Заслуженное учебное парусное судно польских военных моряков — шхуна "Искра" — еще в конце 1977 г., после 60 лет плавания, была исключена из списков флота.
Новая "Искра" появилась сначала на чертежных досках конструкторов Гданьской судоверфи им. В. И. Ленина. Здесь уже накоплен большой опыт проектирования парусных судов. Именно здесь были спроектированы фрегат "Дар млодзежи" и баркентина "Погория". Эта баркентина и послужила прототипом нового учебного парусника, заказанного ВМФ республики. (В частности, по результатам эксплуатации "Погории" были усовершенствованы обводы кормовой части проектируемого судна.)
11.IX 1981 г. был заложен киль новой "Искры", а 6.III прошлого года состоялся торжественный спуск ее на воду.
Новая "Искра" — это трехмачтовая баркентина с гафельным гротом и бермудской бизанью. При водоизмещении 341 т она несет 1000 м2 парусов — значительно больше, чем уже испытанная в гонках ее предшественница "Погория" (при водоизмещении 500 т парусность всего 700 м2).
На новой "Искре" будут одновременно проходить практику 45 курсантов; для них оборудованы четыре довольно больших кубрика с удобными койками. Имеются лекционный зал, просторная кают-компания, каюты для офицеров и штатного экипажа, все необходимые бытовые помещения.
Корпус — стальной сварной, надстройки — из легкого сплава, мачты — стальные, паруса — дакроновые. В штиль и для маневрирования в узкостях можно использовать двигатель мощностью 310 л. с.
Длина баркентины с бушпритом — 49 м (это на 2 м больше, чем у "Погории" и на 1,7 м меньше, чем у старой "Искры").