Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные устройства
  • 1991 год
  • Весла для большого катера
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Проект катера «Штормовик» для больших волн
Эскизы весел и работа весла на народном каноэ
Весла из стеклопластика для надувных лодок
Полезные мелочи: складной трап, тент, мотор в колодце, весла...
Первые гонки крейсерских яхт на Кубок Большого Днепра 1977 года
Вторые соревнования крейсерских яхт на Кубок Большого Днепра
Глиссирующие поплавки для «Салюта» из байдарочного весла
Полезные мелочи: весла, кисть, рули, стопор для двери, вага...
За рубежом: весла, каравеллы, «Фаудроант», велосипед, слалом...
Рыболовная лодка «Окунь» под мотор, весла и подвесной парус
Заметки писателя «Весла, зонтик и собака»
Удобные сбалансированные весла по-английски
Выбор типа туристического катера
Катера любительской постройки


Весла для большого катера

Год: 1991. Номер журнала «Катера и Яхты»: 149
          0


Владельцы больших катеров, особенно типа «Морские сани», катамаран или тримаран, знакомы с трудностями использования весел для движения в аварийных случаях, при необходимости перемещения судна на небольшое расстояние и т. п. Большая ширина корпуса и высокий борт не позволяют эффективно грести обычными распашными веслами, особенно одному человеку. Наши предки подобную проблему решали, размещен большое число гребцов по обоим бортам судна. Мы же, как правило, отправляемся в плавание на своей плавдаче «Березка» вдвоем с женой. Вместе нам уже за 100 лет и обычными веслами много не нагребешь! Напомню, что водоизмещение «Березки» 2900 кг, ширина 3,2 м при наибольшей длине 8,35 м1.

Информация об изображенииРис. 1. Весло типа «юлоу»
Рис. 1. Весло типа «юлоу»
 
Не случайно я обратился к веслам типа «юлоу» (см. «КиЯ» №57), при помощи которых обитатели морей Дальнего Востока приводят в движение тяжелые плавучие сооружения. Весла изготовил по размерам, указанным в журнале, а длину (опытным путем) пришлось немного увеличить (рис. 1). Работая таким веслом, я чувствовал, что по мере заглубления лопасти тяга возрастает, однако в большей степени росла сила сопротивления движению, весло угрожающе гнулось, готовое вот-вот сломаться. Так и родилась идея сделать весла покороче и поставить их вертикально, сохранив основной принцип гребли «юлоу» — создание упора за счет появления на попасти гидродинамической подъемной силы при ее движении с борта на борт.

В изготовленной мною конструкции два весла навешиваются на кронштейне, закрепленном на транце, при помощи узла подвески. Узел обеспечивает качания весла относительно горизонтальной оси в плоскости, перпендикулярной ДП судна, и вращение — точнее — разворот лопасти на угол около 10° относительно оси веретена. Рукоятки весел соединены системой двух тяг, которые обеспечивают синхронное качание обоих весел и разворот их лопастей.


Информация об изображенииРис. 2. Схема действия весел, разработанных автором
Рис. 2. Схема действия весел, разработанных автором
 
Принцип работы весел ясен из рис. 2. При качании рукоятки весла на левый борт (верхняя схема) лопасть идет вправо, при этом она развернута выпуклой поверхностью (спинкой) влево под углом 7—10° к плоскости качания весла. Как и на попасти гребного винта или подводном крыле, на спинке лопасти весла создается разряжение, на плоской поверхности — повышенное давление. В результате разности давлений возникает гидродинамическая подъемная сила, составляющая которой Т, направленная по ходу судна, и приводит его в движение.

При возвратном качании рукоятки весла в сторону правого борта попасть разворачивается спинкой на правый борт и сила Т сохраняет свое направление (нижняя схема).

Каждое весло изготовлено из трубчатого веретена с приваренными к ней несколькими сегментными нервюрами, задающими профиль попасти (рис. 4). Нервюры обтянуты тонкими листами — конструкция аналогична рулям; все изготовлено из алюминиево-магниевого сплава. При ширине попасти 200 мм я выбрал максимальную толщину профиля 35 мм. Но исходя из опыта эксплуатации весел считаю, что толщину можно уменьшить до 20 мм — эффективность гребли не снизится, зато работать на таких веслах будет легче.

