не сможем, так как на гражданских или спортивных судах подобные гребные винты еще не применялись.
Были изобретательские предложения, в которых предлагалось организовать выпуск выхлопных газов через отверстие в обтекателе ступицы или организовать подачу воздуха к отверстиям в ступице и в лопастях, почти как у вас, только без воды (см. РЖ ВТ «Судостроение» реф. 1А146П). В книге М. А. Мавлюдова и др. «Движители быстроходных судов» (Судостроение, 1982 г.) на с. 133—137 даны материалы некоторых экспериментов с вентилируемыми суперкавитирующими гребными винтами. Если удачно организовать подачу воздуха за тупую выходящую кромку такого винта, можно получить а благоприятном случае увеличение КПД на 20—30%. Окончательный ответ здесь может дать только эксперимент.
Подача воды к отверстию в ступице и использование каналов в лопастях как центробежного насоса не может оказаться эффективнее подачи воздуха или газов. Это связано с тем, что при движении жидкости по узким каналам возникают значительно большие, чем для газа, вязкие потери. Кроме того эффект, получаемый в случае газа и воды, принципиально различный. В случае подачи газа происходит перевод естественной кавитации в искусственную, а в случае подачи воды, при удаче, возможно лишь несколько затянуть момент начала кавитации.
Так что рекомендуем организовать подачу воздуха или газа и поэкспериментировать.