Если нужно осмотреть винт
Для осмотра и ремонта винторулевого комплекса на катере бывает необходимо подтащить судно кормой к берегу. Для работы достаточно, если зазор между гребным валом и поверхностью воды будет около 100 мм. Катер устанавливается перпендикулярно линии уреза воды. С кормы на берег подаются два швартова 1, а с носа со стороны течения катер раскрепляется оттяжкой 2, которая препятствует разворачиванию катера (для этой цели можно использовать и якорь). Под киль катера подкладывается несколько досок или брусьев 3, изменяется также нагрузка судна. Наиболее тяжелые грузы рекомендуется снять на берег и придать дифферент на нос. Затем постепенно выбирая швартовы, вытягивать катер кормой на берег. Помогает в этом лебедка, якорный шпиль (если он есть) или мощные тали, закрепленные на берегу за дерево или камень.
Аварийный гребной винт
В одной из субботних поездок я случайно утопил винт от «Вихря-М». После долгого раздумья и 15 минут работы мне удалось изготовить новый винт.
Продев в отверстия для шпонок стальную проволоку диаметром 5 мм, я скрутил из нее восьмерку, а затем обмотал петли проволоки несколькими слоями изоляционной ленты ПХВ. Получился весьма симпатичный двухлопастной гребной винт.
Говоря откровенно, я не верил в свою затею, но включив реверс мотора, был очень обрадован. На средних оборотах мотор работал без вибрации и лодка (с тремя пассажирами) бодро шла вперед. Через 55 минут мы были на лодочной стоянке. Когда-то на «Ветерке-8» мы проходили это расстояние за 40 мин. Изолента оказалась неповрежденной и можно было хоть сейчас продолжать плавание.
Заменитель шпиля на крейсерское яхте
Подобраться на якорной цепи в свежий ветер на яхте класса Л6 или большего размера особенно при нехватке рабочих рук бывает нелегко. Помогают тали, основанные в 4—5 лопарей и снабженные на подвижном блоке 3 специальным захватом 2 с прорезью для вертикального звена якорной цепи 1. Стройкой 4 тали крепятся за битенг или мачту.
Подобрав с помощью талей цепь, накидывают несколько ее шлагов на битенг и перезакладывают захват 2. Аналогичный захват, закрепленный стропом за битенг, служит отличным стопором якорной цепи.
Чтобы не упустить фал
При смене носовых парусов, особенно в штормовую погоду, полезно иметь под рукой стропки для временного крепления фалов. Пару таких стропок 2 рекомендуется надеть на релинг 3. Отдав фал 1 от паруса, его конец можно быстро закрепить за стропку на время смены стакселя. Исключается возможность упустить фал, он не запутается за краспицы и штаг.