И вот настал долгожданный день. Правда, испытать лодку и обкатать моторы до начала путешествия мы (экипаж состоял из четырех человек) не успели, но решили, что все это сделаем в пути. Возможности выбора маршрута у нас довольно ограничены — кроме Урала больших рек поблизости нет. Но мы особенно и не горевали — маршрут проложили по реке Урал и далее через Каспийское море в дельту Волги до Астрахани: 2500 км запланировали пройти за 10 дней, считая, что уж 250 им за день под двумя моторами пройдем спокойно.
Стартовали 6 августа, отъехав на машине примерно на 30 км от города, чтобы оказаться ниже плотины. Увы, Урал к этому времени обмелел, таи что радость первых метров пути сразу же омрачилась первым наездом на камни. Присмотревшись, мы поняли, что и дальше все так же мелко, и надеяться на глубокую воду бессмысленно. Другими словами, поставили мы свой корабль на колеса и начали его тащить волоком вниз по течению. И не снимали эти колеса до самого Ириклинского водохранилища...
Урал оказался далеко не таким гостеприимным, как мы думали, глядя на карту. Мы знали, что байдарочный маршрут по Уралу считается самым легким (1 категории сложности). Знали — читали, что в принципе он проходим и на мотолодках. Но что именно в это лето и в эти дни река в верхнем течении обмелеет таи сильно, не могли и представить!
Перекаты следовали один за другим. Приходилось больше идти босыми ногами по камням рядом с лодкой. И лишь на коротких плесах, между перекатами, запускали «Нептун» и осторожно шли на малом газу. Через двое су тон такого «плавания» ноги наши были поцарапаны и разбиты. В ближайшем селе приобрели кеды, стало веселее...
Вскоре выяснилось, что прочность сварной конструкции колес так же не рассчитана на езду по камням русла реки. Отвалилось заднее левое колесо. Пришлось возвращаться в село, из которого ушли накануне — в мастерскую совхоза.
И снова — перекаты, перекаты. Урал очень извилист, делает большие петли. За день, как ни старались, проходили не больше 40—50 км. О десяти днях не было уже и речи.
Преодолев очень трудный перекат перед Сыртинкой, уткнулись в мостик, под которым наш натер пройти не мог. Решили объехать препятствие по суше, через деревню, а заодно и срезать длинную петлю. На этом переходе отвалились сразу оба задних колеса, да и переднее держалось на честном слове. Подвела сварка. Заночевали в лодке — прямо на дороге. Утром вызвали своим появлением немалое удивление местных жителей, ранее не видевших ничего подобного. Нам помогли выточить новые оси. Заодно и упростили узлы крепления колес, чтобы крепить их, навинчивая гайки. Стараясь наверстать упущенное время, на попутной машине доставили лодку до районного центра — села Кизил.
И вот мы снова преодолеваем перекаты и лишь изредка блаженствуем на спокойных глубоководных плесах. Был даже момент — при попутном ветре поставили парус. Скорость при этом прибавилась немного, зато легче было работать веслами. Только периодически включали мотор...
Урал продолжал показывать свой характер. На одном из перекатов течение оказалось неожиданно сильным — мы не успели удержать катер и поплатились передним колесом. Теперь положение еще больше усложнилось, сроки полетели. А река и ниже по течению по-прежнему оставалась мелководной, без колес ничего не выходило! До Ириклинского водохранилища своим ходом не добраться и за неделю. Находим попутную машину, перебрасываем катер по суше до самого водохранилища.
На большой воде экипаж повеселел. Вешаем на транец оба мотора, заводим. Поехали! Правда, выйти на глиссирование не удается, так как моторы еще не обкатаны.
Утром обнаруживаем в катере воду. Выгружаем все имущество, вытаскиваем свое судно на берег и переворачиваем. На обшивке, на стыке фанерных листов, образовались три трещины. Это, пожалуй, результат перевозки катера на машине, на ухабах его подбрасывало, било о кузов днищем.
Наложили заплаты из стеклоткани на эпоксидной смоле.
Пробуем идти под двумя моторами. Скорость на пегие и на средних оборотах приличная, приблизительно 40—45 км/ч. Надеемся выйти на глиссирование с полной загрузкой. Но, увы. Тут же выходит из строя «Вихрь». Уже темно. Утром обнаруживаем страшную картину: редуктор держится на одном болте, поломан вертикальный вал. Снова надо заниматься ремонтом. А между делом узнаем от местных водномоторников, что за Ириклинской плотиной Урал еще мельче, а к многочисленным перекатам добавляются еще и низкие мосты...
