Приведем несколько выписок из вахтенного журнала крейсерской яхты «Россия» (40-тонный бермудский кеч, компромисс; длина — 21,6 м; ширина — 4,8 м; осадка без шверта — 1,8 м; парусность 150 м2).
13 июня. 22.00 — На буксире катера вышли из Рабочей гавани Центрального яхт-клуба ЛОС ДСО «Труд», направляясь к выходному Петровскому бую. Цель выхода: пробные ходовые испытания под парусами после капитального ремонта. На борту экипаж из 24 человек, принимавших самое активное участие в ремонте. Имеющийся на яхте двигатель «ЗД6» (150 л. с.) еще не работает.
14 июля. 02.00 — Штилевая погода не дает возможности вернуться. Поскольку находимся вблизи Петродворцового буя, принимаем решение зайти для отдыха в Петродворец.
03.40 — Отдали якорь (за отсутствием штатных становых — верп) на рейде Петродворца в 3,5—4 кабельтовых к северо-западу от северной стенки гавани на глубине 3 м. Ветер юго-юго-западный силой менее 0,5 балла. Ввиду почти полного штиля якорной цепи вытравили не более двух глубин. Паруса убрали.
Экипаж, за исключением двух вахтенных матросов, отдыхает. Вахтенным дано указание в случае усиления ветра травить якорную цепь.
07.45 — Экипаж поднят по тревоге случайно проснувшимся матросом. Вахтенные, находясь в кубрике, или прозевали, или проспали. Внезапно начавшийся и резко усилившийся ветер от северо-запада сдрейфовал яхту на юго-восток и она находится в 10—15 м от северо-западного угла наружной части пирса лагом к последнему. Сила ветра не менее 5 баллов. У пирса довольно большой накат волны, яхту начинает бить о камни и обломки свай, находящиеся перед пирсом. Якорь не держит, травить якорную цепь уже бесполезно.
Яхта очень медленно дрейфует вдоль пирса на восток к чистому месту, где начинается вертикальная стенка, у которой уже нет камней и свай. Чтобы ползущий якорь не задерживал выгодный дрейф яхты, дана команда его выбрать.
08.00 — Якорь выбран. Экипаж одерживает яхту от навалов на камни и обломки свай всеми подручными средствами (футштоками, досками, запасным рангоутом), однако это удается плохо. В это же время по приказанию капитана один из членов экипажа с трудом перебирается (на шлюпке) на пирс и отправляется просить катер, чтобы отбуксировать яхту в гавань.
08.35 — Катер подходит к яхте и пытается подать буксирный конец, но терпит неудачу. Волной и ветром его прижимает к стенке (там, где нет камней и свай), только с большим трудом ему удается отойти от нее.
В это время очередной волной яхту приподняло и бросило кормовой частью на обломок сваи, слегка выступавший из воды. Послышался сильный треск, и почти сразу же матрос, находившийся в кормовом отсеке, доложил, что яхта получила пробоину в подводной части левого борта, вблизи ватерлинии. Размер пробоины приблизительно 300X400 мм. Поступление воды очень велико, а заделать пробоину изнутри мешает большая цистерна с горючим; подводить (снаружи) пластырь в этом месте корпуса крайне неудобно.
08.45 — Кое-как удалось заткнуть пробоину изнутри, однако и после этого воды поступает много. Вода поступает и из других мест, где хотя и нет пробоин, но обшивка повреждена и поясья разошлись.
Наконец, катер зашел с наветра и с него перебросили буксирный трос, который сразу же закрепили за кормовые кнехты. Катер начал буксировать яхту кормой вперед в гавань.
Экипаж занят откачиванием воды всеми подручными средствами: ручной помпой, ведрами, черпаками, кастрюлями. На катер дано указание затащить яхту на самое мелкое место, чтобы она не могла утонуть,
09.00 — Яхта находится в юго-восточном углу гавани и, погрузившись на две трети высоты надводного борта в воду, сидит на грунте на ровный киль. Непосредственная опасность ей не угрожает. Для устранения крена на правый борт с мачт на берег заведены оттяжки.
10.20 — В яхт-клуб уехал член экипажа с сообщением о случившемся и просьбой прислать катер с мощной водоотливной помпой. Здесь в гавани никаких водоотливных средств нет.
Продолжаем отливать воду из корпуса подручными средствами, однако удается это плохо. Пытаемся изнутри заделать пробоину, но мешает большое количество воды в корпусе.
15.20 — Пришел яхт-клубовский катер «Касатка», подошел к борту.
