Информация об изображении
1937 г. В Москву пришел караван яхт из Ленинграда, составивший основу парусного флота столицы
1937 год. Заполнены водой чаши водохранилищ, портом пяти морей стала сухопутная раньше Москва. И вот уже первый, одинокий пока, парус появился на Клязьминском водохранилище: это швертбот «Норд», управляемый энтузиастами парусного спорта Р. Шапошниковым и Г. Кравцем.

1937 г. В Москву пришел караван яхт из Ленинграда, составивший основу парусного флота столицы
В июле пришло пополнение: ленинградцы организовали поход целой эскадры судов для усиления флота столицы. Через Великие озера и Мариинскую систему в Москву пришли 10 швертботов, из них 8 — класса М20 и 2 — Р3. (В числе сопровождавших эскадру был радист Константин Александров, ныне заслуженный мастер спорта и многократный чемпион страны.) Часть этих швертботов осталась в гавани стадиона «Динамо» в Химках, а остальные были переведены в красивую бухту на Клязьминском водохранилище. Здесь поставили плот, разбили палатки, а в фанерной будке на самом берегу поселился старый матрос Савельевич, который и представлял собой весь штат ново-созданной парусной базы ЦВМК им. Баранова.
В конце того же 1937 г. удалось провести первые две гонки: на первенство Москвы (с пересадкой рулевых; первым чемпионом столицы стал Борис Распопов) и на приз закрытия сезона. В соревнованиях участвовало по 18 экипажей, составивших три полуфинала и финал.
Через год наш флот насчитывал уже около 100 швертботов. Впервые соревнования проводились не только на Клязьминском, но и на Химкинском водохранилище: многочисленные зрители, расположившись на удобных трибунах водного стадиона, с интересом наблюдали за новым для москвичей зрелищем!
Первая московская регата (1938 г.) привлекла уже значительное количество яхтсменов, стартовавших на швертботах трех классов: М20, Р20 и Ш10. Принято говорить — «они были первыми». У нас были первыми: И. Морозов, В. Делакур, Е. Сахарова, Г. Кравец, Б. Распопов, В. Буссель, И. Лавров, Н. Григорьев, Ю. Хитун, О. Короленко, Л. Сухов, Г. Алексенко-Сербина, братья Б. и М. Лобач-Жученко, А. Гужаловский, Н. Лиснер.
Информация об изображении
1939 г. На первенстве Москвы в классе М20. Водный стадион «Динамо» на Химкинском водохранилище
Все более яркое и красочное зрелище представляли парады яхт в дни праздников. Рос флот, росло и мастерство рулевых: в 1939 г. яхтсмены столицы впервые принимали участие в соревнованиях на «чужой воде» — в Горьком и Архангельске. Экзаменационная комиссия при городском комитете физкультуры за один тот год выдала права яхтенных рулевых более чем 20 новичкам. На Клязьминском водохранилище появились уже настоящие яхт-клубы — «Спартак», «Водник», «Буревестник»: было построено здание базы ЦВМК. К последней довоенной навигации в Москве число вымпелов превысило 200; свыше 500 человек регулярно занималось парусом. Среди яхтсменов можно было встретить представителей разных профессий: композиторов А. Голубенцева и И. Морозова, художника Г. Нисского, писателя А. Некрасова, инженеров В. Фарского и М. Генодмана, студентов, рабочих московских заводов, служащих наркоматов. Все свободное время энтузиасты отдавали любимому спорту.

1939 г. На первенстве Москвы в классе М20. Водный стадион «Динамо» на Химкинском водохранилище
22 июня 1941 г. известие о начале войны яхтсмены встретили во время соревнований на первенство Москвы. Закончив гонки, необычайно серьезные вернулись в уже затемненный родной город. Суровые рукопожатия, прощание. Многим не суждено было вернуться.
По яхт-клубам, оказавшимся в прифронтовой зоне, был отдан приказ — уходя, уничтожить имеющийся флот. Но и в этих грозных условиях удалось сохранить несколько яхт. Дядя Миша, как называли в «Воднике» боцмана М. Д. Бегунова, отвел любимые лодки в непроходимую чащу и там запрятал, паруса и снасти аккуратно завернул и закопал...
Закончилась победой битва за Москву, откатился на запад фронт, и вскоре снова началась спортивная жизнь на берегах водохранилищ. В 1943 г. в отдельных яхт-клубах проводились соревнования, а в следующую навигацию уже разыгрывалось женское первенство столицы: в финал его вышло 18 яхтсменок (среди них Л. Генфер, Л. Залесская, М. Козинцева, О. Короленко). В «Буревестнике» под руководством Д. Зворыкина начала заниматься парусом группа школьников. Несколько позднее детские группы удалось организовать в яхт-клубах «Труд» и «Водник». Парусный спорт определил и будущее многих молодых яхтсменов. Так, в 1943 г. большая группа москвичей уехала на учебу в Одесское высшее мореходное училище (из этой группы Ю. Ацеров и Ю. Забусов ныне занимают руководящие должности в министерстве морского флота, Ю. Федоренко стал полярником).
В 1945—1946 гг. флот пополнился рядом крейсерских швертботов и яхт. Уже отряды судов стали уходить в дальние плавания — на Угличское и Рыбинское водохранилища. Один за другим появлялись суда новых классов: швертботы — быстроходные Р2 и огромные Р45, килевые яхты Л3, «Звездники» и «Драконы»; на смену неуклюжей одиночке Ш10 пришел новый швертбот «Олимпик».
С первой же послевоенной навигации московские яхтсмены стали успешно выступать во всесоюзных соревнованиях; с тех пор уже И раз они побеждали в командном зачете на Чемпионатах СССР, уступив победу только трижды. В первенствах Москвы регулярно участвовали команды уже пяти-шести клубов.
Широко развернулась работа переоборудованной в эти годы базы ЦВМК, руководимой ныне заслуженным мастером спорта П. А. Леонтьевым, спортклуба ВМФ и яхт-клуба «Труд». В 60-х годах в новые современные здания переехали парусники «Труда», «Авроры», «Водника» и ЦСК ВМФ. В 1976 г. новоселами стали и яхтсмены «Спартака». У москвичей появились просторные учебные классы и кают-компании, большие и удобные эллинги, оборудованные слипами и кранами гавани. Все это способствовало развитию нашего парусного спорта. На всю страну стали известны ямена таких московских яхтсменов, как Т. Пинегин, К. Александров, Л. Гуманков, Е. Сахарова, Е. Архангельская, А. Чумаков, Ю. Шаврин, М. Козинцева, М. Синягина, И. Чернаенко.
В Москве работают четыре детские спортивные школы. Ежегодно в День Победы ребята младшего возраста разыгрывают приз Центрального телевидения, гоняясь на пруду у Останкинской телебашни.
За последнее десятилетие вырос и окреп отряд крейсеристов. Такие опытные яхтсмены, как Б. Лобач-Жученко, Д. Федосеев, Е. Смирнов, Н. Парахони, сумели сплотить сильный коллектив. В дальних спортивных плаваниях уже не только по водохранилищам канала и Волги, но и по Белому, Черному и Балтийскому морям повышается мастерство московских яхтенных капитанов. До 50 яхт участвуют в ежегодных маршрутных гонках Дубна — Углич — Череповец. Тесны стали плесы подмосковных водохранилищ: первенство города на крейсерских яхтах вот уже пятый год проводится на Онежском озере.
Сегодня в гонках участвуют дети и внуки многих наших ветеранов. Защищает честь страны олимпиец Владимир Леонтьев — внук П. А. Леонтьева, Выступают в крейсерских гонках Николай н Александр Суховы. В классе М гоняются дочь Р. Шапошникова и дочь Р. Кравкова, в «470» — сын Ю. и М. Зарословых...
За 40 лет, прошедших со дня заполнения водохранилищ, проведено 29 Московских парусных регат. Около 200 судов принимают старт в традиционной Майской регате яхт-клуба «Водник». Такими же массовыми являются соревнования, посвященные открытию и закрытию навигации, гонки юношей в честь начала и окончания учебного года; поздней осенью, после октябрьской гонки «Осенний ветер» начинается подготовка к буерному сезону.
Информация об изображении
1971 г. На юношеском первенстве Москвы в Котовском заливе Клязьминского водохранилища
Навигационный период на водохранилищах продолжается пять и более месяцев, что позволяет проводить хороший тренировочный цикл. Это немало способствует тому, что яхтсмены столицы уверенно занимают призовые места в Первенствах страны, на Балтийской и Черноморских регатах, успешно выступают за рубежом. В числе Олимпийских медалистов москвичи Т. Пинегин и Ф. Шутков, А. Балашов, В. Потапов. Приносили зачетные очки советской команде А. Шелковников и В. Пильчин, В. Леонтьев и В. Зубанов, Б. Будников с В. Замотайкиным и Р. Галимовым.

1971 г. На юношеском первенстве Москвы в Котовском заливе Клязьминского водохранилища
Вступая в пятое десятилетие своей истории, московские парусники готовятся к новым стартам, среди которых самым ответственным будет участие в Олимпийской регате 80-го года.
По воспоминаниям ветеранов В. Бусселя, Ю. Ацерова, Н. Григорьева, Г. Алексенко-Сербиной, К. Александрова и материалам, представленным П. Леонтьевым, составили Л. Сухов и М. Гальперин.