Не ошибусь, если скажу, что почти каждый владелец подвесного мотора сталкивается с перегревом двигателя из-за выхода из строя крыльчатки охлаждения или засорения входных отверстий. На своей мотолодке я смонтировал аварийный выключатель, который уже несколько раз спасал мотор от аварий.
Схема работает следующим образом. Низковольтное напряжение от первичной катушки системы зажигания через развязывающие диоды Д1 и Д2 подводится к аноду тиристора Д4. Стабилизированное напряжение на управляющий электрод от стабилитрона Д3 подается по цепочке резисторов R2 и R3. Резистор R2 является термодатчиком — при увеличении температуры сопротивление его уменьшается и, следовательно, увеличивается напряжение на управляющем электроде тиристора вплоть до напряжения открывания. Открывшийся тиристор закорачивает катушки зажигания на массу, двигатель останавливается. Резистором R3 устанавливается порог срабатывания по температуре.
Схема опробована на моторе «Вихрь-М». Терморезистор R2 вмонтирован в болт, установленный в головке блока цилиндров вместо заглушки в вертикальном водяном канале. Для регулировки температуры срабатывания выключателя нужно подсоединить схему к магнето на работающем моторе, а терморезистор вместе с болтом опустить в банку с водой, установленную, например, на туристский примус «Шмель». Резистор R3 устанавливается на максимальное сопротивление, а в момент закипания воды плавно уменьшают его сопротивление до остановки двигателя. Правильность установки проверяется доведением до кипения новой порции воды — двигатель в этот момент должен глохнуть. Затем болт с терморезистором может монтироваться на головку.