С автором этих путевых заметок читатели сборника хорошо знакомы. Это мастер спорта Валентин Сальников — шофер из Петропавловска-Камчатского, трижды пересекавший страну на моторке; о нем не раз рассказывалось на страницах «Катеров и яхт».
Кто хоть раз отдыхал, путешествуя на лодке по любой из мало населенных сибирских рек, наверняка будет стремиться повторить это незабываемое время.
Мы с приятелем Иваном Ляпкиным считали дни — просто не могли дождаться начала отпуска, который запланировали провести в походе по живописному притоку Амура реке Зее — по тем местам, где вскоре, после завершения строительства Зейской ГЭС, должно было возникнуть новое море.
Наш «Гейзер» (удлиненный на 1.4 м «Прогресс») — ветеран перехода через континент в целости и сохранности ожидал нас в селе Ключи под Белогорском. И вот мы в Ключах — отправной точке нашего отпускного маршрута. Испытанную в том же памятном походе старую «Москву» намертво креним на транце, к рулевому управлению подсоединяем новенький «Вихрь». Выходим на «мерную милю»: при пробе получается, что без загрузки «Гейзер» показывает скорость около 45 км/ч. Прикидываем: с грузом будет 35—40 км/ч, это нас вполне устраивает!
С легкой душой грузим пожитки, 180 л бензина и отправляемся отдыхать — в 1500-кпломотровос плавание. Пройдя 40 км. по Томи, выкатываемся на Зею. Она встречает солнцем и легкой-легкой рябью от приятного ветерка. Мы беспечно идем, наслаждаясь природой, и тут же Зея показывает характер: у Малой Сазанки река неожиданно и круто поворачивает па восток, а с гор вырывается на простор жесткий низовик, мгновенно превращающий легкую рябь в огромные валы. Укрыться можно только у противоположного берега, а для этого нужно сначала пересечь разбушевавшуюся Зею, ширина которой здесь не меньше 3 км! В конце концов мы пересекли, укрылись— ничего не произошло, по с того момента сразу стали осторожнее и осмотрительнее.
Зея в нижнем течении очень напоминает Волгу. Такой же гористый правый берег, такой же низкий левый. Да и ширина в хорошую воду подстать волжской. Вот только течение быстрее, да и прав, пожалуй, покруче!
Первую остановку собирались сделать в Свободном, по прибрежная часть этого городка уже оказалась затопленной, а жители его были эвакуированы. Вообще здесь все в движении: строятся плотины, города, моря. Трудно даже сказать, что производит больше впечатления: размах преобразующей Сибирь деятельности пли неповторимые береговые пейзажи!
Несколько раз убеждаемся в том, что, как и на многих наших реках, ослаблять внимание нельзя ни на секунду: много топляков, обстановка может изменяться очень быстро.
Причаливаем к берегу — забарахлила «Москва». Пока выясняем, что вода в цилиндр попадает через нижний сальник коленвала, пока возимся с этим плохо запрессованным сальником, начинается гроза. Накрыв разобранный мотор брезентом, взбираемся на крутой яр и приступаем к обеду. Отсюда открывается величественная панорама. Насколько хватает взгляда — равнина, по которой широкой лептой извивается, поблескивает Зея; в разрывах туч виднеются вершины синих гор. А вокруг дремучий лес, который начинается прямо от берега, который полон грибов, ягод, орехов — только не лепись, собирай! Дождь понемногу усиливается...
И тут — сюрприз: из-за поворота выскакивает «Заря». Как ошпаренные, мы летим кубарем вниз по песчаному откосу, а тем временем волна сначала тащит наш «Гейзер» от берега, а потом с силой зашвыривает его обратно. Но это еще полбеды: волна накрывает разобранный мотор! Хорошо еще Иван успевает упасть грудью на брезент и удерживает нашу любимую старую «Москву» на месте.
Долго еще выковыриваем из песка недостающие детали, тепло поминая лихого капитана «Зари», Наконец «Москва» собрана, под неослабевающим дождем отчаливаем-На прощанье где-то уже выше устья Селемджи гроза обрушивается на нас с такой силой, что ничего подобного никто из нас двоих и припомнить не может. Сплошной поток воды с неба, молнии одна за другой уходят либо в воду рядом с нами, либо в прибрежные кусты. Но мы, не останавливаясь, мчимся вперед, и вот — с появлением первых скал на берегу — дождь начинает стихать. Черная, озаряемая молниями полоса туч остается позади, над нами чистое небо, тускло подсвеченное догорающей зарей.
В устье небольшого ручья становимся на ночлег. Рыбачим — и вполне успешно: утром над биваком стоит дурманящий запах ухи. Варим ее основательно — над рекой стоит такой густой туман, что спешить некуда. К тому времени, когда остается только помыть посуду, туман рассеивается, а солнце уже загоняет столбик термометра за 30°! Настроение отличное. Моторы работают хорошо. На стоянках, наученные встречей с «Зарей», ставим «Гейзер» на якорь метрах в 15 от берега — здесь он хорошо отыгрывается на любой волне.
Река становится все оживленнее: приближаемся к городу Зее — цели нашего путешествия. Мимо все чаще проносятся юркие «Оби» и «Крымы». Мы торопимся: хотим засветло пройти створ ГЭС. Это очень сложный участок. И без того стиснутое Зейскими воротами русло наполовину уже перекрыто перемычкой. Зея бурлит и кипит пенными водоворотами. Наших 30 л. с. едва-едва хватает, чтобы протолкнуть лодку против течения...
Выше ГЭС облик берегов резко меняется. Горы вплотную подступают к воде, иногда обрываясь отвесными скалами. Заметно холоднее, зато совершенно нет комаров.
Поднявшись до Гилгоя и осмотрев здешние места, поворачиваем назад. Теперь быстрое течение Зеи — союзник. Мы спешим. Через несколько дней — открытие охоты, а мы хотим еще подняться но Томи и побродить по тайге.
Прошло четыре года. За это время довелось мне еще раз пройти по воде от Тихого океана до Балтики, повидать многое, однако тот отпуск на Зее и Томи мы с Ляпкиным вспоминаем как что-то особенное.