17.00 — Откачка воды мотопомпой «Касатки» дала результаты: воды осталось меньше половины того, что было. Собираемся капитально заделывать пробоину.
17.35 — Подошел водолазный бот, вызванный директором яхт-клуба (без нашей просьбы). Хотя экипаж яхты уже мог бы и сам справиться с ликвидацией аварии (пробоина была не слишком далеко от ватерлинии), решили воспользоваться помощью водолаза.
20.00 — Подводная часть тщательно обследована водолазом; найденные мелкие повреждения исправлены — щели в наружной обшивке проконопачены; на место пробоины заведен (снаружи) надежный пластырь. Начали окончательную откачку воды.
22.00 — Яхта находится на плаву, течи нет. Экипаж производит окончательную чистку и приборку внутренних помещений.
24.00 — Яхта стоит на швартовых у борта «Касатки» в гавани Петродворца.
15 июня. 04.05 — Вышли на буксире катера «Касатка». Скорость хода 7—8 узлов. Течи на ходу не наблюдается.
05.50 — Вошли в Рабочую гавань центрального яхт-клуба и стали у западной стенки.
Теперь прокомментируем эти записи.
Закончились ходовые испытания яхты неудачно, но могло быть и много хуже. Если бы катер не сумел в критический момент оттащить яхту от камней и свай, ее неминуемо разбило бы и она затонула.
Каковы же причины аварии? Ответить на этот вопрос совсем нетрудно.
1. Любое судно, которое выходит в плавание, должно находиться в исправном техническом состоянии и иметь на борту все положенное ему по штату снабжение. Это обязательное условие на «России» выполнено не было. Не был закончен ремонт; не было укомплектовано снабжение — вместо двух штатных становых якорей на яхте находился один завозной верп, не работал двигатель и т. д.
2. При отсутствии штатного станового якоря и неисправности вспомогательного двигателя стоянка судна на открытом рейде с точки зрения хорошей практики недопустима: надо заходить в защищенную гавань. В данном случае нужно было зайти в гавань Петродворца.
3. Непосредственной причиной аварии явилось нарушение правила о несении обязательной непрерывной вахты во время якорной стоянки.
Вахтенный обязан систематически проверять местоположение судна, чтобы вовремя обнаружить возможный его дрейф. Заметив, что судно дрейфует, вахтенный должен сразу же вытравить якорную цепь — до тех пор, пока дрейф не прекратится. В принципе штатный якорный канат, вытравленный на всю длину — до жвака-галса, позволяет судну отстояться на якоре даже в штормовую погоду. На «России» имелись два штатных цепных якорных каната по 100 м длины каждый; достаточно было вовремя потравить один из них даже на половину длины, как якорь забрал бы, дрейф прекратился, аварии бы не произошло. (Кроме того, если бы дрейф заметили в самом начале, можно было успеть поставить паруса и вообще уйти с рейда.)
Если же, несмотря на то, что цепь вытравлена на всю длину, якорь продолжает ползти, вахтенный должен вызвать наверх капитана. Следует принять меры для увеличения провисания цепи и образования на грунте участка лежащей цепи (создания так называемой цепной линии); это необходимо для того, чтобы якорь не испытывал непосредственные рывки при рыскании яхты и перестал ползти под их действием.
Чтобы уложить цепь на грунт, можно подвести к ней, заведя петлю из стального троса, верп или любой подходящий тяжелый предмет.
Держащую силу якоря можно значительно увеличить, применив постановку на два якоря способом на гусек. Для этого внутренний конец цепи первого якоря крепят за скобу или рым второго, имеющего больший вес. Отдают сначала первый якорь, затем второй, и яхта становится на два якоря при помощи одной цепи, причем вся цепь первого якоря, лежа на грунте, надежно предохраняет его от выдергивания из грунта. На гусек можно стать не только при первоначальной постановке на якорное место, но и тогда, когда этого потребуют обстоятельства, изменившиеся уже во время стоянки на одном якоре.
4. И еще одно обстоятельство. В принципе, если пробоина находится в кормовой части, то для уменьшения поступления воды судно следует буксировать носом вперед. Яхту же в данном случае пришлось буксировать вперед кормой. Это было оправдано, поскольку в исходном положении яхта стояла кормой по направлению к входу в гавань, а при развороте существовала опасность еще больше разбить корпус; расстояние до входа в гавань было очень небольшим (1,5 кабельтова) и не имело смысла после оттаскивания яхты от стенки переносить буксирный трос для крепления на баке.