Жизнь этого человека, ставшего ныне, подобно яхтсменам Алену Кола и Эрику Табарли, национальным героем Франции, представляет собою цепь поистине невероятных путешествий. «Всю жизнь я искал неосуществимые проекты, — рассказывает Жерар д’Абовиль, — а потом доказывал, что они осуществимы. В сущности, все, что я делаю, — бесполезно. Я не подопытный кролик, который приносит пользу, служа науке. Это — чистой воды авантюры».
А хорошо знающий Жерара врач Жан Ив Шое дополняет его слова так: "Все это необходимо только ему самому, ему нужно снова и снова испытывать себя, жить на грани физических и психологических возможностей"...
Вот лишь некоторые из его подвигов: кругосветное путешествие «автостопом», участие в ралли Париж — Дакар на мотоциклах; 2000-километровое плавание через Африку на моторке; плавание на миникатамаране через Южно-Китайское море. Отметим, что Жерар д’Абовиль еще и профессиональный моряк-яхтсмен. В течение многих лет он плавал на старомодном гафельном тендере «Леди Мод» (это построенное в 1907 г. судно он любовно восстановил своими руками).
Настоящая известность пришла к нему после того, как в 1980 г. он в одиночку за 73 дня пересек Атлантику на весельной лодке «Капитан Кук». Формально он 3 дня «не дотянул» до рекорда, установленного еще в 1959 г. англичанином Томом Мак-Клином и занесенного в Книгу Гиннесса. Однако все специалисты, сравнивая достижения двух смельчаков, обратили внимание на то, что Жерар шел «южным» маршрутом, который на верных 800 миль длиннее, чем 2000-мильный кратчайший «северный» маршрут Мак-Клина.
Однако не будем пересказывать содержание посвященных плаванию на «Капитане Куке» статей, напечатанных в «КиЯ» №88 и №91 — советуем перечитать их. А здесь отметим явный мотив соперничества нашего бретонца еще с одним англичанином — Джоном Ферфаксом. Этот искатель приключений стал первым и в течение двадцати лет оставался единственным в мире человеком, который пересек на веслах не только Атлантику (1969 г.), но и самый большой на планете Тихий океан (1971 — 72 гг.)1. Как видим, он сделал все это гораздо раньше д Абовиля.
На трансатлантической трассе француз улучшил время англичанина в два с половиной раза! Но оставалась еще тихоокеанская, и это явно не давало покоя Жерару д’Абовилю. Об этом он мечтал многие годы. Он просто должен был и здесь улучшить результат соперника. Наконец, имела значение и такая деталь: Джон Ферфакс пересекал океан с вынужденными остановками для отдыха и не один, а в приятной компании с Сильвией Кук. Навряд ли она была серьезным помощником в работе на веслах, но факт есть факт. А д’Абовиль мог быть первым, кто оба океана пересек в одиночку и без остановок..
Он самым тщательным образом изучил все ставшие известными по книге, написанной Ферфаксом, подробности занявшего в общей сложности 362 дня его плавания на сконструированной знаменитым Уффа Фоксом 10,2-метровой «Британии-II». И сделал для себя, по крайней мере, два серьезных вывода. Во-первых, что выгоднее идти не с востока на запад (Джон и Сильвия шли от Сан-Франциско к берегам Австралии), а с запада на восток. И второе, что его новая лодка должна быть крупнее, чем «Капитан Кук», но меньше, чем «Британия II» рассчитанная, не будем забывать, на двоих с двойным комплектом снаряжения и запасов. Не понравились д’Абовилю и имевшиеся на английской лодке слишком развитые пенопластовые «надстройки», представлявшие значительную парусность.
Новая лодка д’Абовиля, получившая название «Сектор», имела в длину 8 м при ширине 1,8 м. Увеличение, по сравнению с «Капитаном Куком», длины корпуса на 2.4 м и ширины на 0,3 м позволило сделать ее несколько комфортабельнее, а главное — спокойно разместить запасы на 6 месяцев пути (160 кг провизии из расчета 3500 кал в сутки) без снижения ходовых качеств лодки. Во всем же остальном новая лодка повторяет проверенного штормами Атлантики «Капитана Кука».
Это — круглоскулая лодка безнаборной скорлупной конструкции из «сэндвича»: внутренний слой древесины оклеен 2-миллиметровыми слоями шпона из красного дерева. Вес корпуса всего 150 кг.
Носовой отсек под невысокой «рубкой»-обтекателем служит для размещения запасов и снаряжения, кормовой (с высотой на входе 0,8 м) — жилой. здесь удалось разместить удобную койку и «яхтенное» — с фиксаторами и ремнями — кресло, не вставая с которого можно готовить пищу на газовой плитке, работать с радиоаппаратурой и картами, а также рычагами насосов, подающих питьевую воду от опреснителя или перекачивающих балласт, регулирующий посадку лодки. В средней части лодки - поднятая выше КВЛ гребная платформа, под которой также оборудован герметизированный «багажный» отсек.
Лодка сделана непотопляемой (оконечности наглухо забраны пенопластом) и самовосстанавливающейся: при перевороте лодки вверх дном оказавшиеся наверху балластные емкости возвращают ее в положение на ровный киль. Забегая вперед скажем, что такое тяжкое испытание, как «оверкиль», д’Абовилю пришлось пережить за 134 дня пути более 30 раз! "Во время тайфуна «Мирей» лодка переворачивалась шесть раз, — рассказывает Жерар, — мне казалось, что я нахожусь в барабане стиральной машины".
11 июля лодка «Сектор» вышла в океан из японского порта Тёси, 21 ноября — оказалась в устье реки Колумбия у маленького американского порта Илуоко.
Процитируем сообщение собкора «Известий» Ю. Коваленко: "Причалив, он поправил французский флаг на мачте, тщательно закрепил весла, снял комбинезон, шерстяную шапочку и, заплакав, пошатываясь, ступил на землю". Он совершил невозможное, продемонстрировав поистине железный характер и несгибаемую волю. Он потерял в весе 15 кг, хотя никогда не был слишком упитанным. А то, что довелось пережить, кратко характеризовал словами: "Это был кромешный ад..."
Примечания
1. Об этом лучше всего рассказано в книге Криса Бонингтона «В поисках приключений», изданной на русском языке изд-вом «Прогресс» в 1987 г. Стоит попутно отметить, что первым весельным плаванием через Тихий океан был бросок шведа Андерса Свенлунда. В 1974 г. за 118 суток он прошел от побережья Чили до о-вов Самоа. Известен и еще один факт: 14 июня 1983 г. после 293-суточного пребывания в открытом океане на Большом Барьерном рифе был подобран англичанин Питер Бёрд, вышедший из Сан-Франциско.