Тот, кому довелось посмотреть, в каком виде возвращаются на турбазу дощатые лодки, на которых сначала спускалась по мелям и перекатам группа туристов-новичков и которые затем забрасывали вверх навалом в кузове грузовика (и отнюдь не всегда по шоссе!), тот знает — это проблема. Сколько бы лодку не смолили, такого круговорота, такой жестокой эксплуатации дерево не выдерживает. Пора, давно пора заменить его чем-то более долговечным, легким, надежным!
Мысль далеко не новая, но для наших турбаз по-прежнему актуальная. Пластмассы здесь пока не прижились: большие стеклопластиковые лодки дороги и неудобны, маленькие — байдарки, например, — не выпускаются. А о гребных лодках из легких сплавов даже и разговоров еще не слышно. Остаются лодки резиновые — надувные. Конечно, было бы нелепо утверждать, что техническое переоснащение нашего водного туризма сводится только к освоению выпуска новых надувных лодок, но, очевидно, без этого не обойтись.
Как уже отмечалось в статье «500000 надувных лодок», напечатанной в №21 за 1969 г., производство таких лодок за пятилетие должно возрасти в десять раз.
Изменилось ли положение за три года? Можно ли видеть новые надувные лодки на наших туристских маршрутах? Печатаем посвященные этой теме путевые заметки члена нашей редколлегии, побывавшего прошлым летом на Белой — типичной и, пожалуй, самой популярной из сплавных туристских рек, которую недаром называют «туристским бродвеем».
Итак, на чем плавают по Белой? Уточним сразу: не по всей, а на верхнем участке — до Юмагузино, который поэтически настроенные авторы путеводителя «Башкирия» (1970 г.) называют «королевскими чертогами Белой».
Мы собираем свою байдарку в нескольких километрах от кагинской турбазы «Агидель». Неудивительно, что наша первая встреча — с выходящими оттуда туристами. И сразу своего рода сюрприз! Оказывается, в отличие от Чусовой, Гауи и всех других известных рек, по которым проходят плановые сплавные маршруты, здесь основным видом туристского судна является не привычный «дощаник» (реже — заводской «фофан», еще реже «шпонка» или байдарка «Салют»), а 7-местный надувной плот-понтон. Та же «круглая» лодка «ЛГН», только много больше, и не черная, а небесно-голубого цвета.
Проходит стандартная группа — три таких плота. Рюкзаки свалены в середину. Кто лежит на них — загорает, кто с гитарой в руках, свесив в воду ноги, сидит на бортовом баллоне. С плотов рыбачат, купаются, а вот гребут лениво: короткими веслами-гребочками, как ни крути, особенно не разгонишься, а с другой стороны, и незачем. Течение работает даже на плесах, не то что на перекатах.
— Хоть и дорог плот, чуть не 300 рублей, — объясняют нам инструктора с турбазы, — а все равно выгодно. Практически вечная штука! Смолить не надо, вверх забрасывать — одно удовольствие, чуть не целый флот на одну машину помещается. Разбить или утопить пока еще никому не удалось. Осадки, можно сказать, и вовсе нет...
Выясняем, что делает чудо-плоты Уфимский завод РТИ. Как нам сказали, неохотно и чуть ли не тайно — лишь бы все не узнали (замучают заказами!). Плавают плоты, по крайней мере, трех типов: с разным числом секций, одни с надувным дном, другие с одинарным. Накоплен известный опыт эксплуатации, есть идеи по усовершенствованию, но пека не до этого. А жаль.
Думается, такой плот может быть взят на вооружение многими турбазами, домами отдыха и т. п. Мог бы он заинтересовать и некоторые хозяйственные организации в качестве транспортабельного и надежного средства для сплава небольших партий груза. А если буксировать за моторкой, то и не только Для сплава! Очевидно, есть смысл не «засекречиваться», а подумать о рекламе таких плотов. Интересно, планируется ли их серийное производство?
Двумя днями позже встретили еще одну новинку того же завода. На плесе нашу байдарку как-то чересчур легко догнала другая. Уязвленное самолюбие было удовлетворено, когда мы увидели, что она почти пустая — с тощим рюкзачком, в одних плавках и веселой шапочке работник турбазы догоняет "ушедшую несколькими днями раньше партию. Он заинтересовался нашей трехместной «Щукой» (кстати сказать, ее конструктор москвич В. И. Брызгалов готовит сейчас чертежи для нашего раздела «для самостоятельной постройки»), а мы — его очень легкой на ходу двухместной байдаркой с надувными бортами.
