Не случайно я обратился к веслам типа «юлоу» (см. «КиЯ» №57), при помощи которых обитатели морей Дальнего Востока приводят в движение тяжелые плавучие сооружения. Весла изготовил по размерам, указанным в журнале, а длину (опытным путем) пришлось немного увеличить (рис. 1). Работая таким веслом, я чувствовал, что по мере заглубления лопасти тяга возрастает, однако в большей степени росла сила сопротивления движению, весло угрожающе гнулось, готовое вот-вот сломаться. Так и родилась идея сделать весла покороче и поставить их вертикально, сохранив основной принцип гребли «юлоу» — создание упора за счет появления на попасти гидродинамической подъемной силы при ее движении с борта на борт.
В изготовленной мною конструкции два весла навешиваются на кронштейне, закрепленном на транце, при помощи узла подвески. Узел обеспечивает качания весла относительно горизонтальной оси в плоскости, перпендикулярной ДП судна, и вращение — точнее — разворот лопасти на угол около 10° относительно оси веретена. Рукоятки весел соединены системой двух тяг, которые обеспечивают синхронное качание обоих весел и разворот их лопастей.
Принцип работы весел ясен из рис. 2. При качании рукоятки весла на левый борт (верхняя схема) лопасть идет вправо, при этом она развернута выпуклой поверхностью (спинкой) влево под углом 7—10° к плоскости качания весла. Как и на попасти гребного винта или подводном крыле, на спинке лопасти весла создается разряжение, на плоской поверхности — повышенное давление. В результате разности давлений возникает гидродинамическая подъемная сила, составляющая которой Т, направленная по ходу судна, и приводит его в движение.
При возвратном качании рукоятки весла в сторону правого борта попасть разворачивается спинкой на правый борт и сила Т сохраняет свое направление (нижняя схема).
Каждое весло изготовлено из трубчатого веретена с приваренными к ней несколькими сегментными нервюрами, задающими профиль попасти (рис. 4). Нервюры обтянуты тонкими листами — конструкция аналогична рулям; все изготовлено из алюминиево-магниевого сплава. При ширине попасти 200 мм я выбрал максимальную толщину профиля 35 мм. Но исходя из опыта эксплуатации весел считаю, что толщину можно уменьшить до 20 мм — эффективность гребли не снизится, зато работать на таких веслах будет легче.
Наиболее сложным является узел подвески весла (рис. 5), который должен обеспечивать поворот весла вокруг своей оси, воспринимать упор, а также позволять откидывать весло при подходя к берегу, подобно подвесному мотору. Кстати, конструкция подвески может быть изготовлена аналогично подвеске мотора «Салют». Узел состоит из корпуса 1, к которому приварена цапфа 3, являющаяся горизонтальной осью качания весла. В корпус 1 запрессованы втулки 2 из термопласта, служащие подшипниками скольжения для веретена 12. Веретено фиксируется относительно корпуса при помощи колец 13, снабженных стопорными винтами 15.
Цапфа 3 вращается в шарикоподшипниках 5, установленных в корпус 4 и закрепленных в нем при помощи пружинных колец 6. Шайба 7 и гайка-барашек в препятствуют выскакиванию цапфы из опор.
Корпус 4 приварен к П-образной опоре, которая может поворачиваться а вертикальной плоскости относительно оси — болта 10 при необходимости откинуть весла вверх при переходе на движение под мотором или для прохода мелко-вод я. Второй болт 12 является фиксатором. Его можно выполнить по типу фиксатора угла наклона подвесного мотора.
Рукоятки весел соединены между собой верхней 5 и нижней 3 тягами (см. рис. 3). Концы тяг закреплены шарнирно (см. рис. 4). Разница по высоте крепления тяг обеспечивает возможность путем разворота рукоятки весла вокруг оси веретена разворачивать и второе весло, при этом нижняя тяга проходит под верхней, не задевая ее. Таким образом осуществляется разворот лопастей и, следовательно, маневрирование — развороты судна, задний ход.
При описании весел я умышленно не конкретизирую размеры деталей, номера подшипников и т. п. Депо в том, что весла могут быть изготовлены из любых подручных материалов. «Давить» на конструкторов не хочется. Возможно, кто-то сможет улучшить конструкцию движителя.
Идея же оказалась удачной. Один человек (не обязательно атлетического сложения) может легко передвигать «Березку» со скоростью 4—5 км/ч. Грести такими веслами легче, чем веслом «юлоу», хотя, если смириться с его огромными размерами и приобрести достаточный опыт, можно с успехом перемещать судно и этим древним способом.
Примечания
1. Описание плавдачи, построенной автором, опубликовано в «КиЯ» №146.