"На лавировке, при крене, скорость ощутимо падает. Бывает, шквальнет, и покатили на привод до крутого бейдевинда. Тут уж не зевай, веселей одерживай, проворнее крути штурвал. Один оборот — один градус перекладки руля. Круче 55-60 градусов к ветру при волне в два-три метра не держим. А фордевинд — вовсе не наш курс. С попутным ветром предпочитаем ходить бакштагами. Если средняя скорость возрастает на два-три узла, тактика считается оправданной..."
Чем не яхтенные советы? Но услышать их довелось не на яхте, а на борту учебного парусника «Мир» с полным корабельным вооружением. Об управлении кораблем рассказывали Виктор Николаевич Антонов, капитан парусника со дня его постройки, сменивший его на этом посту Сергей Валентинович Тимошков и парусный мастер Вячеслав Васильевич Бурлаков. Все трое — мастера спорта международного класса. Антонов начал заниматься парусом на Неве, Бурлаков — на Оке. Тренеры у них были замечательные — Николай Ермаков и Борис Богомолов, а Сергей Валентинович — учился уже у Антонова и Бурлакова. Довелось походить и на яхтах разных классов, в том числе на "Л-6", самой представительной в гоночной группе Кубка Балтики. Позднее в судьбу капитанов вошла яхта "Рица" типа "Алькор". На ней все трое в 80-е гг. выступали на гонках международных регат "Катти Сарк" в экипаже Александра Анатольевича Чечулина.
Принимали "Мир" Антонов с Бурлаковым в Гданьске в 1988 г. Оказались они причастны и к улучшениям проекта. Удалось, например, заменить громоздкие спасательные шлюпки компактными надувными аварийными плотами. От этого работать со снастями на палубе стало легче.
Поначалу Бурлакова раздражала «медлительность» корабля при поворотах оверштаг, но научились менять галсы на лавировке за семь минут. Это не раз выручало парусник в гонках. Традиционно «Мир» не принято перегружать парусами. Желательно не превышать крен в 12-13°, упреждая возможные шквальные порывы ветра, при которых парусник кренится до 50°. Однажды его положило на борт под углом в 56° — зафиксированный рекорд. И все же парусник проходит гонки по-яхтенному. Когда корабль еще только начинал участвовать в регатных состязаниях, англичане, ревностно следящие за конкурентами, направили на "Мир" лорда Бёрхема, знатока прямых парусов. Во время "консультаций" на переходе Лондон—Гамбург Бёрхем находился на мостике, стараясь беспристрастно оценивать решения капитана Антонова и работу команды, а после, в частности, отметил: "Русские водят корабль, как дин-ги, и это у них прекрасно получается. Я видел, как при слабом ветре они заменяют тяжелые шкоты легкими, а даже на яхтах это делают далеко не всегда".
Поясним, что на корабле каждую тяжелую выбранную снасть приходится сначала брать на стопор и только после этого крепить на нагель или утку. Боцмана вынуждены носить с собой "личные" стопора, чтобы всегда иметь их под рукой. Это практикуется и на динги, длина которого составляет 110 м, ширина — 14 м, осадка — 6.5 м, а парусность — около 3000 м2.
Напомним и другие цифры. Высота фок- и грот-мачты на "Мире" от ватерлинии — без малого 50 м, нижние реи подняты над водой на 24 м, а на бом-брам-реях курсанты работают на высоте 46 м. Это требует смелости и сноровки, особенно на качке. Кстати, здесь не берут рифов. При трех ярусах стакселей и прочных марселях команда регулирует площадь парусности в зависимости от силы ветра по отработанной схеме — перед штормом убирают верхние прямые и косые паруса, оставляя нижние прямые. Словом, поступают по правилу: "Коль рангоут твой высок, оставь лишь марсели и фок!". В гонках, даже ночами, предпочитают нести как можно больше парусов и с каждым непрестанно работать. Эта тактика была взята на заметку и конкурентами нашего парусника. Разумный риск часто оказывается оправданным. Рациональная схема несения парусов позволяет кораблю держать среднесуточную скорость более 11 уз, а в отдельные мгновения — до 19,5 уз. Таких "выбеганий" при уменьшенной парусности не добиться. Судно в эксплуатации — без малого 17 лет, и все эти годы комплект парусов постепенно обновлялся, ремонтировался. Однажды в Северном море ночной шквал силой 86 уз разнес кливер в клочья — выручили друзья из Висмара: и пошив оплатили, и материал.
Во время зимних переходов косые паруса заменяют на штормовые, площадь которых вдвое меньше основных. И делают это не только ради безопасности — паруса на "Мире" берегут. На парадах курсанты, поднимаясь на реи по уложенным на рангоут парусам, в обуви не ходят. Это правило — элемент высокой морской культуры.
В первые навигации корабль принимал на борт 140 курсантов — по количеству коек в кубриках. В 1992 г. на "Мире" приобщались к морю молодые американцы, трижды работали практиканты-англичане. Каждый раз с окончанием практики наставники кадетов оставляли отличные отзывы об организации обучения и бытовых условий на борту. С конца 90-х такие обмены стали редкостью. Приходилось резервировать свыше полусотни мест для иностранных туристов, желавших почувствовать себя "моряками". Порой в последний момент перед выходом из порта выяснялось, что группа уменьшена. Однажды пришло всего трое из запланированных 60 человек, а выходить все равно надо, поэтому расходы на содержание судна росли. Но коммерция — особая тема, и мы не станем ее касаться.
На корабле достаточно навигационных приборов, которые умело используются моряками. Тот же локатор, например, служит не только для безопасного расхождения с другими судами, но и при маневрах в гонках на стесненных акваториях. С экрана радара читают «карты облачности», раскладывают по ним гоночные галсы. Понятно, что и конкуренты работают с такими же приборами, преследуя аналогичные цели. Почему же тактические решения навигаторов "Мира" часто оказываются удачнее выбора соперников? Скорее всего, секрет кроется в яхтенной выучке командного состава парусника.
Репутация "Мира" неоднократно подтверждалась в ходе гонок на Балтике и в Северном море. Коллекция призов, хранящаяся в кают-компании, свидетельствует, что и на океанских просторах наши земляки способны принимать верные и зачастую нестандартные решения.
Маршруты океанских гонок обычно прокладывают по традиционным парусным путям, известным с незапамятных времен. При устойчивом по силе и направлению ветре принять самостоятельное тактическое решение, отклонившись от рекомендованного курса, далеко не просто. На "Мире" идут на это, предварительно взвесив все "за" и "против", просчитав риски. Подобная тактика оправдала себя на представительном историческом фестивале "Колумбус Рейс 1992". В результате на дистанциях Лиссабон—Кадис, Кадис—Пуэрто-Рико и Бостон—Ливерпуль "Мир" получил два вторых и одно третье место в общем зачете, что обеспечило экипажу абсолютное первенство в регате и "Гран-при" фестиваля — модель "Санта Марии", которую вручил капитану Антонову король Испании Хуан Карлос II.
Реальных претендентов на призы в дивизионе "А" всегда достаточно, уступить им не зазорно. Но есть регаты, в которых обидно проиграть. В 1996 г. такой была гонка, посвященная 300-летию Российского флота. Стартовав в немецких водах и взяв курс на Санкт-Петербург, "Мир" тогда буквально пролетел Балтику и с большим отрывом от судов всех гоночных дивизионов финишировал у маяка Родшер.
В год 300-летнего юбилея города парусный флот мира, вопреки первоначальным планам, в невские воды не зашел. Старт «Фестивалю 2003» давала Гдыня. Финиш первого этапа принимал Турку.
Сделаем небольшое отступление. Впервые за всю историю регат учебных парусников из Гдыни флот выходил с синими косицами, на которых красовалась новая эмблема. На смену аббревиатуре "STA" пришло сокращение "STI". Замена одной буквы означала, что «Ассоциацию учебных парусников» сменила организация "Sail Training International". Эпоха регат, связанных с именем легендарного клипера «Катти Сарк», с эмблемой спонсора, производящего золотистый шотландский напиток, завершилась. В тот год «поворота на другой галс» никто не выражал тревоги, связанной с переменами. Главное, что сохранилась традиция, атмосфера фестиваля. Многих членов Оргкомитета ветераны гонок узнавали в лицо. Председателем "STI" стал Найджел Роу. Тогда ему уже было за шестьдесят. Он — профессиональный журналист, знаток принципов спонсорского движения, взаимодействия различных фондов. К тому же Роу — яхтсмен со стажем, организатор и участник кругосветных регат гонщиков-одиночек, автор книги, в которой он описал свой опыт одиночного плавания.
Послаблений в правилах обеспечения экипажей спасательным оборудованием, средствами сигнализации и связи при новом руководстве не произошло. Для предотвращения «стартовой лихорадки» гонщикам предложили учитывать наличие "No Go Zone" (N G Z) — запретной зоны на подходе к наветренному стартовому знаку. Она представляет собой прямоугольник, или "Starting box", дословно — "стартовую коробку". Нарушители "N G Z" наказываются штрафом, увеличивающим время прохождения дистанции. Если экипаж участвует не просто в гонках, но и в разнообразных фестивальных мероприятиях — музыкальных, фольклорных конкурсах, спортивных играх на берегу, он вправе рассчитывать на денежное поощрение. Такой экипаж получает чек с возвратом 50-70% суммы вступительного взноса. Как правило, сумма эта невелика, но важен сам факт поощрения, и только ленивый способен лишить себя этой привилегии.
В навигацию 2003 г. парусный фестиваль принимала "тесная" Балтика, с дистанциями, не превышающими 400 миль. Обычно щедрая на сюрпризы, она ничем не проявила свой нрав на первом этапе из Гдыни на Турку. Погода стояла с легкими ветрами благоприятных направлений. Зато второй этап оказался полной противоположностью. Большая часть пути до Травемюнде проходила в условиях тяжелого шторма. Из 66 стартовавших из Турку судов два десятка сошли с дистанции. Одним потребовалась помощь профессиональных спасателей, других выручили оказавшиеся в трудную минуту по соседству яхтсмены.
"Мир" и на этот раз отличился. На первом этапе он обошел всех своих конкурентов по дивизиону. Барк «Седов» пришел вторым, "систер-шип" "Мира" дальневосточный корабль "Надежда" — пятым. В штормовой гонке восемь конкурентов финишировали без серьезных повреждений. Первым в Травемюнде пришел норвежский барк "Серландет". Но он не участвовал в этапе Гдыня—Турку и потому на главный приз не претендовал.
За победу "Мир" получил переходящий "Приз мыса Горн", кстати, хранившейся на борту с предыдущей регаты, и впервые за всю свою историю корабль принял еще одну почетную награду — Приз симпатий флота, или "The Sail Training International Friendship Trophy". Тогда никто не мог предположить, что на следующий год капитан Тимошков выйдет получать эти награды во второй раз. Произойдет это после регаты Северного моря, в которой, в отличие от предыдущего десятилетия, дивизион "А" будет представлен двумя десятками вымпелов, т. е. возрастет по численности почти вдвое.
Дистанцию Антверпен—Алборг "Мир" преодолел с попутным ветром и финишировал с четвертым результатом, а вторая гонка — из Ставангера на Куксхафен — прошла в изнурительной лавировке. Выбираясь из "штилевых мешков", пришлось сделать бесчисленное множество поворотов. Работа с парусами измотала курсантов, но они сумели отвоевать у моря необходимые мили, приближающие финиш. На протяжении всей гонки «Мир» удерживал позицию лидера и уложился в лимит времени. Это была победа. Абсолютная победа по сумме двух результатов в дивизионе, в общем зачете!
Гоночные трофеи подтверждают мастерство капитана, слаженную работу команды. Награда "За укрепление дружбы и взаимопонимания" присуждается по результату опроса всех экипажей флота. Здесь "насильно мил не будешь". Если флот выделяет тот или иной экипаж, значит, в чем-то он отличился. "Мир" очевидно гостеприимнее других парусников. Даже на рейдовых стоянках к нему швартуются ватаги малых судов. Российские моряки помогают залатать паруса, подправить такелаж, позволяют окатиться в душе пресной водой. Гостям запоминаются круизы с морской рыбалкой, купания с борта в открытом море, "уроки по управлению кораблем", рассказы о традициях морского повседневного обихода. И стар, и млад из "фестивальной" среды, как правило, судят непредвзято, основываясь на собственном опыте, и в ходе опросов выделяют в ряду лучших самого достойного претендента на "Friendship Trophy". Дважды присудив награду "Миру", они вряд ли погрешили против совести.
Скоро корабль отметит свое двадцатилетие. Не исключено, что эту дату парусник встретит на дальних широтах. Признанный самым быстроходным судном с полным корабельным вооружением начала XXI в., «Мир» может отправиться и в кругосветное плавание, но где бы ни проходил его маршрут, пожелаем нашему кораблю попутного ветра и семи футов под килем.