— Замечательная! Веса 15 кило, может, и того меньше, а поднимает пятерых. Для всяких разъездов просто незаменима. Вот, смотрите, — иду против течения, а разница даже не чувствуется. Может быть, вы думаете, что она ненадежна?
Чтобы мы никогда так не думали, он делает боевой разворот и с разгону ударяется носом о каменную стену берега. Спружинила, отскочила. Невольно мы прикинули: а что осталось бы после такого эксперимента от нашей «Щуки»? Рассматриваем лодочку с почтением. Шика никакого. Темная резина. Устройство проще некуда. Один баллон по периметру. Штевнями служат сжимающие концы баллона две пары планок, стянутых болтиками. Ни тебе надувного дна, ни переборок в баллоне.
— Сколько же она стоит?
— Понятия не имею. Говорят их всего три штуки сделано. Так что в магазине их вряд ли видели...
Опять тема для раздумий. Разве такая лодка залежалась бы? Цена ее вряд ли может быть намного выше 100 рублей — для производства она явно проще, чем овальная «ЛГН», а расход материала не намного больше. Уже одно то, что вес пакета вдвое меньше, чем «классической» разборной байдарки, настраивает в пользу надувного варианта.
— Смотрите, — продолжал капитан экспериментального судна, — как просто загружать лодку. Бросаю рюкзак сверху — и все. Не надо под деку распихивать. Если вы плывете вдвоем и нужно много грести, легко приспособить распашные весла...
Тут я припоминаю, что еще год назад в центральном уфимском магазине спорттоваров «Автомобилист» видел (через витрину — магазин был закрыт) двухместную же лодку с надувными бортами, с острыми носом и кормой, двумя подвесными деревянными банками. Удалось разглядеть только надпись «Дельфин». Позднее из сообщения в газете «Сельская жизнь» мы узнали, что серийный выпуск «Дельфина» освоен все на том же уфимском заводе, однако ни в одном магазине Ленинграда обнаружить его не удалось. Наверное, то, что я видел, тоже было головным образцом.
— Нет, «Дельфина» я на воде не встречал, — отвечает собеседник, — только слышал, что на ней очень удобно грести распашными веслами. И вообще лодка не хуже «Саламандры»!
Да, эталоном качества остается польская «Саламандра». Смотреть приятно. Серебристый легкий материал — эх, такой бы лодкам-уфимкам! Все вылизано, все продумано, Носовая «палуба», петли для пришнуровки деревянных заспинных распорок-бимсов, надувные сиденья с надувными же спинками, надежно зафиксированные жесткие пайольчики, петли для крепления багажа шнуром.
Встретившаяся ниже Мурадымово ленинградская пара — Алла и Гена — рассказывают о своей «Саламандре» с теплотой в голосе:
— Служит верой и правдой восемь лет. И в Подмосковье, и на Великой, и в Карелии, — где только на ней не плавали, При весе 12 килограммов грузоподъемность 250! Конечно, втроем не втиснешься, но для двоих и без особого багажа — идеальная лодка, И цена нормальная — 130 рублей!
Пока мы мирно беседовали, идя борт о борт, Белая резко повернула, байдарки вылетели на буруны очередного переката (разумеется, ни на каких туристских схемах не показанного). Только что в горах прошли дожди, воды было много, поэтому мы шли, довольно нагло спрямляя углы и пренебрегая рекомендациями «науки». В результате пришлось всем экипажем выскакивать из «Щуки» и проводить ее «на руках». А «Саламандра» пронеслась мимо, подпрыгивая, как мяч, кормой на камнях. Я был уверен, что после этого придется сообща заклеивать дыры в ее оболочке, оказалось — ничего подобного:
— Главное — не надувать баллон слишком сильно. Очевидно, поэтому в комплекте не ножная «лягушка», а ручной насос, чтобы лучше чувствовать давление. Вот смотрите, ни царапин, ни проколов. Конечно, обычно мы зря не рискуем, сейчас я специально пошел по мелкому месту, чтобы показать преимущества надувной лодки...
Почему только в последние три-четыре года «Саламандры» исчезли в наших магазинах? Неужели их, как и «Мевы», сняли с производства из-за «плохого» сбыта?
