Навигация 1976 г. была для меня, пожалуй, самой напряженной. Достаточно сказать, что пройдено четыре маршрута третьей категории сложности, утвержденных Федерацией водно-моторного спорта г. Москвы, общей протяженностью порядка 5500 км: Орша — Брест; Брест — Иванова долина (Базальтово) — Киев; Киев — Новгород-Северский — Гомель; Гомель — Борисов — Орша.
Шестого июля после 10-часового «броска» на машине от Москвы до Орши наш «Крым», оснащенный «Нептуном-23», коснулся днепровской волны. Начался первый этап путешествия протяженностью 1530 км по Киевскому водохранилищу, а затем по рекам Припять и Мушковец до г, Бреста. Моим напарником идет опытный водномоторник, мой коллега по клубу к. м. с. Нодар Канчели.
Наш «Нептун-23» — испытанный во многих походах мотор. Единственное усовершенствование — установка на нем винта от «Москвы-25» с шагом 250 мм. С этим винтом лодка с нагрузкой порядка 600 кг легко выходит на глиссирование и развивает скорость на спокойной воде 28—30 км/ч. На винте с шагом 280 мм при такой нагрузке «Крым» вообще не выходит на глиссирование.
Первый этап нашего путешествия занял 6 суток. Причем сутки ушли на ремонт мотора — заменяли малую головку шатуна, на которой разрушилась бронзовая втулка. Припять — река с очень интенсивным судоходством. На ней двенадцать шлюзов — два до г. Пинска и десять от Пинска до Бреста. Но их преодоление не представляет большой сложности — работники шлюзов доброжелательно относятся к водномоторникам.
Брест — один из крупнейших водно-моторных центров Белоруссии. В его водно-моторном клубе девять мастеров спорта, много разрядников.
Второй этап протяженностью порядка 1400 км был также пройден за 6 суток. На маршруте особенно запомнилась «закрученная» р. Горынь. Повороты русла на 180° следовали один за другим. Киевское водохранилище проходили при довольно крупной волне. В Киеве нас радушно встретили на базе ДОСААФ.
Третий этап Киев — Новгород-Северский — Гомель прошли очень интенсивно. Суточный пробег составлял в среднем 290—320 км.
Быстро проскочили Сож и Днепр и вошли в Березину. Судоходства на реке практически нет. Надолго запомнится красота ее берегов, белизна песка, прозрачность воды. Ходят по Березине водномоторники из Светлогорска, Бобруйска, Борисова, много киевлян.
И вот наконец 30 июля наш «Крым» прибыл в Оршу.
Путешествуя по водным артериям нашей страны, лишний раз убеждаешься в огромной популярности дальних спортивных плаваний. Вот некоторые из встреч на маршруте. В г. Лоев мы встретили водномоторников из Полтавы, которые под руководством Вадима Цикова на двух «Крымах» шли в Ригу. Беседовали мы с братьями Эдуардом и Юрием Барцайкиными из Бобруйска, которые в 1975 г. на самодельной металлической лодке под «Вихрем-М» дошли до Байкала. Интересные плавания совершают водномоторники сухопутного г. Львова. Мы встретились с председателем водно-моторной секции города Валерием Пискуновым, который в 1975 г. ходил на Диксон. Он с Любомиром Карпи-невым на «Крыме» идет по маршруту: Львов — Луцк — Орша — Москва — Архангельск — Новая Земля.
Остается добавить, что в Бресте нам довелось присутствовать на встрече делегаций Федерации водно-моторного спорта Украины с водномоторниками Чехословакии. Чехословацкая делегация внесла предложение расширить границы дальних спортивных плаваний — проводить их по всем социалистическим странам.