Информация об изображении
В гавани Одесского яхт-клуба. На площадке юношеской спортивной парусной школы
Яркими флагами расцвечивания украсился в августовские дни Одесский яхт-клуб Черноморского пароходства. Обширная гавань в Отраде заполнилась десятками парусов — Одесса принимала участников традиционной гонки крейсерских яхт на Кубок Черного моря, и одновременно яхтсмены отмечали столетие первого и ныне крупнейшего на Черном море яхт-клуба — одного из старейших в стране.
В гавани Одесского яхт-клуба. На площадке юношеской спортивной парусной школы
По «Альбому штандартов, флагов и вымпелов Российской империи» можно установить дату официального утверждения флага этого яхт-клуба — 4 июля 1875 г. На 1 января 1891 г в клубе состояло действительных членов — 61, членов-сотрудников — 6, и располагал он 14 парусными, 3 паровыми и 11 гребными судами.
Особенности района плавания — открытое море, почти полное отсутствие гаваней-убежищ — способствовали тому, что в Черноморском яхт-клубе, в отличие от других, нашли место в основном крупные яхты-крейсера.
В Петербургском журнале «Яхта» (№ 29 от 1 июня 1907 г.) по этому поводу говорилось: «Отличаясь вообще сравнительно большим числом яхт крупного тоннажа. Черноморский яхт-клуб обладает четырьмя яхтами таких больших размеров, каких не встречается ни в одном из других русских яхт-клубов». И, далее, что «в нем имеются яхты, на которых может поместиться чуть не весь его личный состав» (а к 1906 г. число членов клуба увеличилось до 177).
Владеть такими судами могли только очень богатые люди. И действительно, среди членов Черноморского яхт-клуба мы встречаем имена миллионера В. Е. Фальц-Фейна — владельца гавани Хорлы, С. Б. Скадовского — владельца порта Скадовск и многих других не менее богатых биржевиков, промышленников, коммерсантов. Командором клуба долгое время был А. А. Анатра — известный в Одессе крупный предприниматель и меценат.
Качество роскошных яхт-крейсеров было очень высоким, большинство из них приобреталось за границей из числа лучших призовых судов. Легких небольших яхт имелось немного — их использовали для прогулок, ходила на них главным образом молодежь. Эти мелкие суда в большинстве принадлежали «Парусному кружку при Черноморском яхт-клубе», более демократичному по своему составу Была при яхт-клубе небольшая мастерская для ремонта и постройки яхт и гребных судов.
Ежегодно несколько раз в сезон на рейдах устраивались гонки по треугольнику в 15 миль. Позднее стали проводиться маршрутные гонки, гонки мелких каботажных судов (трембаков и дубков).
Журнал «Яхта» (№ З8 от 15 октября 1907 г.) едко замечал, что редкий из одесских яхтсменов, приобретающих яхты «ради тщеславия, но никак не ради любви к спорту», сумеет, вступая на борт своего судна, отличить гик от мачты, а потому и неудивительно, что «красавцы» мирно покоятся за волноломом, а не совершают дальние плавания.
Как бы то ни было, Черноморский яхт-клуб несомненно сыграл и положительную роль в развитии парусного спорта на Черном море, подав пример для создания подобных и, в большинстве, более демократичных черноморских яхт-клубов. Так, в 1888 г. появился яхт-клуб в Николаеве, в 1892 г. — в Севастополе, в 1897 г. был создан второй яхт-клуб в Одессе — Екатериненский; несколько позднее открылись феодосийский и Херсонский яхт-клубы.
В числе членов Черноморского яхт-клуба были, конечно, и настоящие спортсмены. К ним, в первую очередь, принадлежали С. И. Уточкин (знаменитый впоследствии летчик-спортсмен), Ф. Ф. Курц, Н. К. Гроздский, Н. Е. Фесенко и другие. Занимались в Черноморском яхт-клубе и пропагандой парусного спорта.
В апреле 1906 г. по инициативе его члена В. В. Круг-Лучинского была сделана попытка издавать свой журнал под тем же названием «Яхта», что и петербургский. Однако выпущено было всего девять номеров, на том издание прекратилось за отсутствием денежных средств. Тот же Круг-Лучинский в 1909 г. издал ежегодник «Яхтсмен». В 1912 г. в Одессе вышел учебник «Краткое руководство для яхтсменов и моряков-любителей», а Н. Е. Фесенко в 1913 г. издал брошюру «О плавании яхты "Память почетного командора"». Помимо этого систематически появлялись роскошно изданные отчеты о деятельности Черноморского яхт-клуба.
Наряду с парусным спортом здесь культивировали и греблю. Много гребных соревнований стало проводиться с появлением в Одессе Екатериненского клуба, который привлекал к занятиям этим спортом учащуюся молодежь.
К началу первой мировой войны парусный спорт в Одессе получил популярность. В журнале «Рулевой» (май 1914 г.) опубликована «Программа гонок Черноморского яхт-клуба на 1914 г.» В ней намечалось в течение сезона провести уже не 4—5, а 17 гонок, дистанция которых колебалась от 9 до 165 миль.
После революции яхт-клуб начал функционировать в 1919 г., получив название «Пролетарский». Затем, в 1921 г., он был реорганизован во Всеукраинскую водную станцию, где проводилась допризывная военно-морская подготовка молодежи. В то время не хватало малых судов, пригодных для несения прибрежной пограничной службы, поэтому несколько больших яхт было превращено в дозорные корабли, вооруженные пулеметами. Опытные яхтсмены, хорошо знавшие местную лоцию, были призваны на военную службу в части особого назначения по борьбе с контрабандистами и недобитым белогвардейским охвостьем. В системе Всевобуча яхт-клуб просуществовал до 1926 г. Все эти годы судам клуба приходилось базироваться в различных местах одесской бухты, в порту. Продолжало развиваться, вплоть до Великой Отечественной войны, в основном крейсерское направление парусного спорта, культивировался гребной спорт.
Свою постоянную гавань в бухте Отрада Одесский яхт-клуб ЧМП получил восемь лет назад. Здесь началось строительство мола, благоустройство набережной, расчистка площади на берегу для строительства эллингов, плавательного бассейна и служебных помещений. В то же время интенсивно пополнялся яхтенный флот. В последние годы приобретено много крейсерско-гоночных яхт польской постройки, больше стало уделяться внимания чисто гоночным судам и прежде всего — яхтам олимпийских классов. Сейчас в клубе растет смена юных яхтсменов: около 300 ребят постоянно занимаются в Юношеской спортивной школе на «Оптимистах», «Кадетах», швертботах «ОК» и «420».
Обладая отличными условиями для базирования сотни яхт и акваторией для проведения гонок, Одесский яхт-клуб часто принимает гостей — яхтсменов Украины и РСФСР, здесь проводятся первенства центральных советов ДСО и другие регаты.
Сейчас клуб-юбиляр, можно сказать, находится в младенческом возрасте: завершен первый этап его строительства. В итоге же реализации всего проекта, разработанного Одесским филиалом института «Гипроград», гавань в Отраде превратится в крупный центр парусного спорта международного значения.
Пожелаем же одесским яхтсменам скорейшего свершения их замыслов!