О байдарках не упоминаю сознательно. Да, по правде говоря, интересных встреч и не было. На фоне все тех же неизменных «Салютов» и «Нептунов» заслуживают, пожалуй, упоминания разборные транцевые лодки неизвестного происхождения, на которых сплавлялась группа киношников (встречались мы несколько раз, но никаких кинокамер у них не видели, все больше спиннинги). Киноэкспедиция плыла на трех трехместных лодках (под распашные весла) примитивной формы: вертикальные борта и транец, нос утюгом, закрытый палубой-декой до первого шпангоута. Набор из деревянных реек, обшивка из брезента.
— Лодки очень удобные, живучие, — заявил главный кинодеятель, — но когда и где сделаны — не имею представления. Знаю, что называются «туристскими» и влезают в багажник старой «Волги»...
Если не говорить о байдарках, чаще всего встречаются круглые одно- и двухместные «дутики» всех возможных видов. Типичная картинка: плывут несколько приятелей, каждый на персональном судне, удобно развалившись. Пошел дождь — все как один накрылись пленкой. Если скучно — шевелят гребочками.
А это еще что? Величественно проплывает сказочное сооружение, дача со всеми удобствами: оранжевый 6-местный спасательный плот «ПСН-бм» с палаткой на надувных дугах. К нему причалены два матраца, на одном загорает дама, на другом — бородач (естественно — удит рыбу). Чем не вариант для серийного выпуска на продажу? Конечно, многое надо упростить, ведь речь идет не о плавании по волнам океана! А кое-что добавить — кронштейн для «Салюта», например. Какой может быть цена? Очевидно, сравнимой с суммой цен надувной лодки, палатки и матрацев...
И снова о плотах, только теперь — самодельных. Варианты мы видели самые диковинные — на базе каких-то алюминиевых сосудов, фанерных поплавков, обычных дощатых лодок и т. п., но наиболее популярны автомобильные камеры. Иногда это довольно впечатляющие сооружения, на которых без опаски можно выходить хоть в открытое море. Один такой плот, например, имел настил из бревен на камерах как минимум с 40-тонного «МАЗа». Полнометражный домик со сплошным «остеклением» — все та же пленка, вдоль «стен» рядами вялится рыба. Вокруг стола стулья-чурбаки из могучих плах. Рядом печь-таганок, валит дым. Двое, красиво изогнувшись, шуруют рулевыми веслами. Эхо разносит над горами репортаж из Лужников.
Не могу удержаться, воспроизведу наш с ними разговор:
— Алло! На байдарке! Далеко ли до Акбуты?
— Километра четыре.
— А не знаете, во сколько там закрывается почта?
— Да там нет почты, мы только что у пастуха узнавали.
— Бросьте шутить! Если уж на карте республики Акбута показана, значит село большое. Нам туда должны деньги телеграфом перевести, а мы хотим еще в магазин успеть...
Вот она — наивность новичков, доверчиво относящихся к картам! Да разве кто-нибудь может объяснить, почему на карте оказался обозначенным хутор — несколько домов, ни электричества, ни почтового ящика, и не отмечено, например, большое село Сыртланово, в котором целых два магазина, и из которого ежедневно шесть автобусов идут в ближайший город Мелеуз! Жаль ребят, но что поделаешь! Однако карты и путеводители — тема для отдельного разговора! Вернемся к плотам.
И здесь широкое поле деятельности для заводов РТИ. Ясно, что круглая камера хорошо, а надувной цилиндр был бы еще лучше. Один собрал бы из них парусный катамаран, другой — плот для плавучей дачи, третий — еще что-нибудь! Вот не успели появиться в детских магазинах импортные надувные 50-литровые поплавки из синтетики (цена 3 рубля) для обучения плаванию, как их немедленно стали использовать наши мореплаватели: в редакцию уже поступило несколько заметок о превращении байдарок в парусные тримараны с такими цилиндрами в качестве бортовых поплавков...
Теперь отметим: надувные элементы для плотов, как и надувные плоты-понтоны, как и лодки-каноэ с надувными бортами, — включены в классификацию туристских судов, принятую на совещании в Москве, которое проходило еще три года назад (см. сборник №24). Таким образом, ясность в том, о чем именно мечтают организованные и неорганизованные туристы, есть. Как видим, есть уже и кое-какие сдвиги в отношении к этим мечтам со стороны промышленности. Однако в целом все-таки складывается впечатление, что период конструкторских поисков и организационной подготовки несколько затянулся. Не за горами и 1975 год, а в магазинах по-прежнему новинок нет, продаются все те же черные «ЛГН». И страшно становится от дикой мысли: а вдруг это их собираются выпускать тиражом 500000 в год?
Интересно, что думают об этом в министерстве нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности?