Коротко расскажу о сибирских походах, в которых мне довелось участвовать1, в частности — о плаваниях по Лене и Енисею с выходом за полярный круг.
Впервые на Лене мы побывали семь лет назад на стальном парусном тримаране «Таганай». Таганай — это название уральского горного хребта и по-башкирски означает что-то вроде «постель луны». А по конструкции тримаран подобен «Уралу» и «Востоку», описанным в сборнике №3 за 1964 г. Лена нас очаровала. Живописнейшие берега, обилие ягод, грибов, рыбы, огромные стаи уток и гусей на островных озерах. Следует, правда, оговорить, что гуси, так же, как медведи, лоси, осетры и прочая экзотика, находятся довольно далеко к северу: верховья и среднее течение реки основательно обжиты.
Лето в Якутии жаркое. Помню, две недели стояла 30-градусная жара. Недаром статистика утверждает, что солнечных дней здесь больше, чем на Кавказе. Вода прогрелась хорошо, поэтому купались обычно по нескольку раз в день. Большую часть пути прошли под парусами, правда, как говорится, не от хорошей жизни. Примерно на полпути — недалеко от Олекминска, совершенно неожиданно в древнем нашем моторе раздался страшный грохот: оборвался шатун. Не мудрствуя лукаво — чинить негде, да и сколько можно чинить? — похоронили мотор, как настоящего моряка, опустили за борт. Теперь для нас безветрие стало опаснее самых свирепых штормов. Особенно тяжело пришлось за Якутском. В русле множество островов. Река разливается на невероятную ширину — в некоторых местах до 30 и даже 40 километров! Фарватер очень сложный, петляет среди островов. Приходится проходить десятки перекатов. Сильные свальные течения так и норовят затащить На мель.
Однажды как раз из-за отсутствия мотора чуть было не пришлось закончить поход на диком острове. Было это так. Где-то горела тайга, пелена дыма окутала все. Видимость — метров двести, не больше. И полный штиль. «Таганай» медленно плыл по течению мимо какого-то острова, причем судя по глубине нас несло в мелководную протоку. Где она кончится, куда ведет — неизвестно. Забираться в дебри особого желания не было. Ведь в случае непроходимого мелководья выбраться назад, против сильного течения, нам бы просто не удалось. Отдали якорь, на ялике отправились на разведку.
Результаты самые неутешительные. Кругом мели. Ветра нет, видимости тоже. Придется ждать. Ночью задула низовка, разогнала крупную волну. Тьма кромешная. Когда чуть рассвело, постановили было отходить, но не успели даже одеться — лопнула якорная цепь. Через минуту нас уже вышвырнуло на отмель. Окатываемые ледяными волнами стали мы вытаскивать на берег вещи. По косе понеслись тучи песка вместе с мелкой галькой, пришлось всем уходить в лес. Перед уходом пытались вбить лом, чтобы привязать на всякий случай тримаран. Долго стучали кувалдой, но лом в песок так и не вошел — под тонким его слоем оказалась вечная мерзлота...
Шторм бушевал три дня и три ночи. По ночам брошенный «Таганай» навещали медведи. Отпечатки огромных когтистых лап были на палубе: мишка пытался взломать люк, однако стальная крышка не поддалась. Наведывались в гости и неизвестно как забравшиеся на остров волки. Видно, их привлекли свободно разгуливающие здесь лоси...
Мы объедались смородиной, даже варенье варили, промышляли уток и предавались грустным размышлениям. Кончилось дело тем, что вода сильно упала, и «Таганай» остался лежать далеко на берегу. Героические попытки водворить четырехтонный корпус в родную стихию никакого успеха не имели. Лебедки не было, а катки вязли. Затянувшаяся стоянка закончилась только на пятый день: к острову случайно подошел путейский катер и с большим трудом стащил наше судно на воду.
