Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • История флота
  • 2005 год
  • 200-летие первого кругосветного плавания россиян
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Яхта для кругосветного плавания «Икар»
Новый рекорд кругосветного плавания
Парусный катамаран «Благовест» для кругосветного плавания
Конец кругосветного плавания яхты «Самба»
Фиаско одиночного кругосветного плавания яхты «Валентина»
Два кругосветных плавания Сеппо Мурайя
Первые плавания на самодельной яхте из шлюпки «Самба»
Первое кругосветное плавание на катере длиной менее 15 м
100-летие парусного спорта в Саратове
Ленинградская судостроительная верфь ВЦСПС отмечает 40-летие
60-летие шефства ВЛКСМ над Военно-Морским Флотом страны
Архангельский яхт-клуб «Водник» отмечает 75-летие
Гоночный швертбот класса «Snipe» отмечает 70-летие
Туристские плавания на Казанке


200-летие первого кругосветного плавания россиян

Год: 2005. Номер журнала «Катера и Яхты»: 194
          0


В 2003 г. отмечалось 200-летие первого кругосветного плавания россиян — И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского — на парусных кораблях "Надежда" и "Нева". Целями этого проекта были снабжение североамериканских колоний морским путем, доставка русского посольства во главе с Н. П. Резановым в Японию и подготовка кадров для морского флота. Перед экспедицией стояли задачи — пересечь два океана, обогнуть мыс Горн и посетить ряд малоизученных земель.

Информация об изображенииИван Федорович Крузенштерн
Иван Федорович Крузенштерн
 
За путешествие кругом света 1803—1806 — именно так называлась медаль, выбитая в честь первого в истории России кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского после его успешного завершения. Но, прежде чем поведать об этом предприятии, вспомним о некоторых более ранних попытках россиян вырваться на просторы океанов...

Еще Петр I решил направить торговую миссию в Индию и поручил шведскому адмиралу Даниелю Вильстеру возглавить ее. "Ехать вам от Санкт-Петербурга до Рогверика и тамо сесть на фрегат "Амстердам-Галей" и другой взять с собой — "Декронделивде", и с помощиею Божиею вступить в вояж до Ост-Индии, а именно до Бенгала".

Корабли вышли в море 21 декабря 1723 г., но вскоре из-за течи в корпусах, образовавшейся во время шторма, вернулись в Ревель. Петр I отменил поход до более благоприятного времени. Время это наступило в 1 725 г., но "производить коммерцию" в тот раз решили с Испанией. К двум упомянутым кораблям добавили "Девоншир", и всю эскадру в Кадис повел И. Р. Кошелев, которого после удачного окончания похода произвели в капитаны 1 ранга, "понеже он в Испании с российскими кораблями был первым".

Информация об изображенииЮрий Федорович Лисянский
Юрий Федорович Лисянский
 
Инициатором первого проекта плавания россиян вокруг света был президент Адмиралтейств-коллегии адмирал Н. Ф. Головин: "В один такой путь могут те офицеры и матросы обучиться более, нежели при здешнем море в десять лет". С этим предложением он выступил в Сенате 12 сентября 1732 г., где решалась проблема, как отправлять из Петербурга на Камчатку экспедицию Витуса Беринга — морем или сушей.

Но сенаторы предпочли "сухой" путь и обрекли В. Беринга на многолетние хлопоты — с грузами он два года добирался до Охотска, где строились корабли для 2-й Камчатской экспедиции.


Первыми русскими, пересекшими экватор в 1763 г., стали мичман Никифор Полубояринов и унтер-лейтенант Тимофей Козлянинов. Они отправились в Индию и Бразилию на английском корабле "Спикей" по предложению российского посла в Лондоне А. Р. Воронцова.

В 1771-1773 гг. несколько десятков россиян совершили дальнее плавание с пересечением экватора из Петропавловска-Камчатского до Франции. Вояж состоялся поневоле — вследствие бунта, учиненного польским ссыльным Морицем Бениовским, который захватил галиот "Св. Петр". Корабль беглецов вели мореходы Максим Чурин и Дмитрий Бочаров. В этом приключении участвовала и одна женщина — Любовь Саввишна Рюмина, муж которой рассказал эту историю полвека спустя в "Записках канцеляриста Рюмина".

Очередной проект кругосветного плавания с целью защиты русских владений на Дальнем Востоке от посягательств англичан был представлен Екатерине II. Указом императрицы от 22 декабря 1786 г. Адмиралтейству предписывалось: "Немедленно послать из Балтийского моря два судна, вооруженных по примеру употребленных английским капитаном Куком и другими мореплавателями для подобных открытий". Экспедицию на кораблях "Холмогор", "Соловки" и "Сокол" должен был возглавить 29-летний Григорий Муловский. Но началась война с Турцией, и последовал новый указ: "Экспедицию по настоящим обстоятельствам повелеваем отменить".

Информация об изображенииПарусные корабли "Надежда" и "Нева"
Парусные корабли "Надежда" и "Нева"
 
Потом была война со Швецией. В ходе последней в 1789 г. Г. И. Муловский, который командовал линейным кораблем "Мстислав", погиб в сражении у о. Эланд. На этом же корабле служил и 17-летний выпускник Морского корпуса Иван Крузенштерн, спешно — по случаю войны — произведенный в мичманы. Можно лишь догадываться, что юный офицер был наслышан от Муловского о кругосветном плавании. Последующие события свидетельствуют о том, что идея такого похода запала в душу Крузенштерна самым серьезным образом...

1 января 1802 г. И. Ф. Крузенштерн представил проект экспедиции морскому министру Н. С. Мордвинову. Целями ее были установление морской связи с Русской Америкой и заход в Японию с впервые направляемым русским посольством во главе с Н. П. Резановым. До этого Крузенштерн, впрочем как и его будущий спутник Ю. Ф. Лисянский, в 1793-1799 гг. служили в качестве волонтеров на английских кораблях. В составе английского военного флота они побывали в Атлантическом и Индийском океанах, участвовали в боевых столкновениях с французами и даже с пиратами. План экспедиции кроме Н. С. Мордвинова поддержал министр иностранных дел Н. П. Румянцев, а средства для ее организации выделила Российско-Американская компания. 7 августа 1802 г. 32-летний капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн был назначен начальником новой экспедиции. И уже в этом качестве он посылает в Англию своего друга Лисянского купить за 17 тысяч фунтов стерлингов два корабля — "Леандр" и "Темза". В июне 1803 г. корабли пришли в Кронштадт. Здесь они получили свои новые имена — "Надежда" и "Нева". Вскоре на кораблях были подняты Андреевские флаги, а на ноках грот-мачт еще и флаг Российско-Американской компании. Дипломатическая миссия должна была расположиться на флагманском корабле "Надежда", которой командовал И.Ф.Крузенштерн. Команду "Невы" возглавил 29-летний капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский.


Наконец, наступил исторический день: 7 августа 1803 г., подгоняемые легким попутным ветром, корабли покинули Кронштадтский рейд. В Северном море они попали в жестокий шторм. После захода в английский Фалмут корабли направились в Атлантический океан, взяв курс на Канарские острова. На о. Тенерифе они сделали остановку для пополнения запасов провизии и пресной воды, а командиры еще раз проверили паруса и оснастку.

Что же представляли собой купленные в Англии корабли? Это были добротные парусники: "Надежда" — водоизмещением 450 т и "Нева" — 320 т. На них было по три мачты с прямым вооружением, три кливера, а на бизань-мачте, кроме прямых, стоял и косой парус (контр-бизань на бизань-гафеле). Кроме того, при слабых ветрах между мачтами ставились по два-три стакселя. "Нева", несмотря на меньшие размеры, чем "Надежда", оказалась отличным ходоком. Неслучайно, уже на обратном пути после встречи кораблей у мыса Доброй Надежды Лисянский, подсчитав запасы продовольствия, решил идти от Кантона прямо до Портсмута маршрутом знаменитых чайных клиперов, показав отличный для таких размеров корабля результат скорости.

Информация об изображенииКарта маршрута первого кругосветного плавания россиян
Карта маршрута первого кругосветного плавания россиян
 
26 ноября 1803 г. пушки "Надежды" и "Невы" салютовали русскому флагу, впервые оказавшемуся в южном полушарии Земли. На кораблях был устроен праздник, сродни древнеримским "нептуналиям". По случаю пересечения экватора "морской владыка" Нептун (ряженый матрос Павел Курганов) "приветствовал россиян с первым прибытием в южные нептуновы области с достаточным приличием".

В Бразилии пришлось заменить часть такелажа на кораблях, и они с обновленными парусами 3 марта 1804 г. обогнули мыс Горн, где россияне первыми измерили скорость течения в этом месте. Потом были Маркизские острова и о. Пасхи. На остров высадка не производилась, но с моря была выполнена опись его берегов. В начале июня 1804 г. корабли достигли Гавайских островов, где разделились до встречи в Кантоне в ноябре 1805 г.


"Нева" оставалась здесь до конца месяца, а "Надежда" направилась в Нагасаки с дипломатической миссией Резанова. Миссия не была принята Японией, и оставшееся до встречи с "Невой" время моряки посвятили научным изысканиям: определению астрономических пунктов вдоль западных берегов островов Хонсю и Хоккайдо, береговой съемке южной части Сахалина.

Ю. Ф. Лисянский после проведения научных исследований на Гавайях направился к о. Кадьяк — в "столицу" Российско-Американской компании, возглавляемой А. А. Барановым, и более года находился в водах Русской Америки. "Нева" в 1805 г. участвовала в освобождении от индейцев-тлинкитов о. Ситки, на котором вскоре был обустроен административный центр российских владений в Америке — Ново-Архангельск. Наконец, оба корабля, груженные мехами, встретились в начале декабря в Кантоне и после продажи ценного груза и приобретения китайских товаров направились к родным берегам.

"Нева" с Ю. Ф. Лисянским из Портсмута первой прибыла в Кронштадт — это произошло 5 августа 1806 г. 19 августа на родном рейде бросила якорь и "Надежда". На о. Св. Елены, куда зашел корабль, И. Ф. Крузенштерну сообщили о начавшейся войне России с Англией, пришлось делать крюк и обходить Британские острова с севера. Плавание вокруг света корабля "Надежда" длилось три года и двенадцать дней.

В 1809-1812 гг. были изданы сперва в России, а затем в Англии и Германии описания этого выдающегося плавания: "Путешествие вокруг света" и в 1813 г. "Атлас путешествия вокруг света капитана Крузенштерна".

Этот поход открыл целую эпоху кругосветных плаваний россиян, в ходе которых были внесены изменения в географические карты и открыты новые земли. Кроме того, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в становлении океанографической науки и развитии этнографии.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Лондонский пассажирский парусник «Леди Дафна»
Музей и памятник линейный корабль «Миказа»
Первая кругосветка камчатских яхтсменов на яхте «Камчатка»
Повтор путешествия по маршруту Александра Колчака
Плавание на мотолодке вокруг Северного полюса «Полярный Поход – 2000»
Поход на РИБах «Kорсар» по Ладожским шхерам
Копия английского галиона «Золотая Лань»
Большая история яхт класса «Mini 6.50»
Первые в России гонки на моторных судах
Размышления ветерана Владимира Бухарина о истории водно-моторного спорта
Поморская лодка шняка, шитая вицей
Поход вокруг Ладоги за 14 часов
Мореходный парусник ганзейский когг
Еще одна лодка царя Петра i?
Учебное парусное судно «Мир»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
200-летие первого кругосветного плавания россиян

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Плавание по Енисею на шлюпке
Океанское гребное плавание близнецов Сергея и Андрея Синельников
Спортивная водно-моторная династия Атамановых
Из дневников антарктического похода яхты «Апостол Андрей»
Кому Россия обязана позором Цусимы?
История совершенствования скутеров «Формулы-1»
Завершился гребной марафон братьев Синельников на лодке «Русь»
Из Петербурга в Стокгольм на шхуне «Три звездочки»
На парусных швертботах по Амуру и Охотскому морю
История прославленных бронекатеров по проектам 1124 и 1125
Строительство бронекатеров в Новосибирске
Краткая история российского барка «Крузенштерн»
Династия судоводителей-любителей Чекмаревых
Выезд на охоту и рыбалку в Карелию с лодкой «Комбат-380»
25-летний юбилей яхты «Флора» отмечаем в Атлантике


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 44 + 47 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории