В первые годы нашим уделом были плавания вдоль побережья, протяженностью до 600 миль. (Первое плавание «России» по Японскому морю описано в 39 номере сборника за 1972 г.) Но мы мечтали о более длительных походах со значительным удалением от берегов. Манил нас чудесный остров Сахалин, которого не достигала еще ни одна яхта Приморья.
В 1971 г. «Россия» прошла по маршруту: Владивосток — Ванино — Углегорск — Холмск — б. Светлая — Владивосток. 1500 миль по генеральному курсу, заходы в порты Сахалина, встреча с твйфуном «Оливия» сплотили и закалили экипаж яхты (старпом В. Манн, штурман Э. Гальцев, юнга — В. Манн (младший), матросы — курсанты училища — С. Кирпичников, В. Макаров, Л. Ким, капитан — автор этих строк). В этом плавании прошли всестороннюю проверку мореходные качества яхты и ее вооружение.
История исследования и освоения Дальнего Востока навеки связана с именем выдающегося мореплавателя адмирала Г. И. Невельского и его доблестных сподвижников. В навигацию 1972 г. мы проложили курс нашей «России» так, чтобы посетить места, связанные с именами этих отважных «русских Колумбов» середины XIX в.
Вышли из Владивостока 23 июля и, зайдя в порт-пункты Путятин (загнал тайфун). Преображение и рыбокомбинат Каменку, 31 июля достигли мыса Белкина. Пополнили здесь запасы продовольствия, и вечером того же дня яхта «нырнула» в густой туман, взяв курс на мыс Лопатина. 185 миль до о-ва Сахалин были пройдены за 30 часов. В ночь на 2 августа яхта пришвартовалась в южном ковше порта Невельск. Двое Суток нашей стоянки (опять шторм) здесь были заполнены встречами, беседами.
Вот записи в нашей книге гостей:
«Побывал на яхте «Россия». Завидую вам по-хорошему. Пусть всегда ветер будет попутным в вашем трудном походе», — пишет курсант 4 курса Сахалинского мореходного училища Зарубин.
«У вас очень здорово! После посещения «России» появилось желание создать у себя в районе яхт-клуб», — секретарь Невельского ГК ВЛКСМ Е. Приходько.
Пройдены поселок Ильинский и селение Орлове. Здесь 18 августа 1853 г. с транспорта «Байкал» высадился Д. И. Орлов, основатель военного поста, названного Ильинским. Сейчас это мощный перевалочный пункт.
9 августа. Ночь. Штиль. Говорят, что во времена парусного флота умение сохранить хладнокровие при полном штиле ценилось так же высоко, как проявление отваги во время шторма. Воздух словно замер, волны раскачивают яхту, гремят блоки, хлопает парус, наводя невыносимую тоску. Но мы уже на траверзе поселка Дуэ, где 120 лет тому назад открыл залежи каменного угля Н. К. Бошняк (соратник Г. И. Невельского). Матросы с перовой шхуны «Восток» прямо руками отламывали здесь куски «черного золота» от мощных пластов, выходящих к берегу. Сейчас Дуэ — современный поселок горняков.
Через день мы стоим на рейде порта Александровск. Яхта готова к выходу в море. Ждем с берега тузик, который отвозил наших гостей. Экипаж радостно возбужден впечатлениями минувшего дня: посещение дома-музея А. П. Чехова, встреча с молодежью, поездка в пионерский лагерь. С каким огромным вниманием слушали подростки о нашем училище, как долго не хотели нас отпускать и обещали поступать только в ДВВИМУ.
11 августа пришвартовались у причала порта Мыс Лазарев. Мы в лимане, который до открытия Невельского считался несудоходным. Позади пропив Невельского — узкое горло между материком и Сахалином. Впереди плавание по фарватеру против сильного течения, выходящего из Амура — это самый трудный в навигационном отношении участок пути.
14 августа. Подаем выброску на причал порта Николаевск-на-Амуре. Здесь 1 августа 1850 года в присутствии жителей окружающих стойбищ капитан 1-го ранга Г. И. Невельский поднял русский военный флаг и объявил о принадлежности этих земель России. Изваянный скульптором во весь рост, отважный мореплаватель и по сей день смотрит на устье Амура и лиман, где идут суда по открытым им фарватерам.
17 августа. Весь вчерашний день занимались ремонтом, ликвидируя последствия короткой, но жестокой трепки в устье Амура у мыса Пронге. Да, силен и яростен Амур-батюшка. Разве может этот гигант потеряться в песках, как утверждали до Невельского.
В полдень — встреча с выпускниками нашего училища, работающими в г. Николаевске-на-Амуре. Людей собралось много, едва поместились в автобус. Объехали все памятные места.
Мы интересовались Невельским, они — новостями училища. У памятника Г. И. Невельскому курсанты Л. Ким, В. Макаров, И. Тихомиров возложили большие букеты живых цветов.
Свято чтут николаевцы память героев амурской экспедиции. Именами Н. К. Бошнякв, Н. М. Чихачева названы улицы города, а в городском музее Г. И. Невельскому отведен большой раздел.
18 августа. Петровская коса — узкая, в несколько сот метров галечная полоса, заросшая мхом и низкорослым стланником. С востока — могучий накат Охотского моря, с запада — мелководный, высыхающий залив Счастья.
Нв месте высадки Амурской экспедиции — бетонный обелиск, с одной стороны которого барельеф Г. И. Невельского, с другой — мраморная доска с надписью: «Здесь 29 июня 1850 года капитан Геннадий Иванович Невельской основал первое зимовье Амурской экспедиции, назвав его Петровским. В нем жили участники экспедиции, жена Невельского Екатерина Ивановна и дочь Катя».
Здесь Невельской прожил свои напряженнейшие годы, здесь похоронил дочь, многих друзей, отсюда руководил изучением и освоением огромного края, на территории которого легко могли бы поместиться несколько европейских государств. Край этот стал неузнаваем, выросли города, порты и только над косой по-прежнему грохот прибоя, крики чаек, стылое даже в августе небо, моросящий дождь, холод, туман.
В торжественном молчании к подножию памятника легли букеты скромных северных цветов и ветки хвои, а затем взлетели в небо ракеты торжественного салюта в честь славных сынов России — участников Амурской экспедиции.
21 августа. За ночь и день прошли весь лиман при сильном встречном ветре и к вечеру подошли к заливу Чихачева. Ветер стих. Всю ночь потратили на вход в залив к поселку Де-Кастри. Утром, осмотрев поселок, вышли было в море, но вынуждены были вернуться из-за штормового ветра с юга. Погода не предвещает ничего хорошего.
24 августе. Ветер крепчает с каждой минутой. Вокруг черные валы с белыми загнутыми гребнями, с которых срывается сплошная пелена брызг. Яхте идет под штормовым лавировочным гротом и стакселем от «Летучего Голландца». До единственного укрытия от южных ветров — мыса Сюркум осталось восемь миль. Всего восемь миль, но... лавировки. Вторые сутки идем мы от залива Чихачева в Советскую Гавань. Неужели возвращаться! Неужели придется терять 70 миль, пройденных с таким трудом! Других же укрытий нет. Восемь и семьдесят. Куда безопаснее!
На вахте двое в спасательных нагрудниках, с пристегнутыми к леерам страховочными поясами. Остальные в каюте, готовые в любую минуту к действию. На нас ни одной сухой нитки, хотя мы в «непромокаемой» одежде. Вода из кокпита не успевает сливаться — сидим в ней по колено. Шкоты гудят от напряжения. Ветер ревет в снастях такелажа, волны с шумом Обрушиваются на палубу. Всю ночь мы боролись со штормом, дважды играли аврал и дважды подвахта ползком пробиралась на бак крепить спасательный плотик и якорь. Только на рассвете достигли ветровой тени от мыса, где волнение и ветер были меньше. Подошли к самому берегу и стали на основной якорь, а два других подготовили к немедленной отдаче. Определились на случай возможного дрейфа и замерили скорость ветра, которая даже здесь оказалась 19—21 м/с. Осмотрелись. В одной миле от нас, под самым берегом, стоял катер. Несколько позднее подошли две судна: японский лесовоз в грузу и наш сухогруз, шедшие с севера. В такой компании не стыдно было отстаиваться двое суток, пока не прошел циклон.
28 августа. Пасмурно. На пассажирском причале порта Советская Гавань многолюдно. Собрались выпускники нашего училища, чтобы вместе с нами побывать в тех местах, где поднял русский флаг самый юный и самый преданный сподвижник Невельского — Николай Константинович Бошняк — открыватель и первый исследователь Императорской, ныне Советской Гавани. И вот мы в бухте Постовой, где стоял когда-то Константиновский пост, где пережили страшную зиму 1853—54 гг. команды поста, корабля «Николай I» и транспорта «Иртыш».
Голод, страшные морозы и цинга не сломили духа русских людей. Много свежих крестов забелело на мысу к наступлению весны. И каждому из умерших закрывал глаза, рыл могилу и бросал на гроб первый ком мерзлой русской земли командир посте Н. К. Бошняк.
«Кому из сослуживцев придется побывать в этом месте тяжелых испытаний моей молодости, того прошу не забыть тихим поклоном и крестом за меня почтить память моих несчастных товарищей-страдальцев! Граф Путятин хотел построить в этом месте церковь в 1854 году; обстоятельства не позволили этого исполнить; надеюсь, не забудут этого скромного и приветливого русского желания те, которых судьба назначит возводить в тех местах что-нибудь!» — завещал он в своих записках. (В этом месте позднее поставлен памятник-часовня.)
И выпускники ДВВИМУ, одни из тех, «которых судьба назначила» создавать сейчас в этих местах мощную индустрию и строить прекрасный город Советская Гавань, вместе с участниками похода склонили головы и почтили минутой молчания память героев бухты Постовой.
От Советской Гавани до Владивостока решено было идти без единого захода. Экипаж с честью выполнил эту задачу. Шестьсот миль против южных ветров яхта прошла без контактов с берегом за 9 суток 11 часов.
Восьмого сентября «Россию» торжественно встретили курсанты и сотрудники ДВВИМУ. Итог плавания: 2000 миль за 37 суток.
В навигацию 1973 г. у нас возник замысел: пройти на яхте часть исторического маршрута транспорта «Байкал». Именно в этом рейсе в 1849 г. Невельской доказал, что Сахалин является островом, а устье Амура судоходно. В нашем распоряжении была фотокопия вахтенного журнала «Байкала».
И вот 4 июля яхта погружена на борт турбохода «Советский Союз», следующего в Петропавловск-на-Камчатке. Оттуда начинается наше плавание по Тихому океану. Охотскому и Японскому морям.
Вооружение и оборудование яхты претерпели существенные изменения. Полностью переделан носовой кубрик: койки подняты и передвинуты в нос, туда же перенесен цепной ящик, а его место заняла мягкая емкость для пресной воды на 300 литров, появилась и небольшая «прихожая». На кормовом релинге к спасательному кругу прикреплен светодымящий буй. На мачте — две дополнительных лебедки для снастей бегучего такелажа. Уже в прошлых походах появились удобные баки для воды, заменен газовый баллон, продумано крепление тузика, появился надувной спасательный плот ПСН-6 и многое другое. На корме стоит штыревая антенна, в малом рундуке смонтирована радиостанция и т. д. Пять комплектов парусов на борту «России» предусмотрены на все случаи жизни. А новые лавсановые паруса, полученные с Ленинградской судоверфи ВЦСПС, нас особенно радуют: по сути дела, это первые настоящие паруса, которые мы поставим за семь лет наших плаваний.
Г. И. Невельской вышел из Петропавловска 1 июня 1849 г., мы отдаем швартовы 10 июля. Из Авачинской бухты выходим в точку первого определения «Байкала».
Дует умеренный норд-ост, «Россия» идет в бакштаг правого галса, то поднимаясь, то опускаясь на пологой океанской зыби.
Четвертые сутки мы идем в океане из Петропавловска-Камчатского к Четвертому Курильскому проливу, четвертые сутки не видим берегов, четвертые сутки туман, морось, холод.
Мы шли по пути «Байкала», постепенно опережая его график. Трое суток выиграли на переходе Петропавловск — Четвертый Курильский пропив.
Около полутора суток потратил Невельской на преодоление этого пролива. Нам опять повезло, мы прошли его при скорости 6 узлов за несколько часов и буквально выскочили из густого тумана, «державшего» нас от самого Петропавловска. Впереди лежало в белых гребнях грозное Охотское море. Яхта в таком море — просто игрушка во власти многометровых провалов и гор. И вот это море нам предстояло пересечь по самому центру, пройти 500 миль по его свинцовым водам.
Меняем паруса, так как ветер все время крепчает. Прогноз нормальный, ветер 6—7 баллов юго-восточный, но это только прогноз...
15 июля. Всю ночь шли 5-узповым ходом. Ветер стал еще крепче, небо «нахмурилось». По прогнозу мы в 80 милях от центра циклона с давлением в 1000 миллибар. Нормально! Бывало хуже! Вот только волны... Вечером снова меняем паруса — остаемся под триселем и малым стакселем, но ход от этого практически не изменился. Ветер уже штормовой. Пока яхта ведет себя хорошо.
16 июля. Шквал за шквалом обрушиваются на яхту. Центр циклона близко, но уходить от него, значит свернуть с пути «Байкала».
В полдень окончательно разыгрался шторм, и мы убедились, что Л6 имеет недостаток: когда яхта оказывается на гребне громадной волны при штормовом ветре полных курсов, то дальнейшее ее движение известно одному «господу богу», так как ее швыряет вниз вопреки воле рулевого, может даже вперед кормой!
18 июля. Раннее утро. Туман. Штиль. Сильное течение сносит нас к югу. Слышен шум бурунов у восточного берега острова Сахалин. На пересечение Охотского моря ушло четверо суток.
Поздно вечером стали на якорь в Набильском заливе, коса которого была первым местом высадки на остров участников плавания на «Байкале». На весь переход Петропавловск — Набильский запив у нас ушло 8 суток, это на четверо суток меньше, чем у транспорта «Байкал». Переход был совершен без заходов.
20 июля. Ныйский запив. Встреча с яхтой «Родина». Цепь «Родины» — повторить маршрут корабля «Николай», на котором Г. И. Невельской высадил сахалинский десант в поселке Томари-Анива (ныне порт Корсаков) 22 сентября 1853 г.
Три недели находилась в плавании «Родина» и прошла 1000 миль по маршруту Владивосток — Советская Гавань — залив Чихачеваг— порт Мыс Лазарева — Николаевск-на-Амуре — Москапьво — Ныйский запив. Капитан яхты Леонид Константинович Лысенко рассказал, что плавание было не из легких, но члены экипажа В. Д. Касьяненко — начальник лаборатории вычислительной техники, курсанты ДВВИМУ В. Бессонов, Э. Ежов и курсант ВМУ П. Хомко чувствуют себя отлично.
21 июля. Яхты стоят у причала водной станции поселка Ногпики, одного из районных центров Сахалинской области. На яхтах большое оживление, вызванное встречей с еще одной группой из училища. Эта группе в составе: В. И. Костик — руководитель, курсанты — Д. Анисовец, Н. Дробышев, А. Лубенец, В. Муляр, А. Руденко, А. Омепьчук, И. Федоренко, закончила здесь маршрут по пути Николая Бошняка. Построив плоты, они спустились по реке Тымь от поселка Тымовское до Ногпиков, испытав массу приключений.
«В честь первой высадки экспедиции Г. И. Невельского, 1849 г. От курсантов, преподавателей и сотрудников ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского, 1973 г.» — гласят отлитые в бронзе слова на мраморной доске, доставленной в Ноглики яхтой «Россия». Все три команды собрались здесь, чтобы установить ее в сквере центральной площади.
На открытие мемориала пришли руководители района, члены партийно-хозяйственного актива и жители поселка. А на следующий день участникам экспедиции была вручена Почетная грамота РК КПСС и райсовета.
Спустившись на юг вдоль восточных берегов Сахалина, пройдя пропив Лаперуза, «Россия» точно в назначенный срок пришла во Владивосток.
Примечания
1. Адмирал Г. И. Невельской руководил Амурской экспедицией 1848—55 гг.; на транспорте «Байкал» он проводил исследования а Татарском проливе, в низовьях Амура и на острове Сахалин. Он установил островной характер Сахалина и доказал, что Амур-доступен для морских судов.