В этом походе мы впервые пересекли под парусами Северный полярный круг. Знаменательный день был отмечен запланированным еще дома «церемониальным» купанием и погнутой грот-мачтой: в шквал не выдержала ванта. Мачту-то выправили, а вот заменить ванту было нечем, пришлось наращивать ее якорной цепью. Что касается купания, то убежден, что таким способом уместно отмечать только переход экватора. Помню, что утром вода в ведре была покрыта толстой коркой льда. Перед торжественным погружением в воду приходилось скидывать шубы и шапки...
Отпуска кончились. Пришлось закончить и наш поход в Заполярье.
В августе 1968 г. мы познакомились с Енисеем. В Красноярск прибыла команда — девять студентов и преподавателей горно-металлургического института. Еще ранней весной в нашем распоряжении оказался полусгнивший шестивесельный ял. Месяц возились с ремонтом. Сделали небольшую каюту, установили двигатель «СМ-557». Парусное вооружение яла оставили без изменений. Нарекли «Белым медведем». И, конечно, решили «обновить» его за Полярным кругом, запланировали дойти до Диксона.
Плавание протекало отлично. Команда купалась и загорала. В отличие от Лены, перекатов на Енисее мало, глубины хорошие и на небольшой яхте можно смело ходить где угодно. Ветер часто дул попутный, я уж не говорю, что при плавании вниз помогало сильное течение.
Некоторую опасность представляет Казачинский порог. Перед его прохождением советуем тщательно проверить мотор, а с парусами здесь делать нечего. Река на протяжении нескольких километров стиснута горами, из бушующего потока торчат клыки скал. Стоит потерять ход — судно понесет на камни. Капитан красноярского порта В. М. Страхов — опытный яхтсмен, исходивший в молодости всю Балтику, настоятельно советовал нам пройти этот порог на палубе самоходки. Не хотелось напрасно волновать человека, гостеприимно нас встретившего. Обещание воспользоваться его советом мы дали, но порог все-таки прошли своим ходом. Фарватер, кстати говоря, обставлен прекрасно. Только лоцию этого участка следует изучить заранее; среди кипящих бурунов разглядывать карту некогда. Скорость течения 18 км/час.
За полмесяца «Белый медведь» забрался далеко на Север. Резко похолодало. По утрам реку окутывал промозглый туман. Часто штормило, но, пользуясь отличной мореходностью яла, шли практически в любую погоду. Особенно жестокий шторм трепал нас в Енисейском заливе, и вот здесь-то ветхий «мишка» не выдержал. Лопнуло несколько шпангоутов, разошлась обшивка. Носовой отсек был полон воды, в каюте плавали рюкзаки. Еле добрались до берега. Программу-максимум пришлось отменить. С трудом вернулись в Дудинку.
Зимой 1969—1970 гг. начали готовиться к новому походу на Лену. Желающих оказалось очень много, не было только подходящей лодки. Латать древние швертботы не хотелось. Решили срочно построить крейсерскую яхту. В апреле расчистили от снега площадку во дворе института, и работа на «верфи» закипела. Через три месяца армоце-ментную «Русь» спустили на воду.
Для нашего сугубо «сухопутного» города это — могучий крейсер. Длина 12 м; ширина 3,3 м; осадка 1,7 м. Площадь парусов 50 м2. В моторном отсеке разместился дизель от комбайна. Отмечу еще, что при выборе обводов, размерений и планировки руководствовались мы статьей «Моторно-парусные яхты» в №8 сборника, 1966 г. Времени для ходовых испытаний яхты не оставалось, погрузили ее на платформу и отправили в порт Осетрово.
Близился август, а пройти предстояло 4000 км. В этот поход удалось добраться только до Якутска. Беда была в том, что лето выдалось жаркое, река необычайно обмелела. Глубины на некоторых перекатах едва достигали 1,6 м. Нас просто замучили каменистые мели. Ломались винты. Потек корпус. «Русь» оставили на зимовку в Якутске.
В июле следующего 1971 года прилетели сюда с твердым намерением все-таки выйти в море Лаптевых. Яхта оказалась в полной сохранности, встретили нас в Якутске как старых знакомых. Многие из речников помнили магнитогорцев еще по плаванию 1965 г. Особенно радостной (и полезной) была встреча с капитаном-наставником Ленского пароходства А. И. Марковым. Один из опытнейших капитанов, десятки лет водивший по Лене караваны, оказал неоценимую помощь в подготовке к плаванию.
Низовья Лены производят впечатление ошеломляющее. Поражают беспредельность просторов, совершенное безлюдье. От Сангар до Жи-ганска на протяжении 400 километров не видели мы ни одной деревни. Кругом острова и необозримая водная гладь — простор ветрам. Свирепыми штормами славится район Сангар, но «Русь» свой первый шторм встретила несколько раньше — близ устья Алдана. Яхта уверенно шла навстречу двухметровой волне, тогда как катера и небольшие самоходки отстаивались за мысами.
За Жиганском тайга «уменьшается в росте», прямо на глазах превращаясь в тундру. Однако тундра в низовьях Лены ссзершенно непохожа на унылые низменные берега северной части Енисея, На протяжении сотен километроз невероятной мощи поток несется среди скалистых сопок; глубины большие, островов почти нет. Белые ночи дают возможность идти круглые сутки.
Ночные переходы запоминаются надолго. Полнейшая, неправдоподобная тишина. Стеной стоят угрюмые скалы. Белеет снег на вершинах.
При выходе в океан Лена все смела на своем пути, один остров Столб устоял. Каменный исполин уперся в низкое северное небо. За ним начинается гигантская дельта. Судовой ход поворачивает направо — в Быковскую протоку. Кончается одна из величайших рек мира. Теперь о парусах приходится забыть. Кругом мели и перекаты.
Перед выходом в море попали в «проверочный» 8-балльный шторм у Быкова мыса. Два дня отстаивались в заливе Неелова. А вот сам морской переход прошел вполне благополучно. Правда, покачало изрядно — это после шторма гуляла зыбь. Все встречные суда приветствовали нас гудками. Видно, яхта в полярных водах — гость редкий. Старожилы объяснили, что до «Руси» в Тикси бывали только «Щелья» Д. Буторина и «Пингвин» А. Янцелевича.
На зимовку «Русь» осталась в Тикси. Теперь наша мечта — продолжить знакомство с Заполярьем. Хочется более основательно исследовать дельту Лены и пройти Оленекской протокой до реки Оленек. Так что увлечение Леной оказалось стойким, сильнее штормов и ледяной воды.
В заключение хотелось бы отметить вот что.
1. Для подобных походов лучше всего подойдут небольшие яхточки — длиной не более 6 метров. Большая осадка «Руси» доставила нам чрезмерно много хлопот. Намного проще будет и перевозка: по железной дороге 6-метровую яхту можно отправлять в ящике. Для нее найдется место и на палубе любой самоходки, а это очень важно при транспортировке вверх по реке. Такую яхточку удастся, например, отправить из Тикси Северным морским путем в Архангельск или Владивосток с последующей перегрузкой на железную дорогу.
Готовясь к плаванию в низовьях Лены и Енисея, следует обратить особое внимание на мореходность судна. Волна здесь не меньше, чем на самых крупных водохранилищах.
2. Армоцемент нам не слишком понравился. Технология изготовления «Руси» была аналогична примененной при постройке яхты «Мечта» в г. Тольятти. Корпус получился тяжелый, а общая прочность вызывает опасения; слаб набор, а усиление его приведет к еще большему утяжелению яхты. Нам кажется, армоцемент лучше подходит для более крупных яхт, чем, например, «Мечта» или «Русь».
3. Надежный и экономичный двигатель просто необходим. Любителей путешествовать на катерах с мощными двигателями придется, однако, огорчить. Доставать бензин в больших количествах здесь трудно.
С питанием особых забот у нас не было. Все продукты можно купить на месте, В последний поход мы так и сделали. Снаряжение надо готовить особенно тщательно. Полушубки, шапки и рукавицы берите!
В случае аварии нельзя рассчитывать на быструю помощь. Север не прощает легкомыслия.
Примечания
1. Автор — мастер спорта, канд. техн. паук, был не только участником, но и руководителем — капитаном судов во всех описываемых плаваниях.