Где и как зарегистрировать судно?
Согласно Постановлениям СМ СССР от 11.12.69 г. № 940, СМ РСФСР от 29.12.69 г. № 710 регистрации подлежат моторные и гребные лодки, катера, яхты, разборные байдарки и лодки, надувные лодки, рассчитанные на передвижение под веслами, а также паромные переправы и базы-стоянки.
Регистрация и постановка на учет всех без исключения маломерных судов, принадлежащих гражданам, с января 1975 г. производится территориальными инспекциями Главной навигационно-технической инспекции ОСВОДа РСФСР, а там, где их нет, местными органами власти.
По оборудованию, снабжению, техническому состоянию эти суда должны удовлетворять требованиям «Инструкции на регистрацию маломерных судов» и «Временным требованиям по техническому контролю за маломерными судами на годность к плаванию». Основаниями для регистрации катера или лодки в навигационно-технической инспекции являются:
- а) заявление владельца маломерного судна на форменном бланке, в котором указываются все технические данные судна;
- б) квитанция об уплате сбора за первичное техническое освидетельствование на годность к плаванию1;
- в) квитанция об уплате сбора за транспортное средство в установленном порядке.
Прием документов на регистрацию производится лично от владельцев или по их доверенности. При этом должны быть предъявлены документы на право собственности и личный паспорт.
Законность владения судном подтверждают следующие документы:
A. Для судна, построенного самостоятельно, — счета, накладные и товарные чеки на основные материалы корпуса и двигатель, заверенные печатью магазина или организации, продавшей эти материалы.
Б. Для судна, купленного у другого лица, полученного в наследство или подаренного, — договора купли-продажи, документы на право наследования и дарственные, заверенные нотариусом.
B. Для судна, купленного в магазине — паспорта на судно и двигатель, выданные магазином при покупке.
Г. Судовые свидетельства, а также другие правовые документы.
Купленную моторную лодку или катер удобней регистрировать вместе с мотором. В противном случае судно первоначально регистрируется без мотора как гребная лодка, а при установке мотора придется регистрировать его вторично со сменой регистрационного номера и дополнительной уплатой сборов за регистрацию, техосмотр и за транспортное средство.
К плаванию судно допускается только после технического осмотра при условии, что оно удовлетворяет требованиям безопасности эксплуатации.
Владельцы плавсредств, уклонившиеся от их первичной регистрации и ежегодного технического осмотра, привлекаются к административной ответственности.
Где наносится номерной этак и название судна?
Моторным лодкам2 (независимо от мощности двигателя) присваивается номер с буквенным индексом и, по желанию владельца, название. Номер должен быть нанесен с обоих бортов судна в носовой части на расстоянии 1/4 длины от форштевня. Цифры и буквы регистрационного номера должны иметь высоту не менее 150 мм, а ширина штриха должна быть не менее 20 мм. Наносить знаки надо контрастной краской, отличающейся от фона окраски бортов. Название не должно затруднять чтение регистрационного номера.
На внутренней стороне борта судна или на приборном щитке указывается установленная инспекцией пассажировместимость.
Многие любители украшают борта и рубки своих судов различного рода рисунками и эмблемами. Правил, запрещающих это делать, нет. Однако следует помнить о неписанных правилах хорошего тона на воде, о чувстве уважения к своему судну и к товарищам по стоянке.
Если судно меняет владельца
Если судно подарено, продано или перешло по наследству, к новому владельцу переходит и судовой билет, который вместе с документом, подтверждающим законность передачи судна, и удостоверением инспекции о годности судна к плаванию необходимо предъявить в организацию, где это судно зарегистрировано, для внесения фамилии нового владельца.
Правовыми документами в этом случае могу служить лишь свидетельства, выданные нотариальными конторами. Документы на регистрацию подает новый владелец судна, а прежний подает заявление о снятии судна с учета.
Если владелец судна переменил место жительства или перебазировал его на новую постоянную стоянку, то он должен снять судно с учета по месту прежней регистрации и зарегистрировать в инспекции по новому месту базирования. Обо всех этих изменениях владелец обязан известить инспекцию в 10-дневный срок.
Об ответственности завода-изготовителя и магазина
Согласно п. 38 положения о поставках товаров народного потребления от 23 апреля 1969 г. завод-изготовитель обязан в течение гарантийного срока отремонтировать неисправное изделие либо заменить его на исправное. Следовательно, названное положение не возлагает на поставщика обязанность выплачивать стоимость недоброкачественного товара, приобретенного в розничной торговой сети. Однако в ст. 246 и п. 2 ст. 248 ГК РСФСР сказано, что продавец (т. е. магазин) по выбору покупателя обязан либо ,обеспечить безвозмездное устранение недостатков вещи, либо заменить ее вещью надлежащего качества, либо принять ее обратно с выплатой уплаченной суммы. Поэтому, чтобы получить деньги за неисправную вещь (мотолодку, мотор), надо вернуть ее в течение гарантийного срока в тот магазин, где она была приобретена. Если дирекция откажется принять товар, то можно действовать через суд в общепринятом порядке.
Часто поступают жалобы, что мастерские отказываются осуществлять гарантийный ремонт моторов, ссылаясь на отсутствие договора с заводом-изготовителем. В Постановлении СМ СССР от 4.06.74 г. № 465 сказано: «Установить, что отсутствие договора на техническое обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов в период гарантийного срока их эксплуатации между предприятиями бытового обслуживания населения и заводами-изготовителями бытовых машин и приборов не является основанием для отказа гражданам в ремонте этих изделий».
Примечания
1. Гребные и парусные лодки, в том числе байдарки, а также надувные лодки регистрируются без предъявления на технический осмотр. Плата за регистрацию этих судов — 1 рубль — Прим. ред.
2. На борт гребной или парусной лодки, байдарки или надувной лодки после регистрации также наносится номер.