Снова нас выручает машина. Катер 360 км едет на ней до самого Оренбурга, в при осмотре его перед спуском видим у форштевня свежую поломку — дыру, образовавшуюся от ударов о задний борт кузова. Дыру заделываем пенопластом, запиваем клеем № 88, а сверху заклеиваем стеклотканью, однако на это уходит целый световой день!
Река и за Оренбургом все еще мелководна, но мы уже приобрели богатый опыт — научились выбирать фарватер, некоторые перекаты умудряемся проходить на полном ходу [правда, несколько раз выскакиваем на косы!). На пути подстерегают нас новые препятствия: много коряг, тут и там
торчат из воды черные стволы деревьев, колья. к которым привязывают лодки рыбаки. Так продолжается до Ипека. Здесь Уpaл, наконец-то, становится полноводнее и шире, хотя топляков по-прежнему много.
В 50 км от Уральска встретились с судоходством — увидели первые буксиры и баржи. По фарватеру идти намного легче. На переход от Оренбурга до Уральска нам потребовалось всего четверо суток.
Стоянка в Уральске была короткой. Заправились бензином, запаслись провиантом и — в путь. В тот же день прибыли в г. Чапаев. На правом берегу Урала, на месте гибели легендарного героя стоит издалека видный обелиск. В центре города — монумент В. И. Чапаеву. Посетили музей, который находится в том самом доме, где располагался его штаб. Много нового узнали о Чапаевской 25-й дивизии.
За городом плесы прямее, шире, встречаются моторные лодки. В 400 им от Уральска опасное для малых судов место — Кругловская прорва: быстрое течение образует над глубокой ямой мощный водоворот. Чем южнее, тем становится жарче. Далеко за горизонт простираются степные просторы со скудной растительностью. Чувствуется дыхание Казахстана.
«Нептун» работает хорошо, а «Вихрь» постоянно греется. Из контрольного отверстия вылетают едва заметные водяные брызги, валит пар. Разбирать его не решаемся. Подводят нас и свечи, а запас их у нас подходит к концу.
Расстояние в 276 км от Индерборского до Гурьева прошли мы за один день. Вот если бы такие темпы с самого начала! А то ведь на календаре уже 24 августа. Весь следующий день занимаемся подготовкой и выходу в море. Общий вес катера с грузом великоват — около 700 кг. Выбрасываем все ненужное, но и после этого катер лишь с большим трудом выходит на глиссирование.
Инспектор дает «добро» на дальнейшее плавание. Ночью выходим к устью реки и останавливаемся на ночлег в камышовой копие у самого начала Урало-Каспийского канала. Только хорошо отдохнуть перед встречей с Каспием не удается: комары, не взирая на отпугивающие средства, беспощадно «грызли» нас всю ночь.
К утру поднимается ветерок, нагоняя 1,5-метровую волну. Брызги захлестывают в кокпит. На море множество птиц: лебедей, гусей. Лысухи буквально лезут под катер, перебегая перед его носом. Подняли большую стаю фламинго. Невдалеке от нас показываются тюлени, для них морение волны — забава, а нам становится не по себе. Берем поближе и берегу и совершенно неожиданно выскакиваем на мель. Часа три тащим лодку на глубину...
К земснаряду Иголкинского канала подходим уже вечером. Итак, Каспий остался позади. Завтра — последний день пути, последний переход до Астрахани по дельте Волги.
Дельта неописуемо красива. Множество различных птиц, кругом заросли тростника и кустарника. Великолепен каспийский лотос. Цветущий лотос — украшение волжской дельты! В дельте множество рукавов, и отыскать основное русло не так-то просто, но с этим мы справились, кажется, успешно, хотя весь день и петляли по ерикам. И вот — Астрахань!
Подводя итог, можно сказать, что члены экипажа не спасовали перед трудностями, которых было немало, и настойчиво их преодолевали. Наш катер показал себя в целом неплохо. Походом мы остались довольны, впечатления получили незабываемые.
От редакции
Водный туризм, как один из видов активного отдыха, находит многие тысячи почитателей. Объясняется это и обилием в нашей стране подходящих для туристских плаваний рек и озер, и привязанностью людей к окружающей природе, их стремлением испытать свой характер во встречах с трудностями, открыть для себя новые страницы богатейшей истории Родины.
Конечно, провести отпуск в дальнем путешествии, да еще на судне своей собственной постройки — замечательно! И участники перехода Магнитогорск — Астрахань убедились в этом сами. Были у них встречи со своенравным Уралом, с красивейшим уникальным уголком природы — дельтой Волги. Они осуществили свой замысел, пройдя при этом через многие трудности.
Но как бы высоко ни оценивали участники плавания качества своего катера, какие бы богатые впечатления ни оставило у них само путешествие, рассказ В. Павлова не может не настораживать.
Читатель обратил, очевидно, внимание на то, что
- испытать лодку и обкатать моторы до начала путешествия не успели;
- множество перекатов оказалось неожиданностью (хотя в №87 упоминались 427 малых и 5 крупных перекатов на этой реке) и не было даже обуви, пришлось идти босыми ногами по камням;
- оказалась недостаточной прочность конструкции колес;
- после перевозки на машине в корпусе катера неизменно возникали поломки;
- «Вихрь» постоянно грелся, моторы часто выходили из строя, запасных свечей не осталось, и т. д.
Разве нельзя было предвидеть эти трудности, случайности, поломки?
Нет, мы никоим образом не хотели обидеть этим вопросом автора и его товарищей по путешествию и благодарим их за присланный подробный рассказ. Он еще раз подсказывает необходимость начать на страницах журнала разговор об опыте подготовки и организации путешествий, обо всем, что с ними связано, одним словом, о культуре водного туризма в самом широком понимании этого слова.
Путешествия «за тридевять земель», так манящие сейчас многие сотни тысяч людей, — не вечерняя прогулка по скверу возле своего жилища и предпринимаются не ради одного только поиска приключений. Это, по существу, временная смена всего образа жизни, а к жизни, как известно, легкое отношение просто недопустимо. Игнорирование этого правила еще нередко приводит к трагедиям, человек по своей вине оказывается иногда в самых тяжелых ситуациях.
Экипаж В. Павлова благополучно завершил плавание, и это очень хорошо. Но на их многодневном пути приключалось слишком много различных ЧП. И, похоже, необходимость их устранения участники перехода рассматривают как явление само собой разумеющееся, закономерное. Конечно, в походе может приключиться всякое, а от поломок техники никто не застрахован. Но в том-то и беда, что большинство перенесенных ими трудностей относятся, так сказать, к разряду искусственно созданных: что-то упустили, что-то не проверили, чего-то не предусмотрели, о чем-то не подумали в самый начальный период подготовки к походу. А излишние трудности никогда не были украшением путешествия и ничего кроме раздражения и огорчения самих организаторов вызвать не могли.
Кстати, в нашем журнале уже рассказывалось о плавании по этому же маршруту группы туристов-водномоторников спортклуба «Патриот» Челябинского высшего командного танкового училища имени 50-летия Великого Октября. На их пути возникали те же самые перекаты, песчаные отмели, низкие мосты, но не было таких поломок и такого количества неожиданностей, не приходилось то и дело перевозить катера на автомашинах. Все дело, видимо, в тщательности изучения маршрута и подготовки к плаванию.
Практика водного туризма и вообще любых путешествий уже не раз убеждала, что любая мелочь может обернуться вполне крупными неприятностями. Уважению к «мелочам» следует настойчиво учиться у известных спортсменов и путешественников. Недавно, например, в московском издательстве «Прогресс» вышла книга Пьера Маньяна «Под парусом через северные пустыни». Французский путешественник, покоривший с помощью паруса Северный магнитный полюс, вулкан Этну, азиатские пустыни и север Северной Америки, обстоятельнее всего описывает как раз подготовительный период, когда голова идет кругом от мысли — лишь бы ничего не упустить! Читаешь о том, насколько основательно он доводит до полной кондиции буер собственной конструкции, как требователен к себе при комплектовании снаряжения, изучении маршрута, организации многократных экспериментальных выездов, и сразу начинаешь верить — этот человек цели достигнет.
Публикуя заметки магнитогорца В. Павлова «Перекаты, перекаты», мы приглашаем читателей журнала к разговору о культуре водного туризма. Что включает в себя это понятие? Многое. Как готовиться к путешествию? Как овладеть искусством исключения непредвиденных обстоятельств и учета «мелочей»? Как выбрать место и разбить лагерь на берегу? Ваши требования к безопасности на воде? В чем вы видите самые распространенные ошибки людей, отправляющихся в плавание?
Да мало ли можно задать вопросов, ответы на которые и дадут полное представление о туризме на воде.
Редакцию интересует ваш опыт, ваши туристские «секреты», поучительные случаи, когда из-за чего-то непредусмотренного человек оказывался в сложных обстоятельствах, в экстремальных условиях, и то, как он вышел из этого положения. У бывалых есть на сей счет, очевидно, и рекомендации, и предостережения.
Сейчас проблемы развития физической культуры и спорта, организации здорового отдыха трудящихся становятся, как никогда, актуальными. И начатый разговор, своеобразный обмен опытом, к которому мы приглашаем всех читателей журнала, будет способствовать этому.
Важно помочь начинающим туристам-водникам, снабдить их тем самым минимумом необходимых знаний, который позволит сделать путешествие безопасным, приятным и увлекательным.
Ждем ваших писем!