Информация об изображенииРис. 5. Узел подвески весла
Рис. 5. Узел подвески весла
 
Наиболее сложным является узел подвески весла (рис. 5), который должен обеспечивать поворот весла вокруг своей оси, воспринимать упор, а также позволять откидывать весло при подходя к берегу, подобно подвесному мотору. Кстати, конструкция подвески может быть изготовлена аналогично подвеске мотора «Салют». Узел состоит из корпуса 1, к которому приварена цапфа 3, являющаяся горизонтальной осью качания весла. В корпус 1 запрессованы втулки 2 из термопласта, служащие подшипниками скольжения для веретена 12. Веретено фиксируется относительно корпуса при помощи колец 13, снабженных стопорными винтами 15.

Информация об изображенииРис. 3. Установка весла
Рис. 3. Установка весла
 
Цапфа 3 вращается в шарикоподшипниках 5, установленных в корпус 4 и закрепленных в нем при помощи пружинных колец 6. Шайба 7 и гайка-барашек в препятствуют выскакиванию цапфы из опор.

Корпус 4 приварен к П-образной опоре, которая может поворачиваться а вертикальной плоскости относительно оси — болта 10 при необходимости откинуть весла вверх при переходе на движение под мотором или для прохода мелко-вод я. Второй болт 12 является фиксатором. Его можно выполнить по типу фиксатора угла наклона подвесного мотора.


Информация об изображенииРис. 4. Схема работы левого весла в вертикальной плоскости
Рис. 4. Схема работы левого весла в вертикальной плоскости
 
Рукоятки весел соединены между собой верхней 5 и нижней 3 тягами (см. рис. 3). Концы тяг закреплены шарнирно (см. рис. 4). Разница по высоте крепления тяг обеспечивает возможность путем разворота рукоятки весла вокруг оси веретена разворачивать и второе весло, при этом нижняя тяга проходит под верхней, не задевая ее. Таким образом осуществляется разворот лопастей и, следовательно, маневрирование — развороты судна, задний ход.

При описании весел я умышленно не конкретизирую размеры деталей, номера подшипников и т. п. Депо в том, что весла могут быть изготовлены из любых подручных материалов. «Давить» на конструкторов не хочется. Возможно, кто-то сможет улучшить конструкцию движителя.

Идея же оказалась удачной. Один человек (не обязательно атлетического сложения) может легко передвигать «Березку» со скоростью 4—5 км/ч. Грести такими веслами легче, чем веслом «юлоу», хотя, если смириться с его огромными размерами и приобрести достаточный опыт, можно с успехом перемещать судно и этим древним способом.

Примечания


1. Описание плавдачи, построенной автором, опубликовано в «КиЯ» №146.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Полезные советы по работе со стеклопластиком
Консультации по моторам «Ветерок», «Москва», «Вихрь» и прочим
Правила и советы по безопасности экипажа судна
Подготовка парусной лыжи и обучение катания
Испытания и отзывы о надувной лодке «Язь-31»
Бермудский грот на сегарсах
Разрезные подводные крылья для мотолодки
Концевые пластины на лопастях гребного винта
Консультации по подвесным моторам «Вихрь» и «Ветерок»
Соблюдение установленных правил на воде — гарантия безопасности
Полезные мелочи: ликпаз на мачте, пресс-масленка, защита днища...
Испытания и отзывы о картоп-мотолодке «Аргон-360»
Полезные мелочи: киповая планка, обтекатель, вертлюг и оттяжка гика...
Испытание водометного гидроцикла «AlSjet» А. И. Сулейманова
Как Ру Смит построил яхту «Свонсонг»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Весла для большого катера

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Быстросъемное соединение провода
Носовое подводное крыло для мотолодки «Крым»
Консультации по лодочным моторам «СМ-255Л» и «Вихрь»
Ответы ГИМС: налоги, обучение, прокат, постройка, критика...
Плавание на яхте в тумане и без радара
Два пособия: справочники по морским лоциям
Настройка для гонок швертбота «Луч» и методы тренировки
Полезные мелочи: дымовая труба, «Салют», походная печка...
Маленькие хитрости на яхте «Кортик»
Переделка мотора «Вихрь-М» для борьбы с кавитацией
Консультации по подвесным моторам «Вихрь» и «Привет»
Требования ГИМС к состоянию и мощности подвесных моторов
Сплесень на фале из стального и синтетического троса
Удобный прозрачный прямоугольный транспортир
Турбонаддув и надежность лодочного двигателя


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 25 + 39 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории