Первым и основным, по нашему мнению, типом прогулочного судна может стать водоизмещающее судно со стационарным двигателем. Размеры таких судов составят 6—9 м, скорость — 10—11 км/ч. В качестве силовой установки целесообразно использовать дизель мощностью 6—8 л. с. или четырехтактный бензиновый двигатель той же мощности.
Однако (мне уже не раз приходилось об этом писать на страницах журнала) такие суда, несмотря на то, что они имели бы много преимуществ, особенно в эксплуатации, мы, судостроители, не можем выпускать из-за отсутствия силовых катерных установок. На сегодня проблемы, связанные с их производством, остаются теми же (их решение возложено на Министерство автомобильной промышленности).
Другим по-прежнему популярным типом останутся глиссирующие мотолодки. Однако на смену многим, часто повторяющим друг друга по своим эксплуатационным показателям моделям, должен прийти, так сказать, монотип длиной около 4 м, который в зависимости от нагрузки мог бы глиссировать с подвесными моторами мощностью от 12 до 30 л. с. Такая мотолодка должна в себя вобрать положительные качества многих моделей, начиная с «Казанки». Из имеющихся в наличии к такой модели наиболее близка «Неман-2», а еще ближе могла бы стать «Серебрянка-2», описание которой было помещено в «КЯ» №47. К сожалению, разработка этой мотолодки по целому ряду причин «застыла» на уровне изготовления опытного образца.
Третий наиболее предпочтительный тип могли бы составить гребные лодки различных назначений, изготовленные из всевозможных материалов. В настоящее время этот класс прогулочных судов представлен наиболее широко. Здесь и разборные лодки типа «Малютка», «Романтика», и складные охотничьи. Одни из них — стеклопластиковая «Пелла», деревянная «Кефаль», металлические «Бакай», «Таврия» и «Таймень» — предназначены для стационарного хранения, другие — «Ерш», «Язь» и «Онега» — для перевозки на верхнем багажнике автомобилей. С появлением на прошлогодней ярмарке лодки «Таймыр» (типа каноэ) их ассортимент уже кажется предельным.
К четвертому популярному типу малых судов наряду с парусными яхтами типа «Ассоль» целесообразно отнести самые различные плавсредства — от плавучих дач до парусных досок (из новейших представителей этой группы можно назвать лодку «Миус» и уже снятую с производства плавдачу «Дои»). Здесь, очевидно, еще есть над чем подумать конструкторам.
Вооружившись таким представлением о развитии прогулочного флота, ЦКБ «Нептун» в начале 1982 г. предложило на суд заинтересованных предприятий некоторые новые типы прогулочных судов.
Многочисленную группу гребных судов предлагается дополнить одноместной стеклопластиковой лодкой типа каяк (рис. 1), предназначенной для рыбалки, охоты и туризма, которую можно перевозить на верхнем багажнике любого автомобиля. При длине 3,5 м она должна иметь небольшую массу — около 20 кг — и повышенную до 150 кг грузоподъемность. Кроме свободной продажи населению, каяки можно будет использовать для проката на базах «Рыболов-спортсмен», в охотничьих хозяйствах и на турбазах. Первый опыт эксплуатации «хозяйственных» лодок типа «Таймень» и «Таврия» подтвердил их преимущество перед традиционными запалубленными прогулочными. Однако эти суда нам кажутся недостаточно совершенными. Важно, чтобы лодки могли глиссировать с 1 чел. на борту под мотором мощностью 8 л. с., а также хорошо ходить под веслами, имея полную грузоподъемность около 350 кг.
Информация об изображении
Рис. 4. Стеклопластиковыи педальбот — новый вариант пляжного водного велосипеда
Большим спросом пользуются разборные секционные лодки типа «Малютка». Покупателей привлекают транспортабельность и возможность хранить лодку в разобранном виде. Принцип разборной конструкции можно использовать и при разработке швертбота, по размерениям близкого к завоевывающей популярность металлической лодке «Язь». Для возможности транспортировать швертбот на верхнем багажнике автомобиля его масса не должна превышать 50 кг. Детали парусной оснастки можно перевозить в багажнике. Пассажировместимость этого швертбота должна быть не менее 2 чел., площадь парусности — около 3,5 м2 (рис. 2).
Рис. 4. Стеклопластиковыи педальбот — новый вариант пляжного водного велосипеда
Есть еще одни вариант мини-парусника, напоминающего собой парусную доску (рис. 3). Его эксплуатация упрощена благодаря тому, что человек управляет парусником полулежа. «Снаряд» должен быть пригоден для перевозки на верхнем багажнике автомобиля. Он найдет применение для организованного отдыха и в системе проката, которая, по нашему мнению, еще далеко не исчерпала себя. На смену гребным лодкам в парках может прийти педальбот из стеклопластика (рис. 4). Толкотня, которая, как правило, возникает на малых акваториях, может стать, как в хорошо известном аттракционе на электромобильчиках, дополнительным источником развлечения. Использование для изготовления корпуса стеклопластика сделает это изделие не только технологичнее, но и упростит уход за ним в системе проката.
Отдыхающие на пляже останутся довольны плавучим мягким креслом и плавательной доской со встроенной в нее маской, которая дает возможность наблюдать за подводным миром. Нам кажется, что эти два изделия с успехом могут заменить надувные матрацы, плавание на которых небезопасно, особенно для детей.
Целую группу плавучих средств можно сделать на базе понтонов, состоящих из унифицированных элементов, имеющих плавучесть 100 и 140 кг.
Вот несколько примеров. Плот с установленной на нем палаткой предназначен для туристов, сплавляющихся по рекам (рис. 5).
Комфортабельные плавучие коттеджи для стационарного отдыха целесообразно использовать для баз проката (рис. 10). (В нашей стране много озер и водохранилищ, где имеет смысл расположить базы проката этих плавучих домиков.) Такие коттеджи несложно отбуксировать на подготовленную стоянку. Кстати, причал для домика можно собрать из тех же унифицированных понтонов. Для удобства хранения во время межсезонья конструкцию коттеджа лучше всего выполнить разборной, убирающейся в компактный пакет.
В районах больших городов, расположенных на берегах рек, много садовых участков выходит на реку. На наш взгляд, имеет смысл строить на базе понтонов небольшие причальные сооружения, предназначенные также для купания.
На плавучих верандах можно организовать коллективные прогулки вдоль береговых линий озер и водохранилищ, совершать экскурсии (рис. 8). Все это сделает отдых на турбазе более разнообразным.
Для любителей плаваний под парусами есть возможность создать парусный вариант уже осваиваемого судостроительным заводом «Пелла» каноэ «Таймыр» (рис. 7). Для этого на него нужно установить два аутригера и парус площадью около 4 м2.
Парусный тримаран из стеклопластика (главные размерения 5,8X3,0X1,25 м при грузоподъемности 200 кг и пассажировместимости 2 чел. (рис. 6); площадь парусности около 15 м2) хорош тем, что позволяет развить достаточно высокую скорость.
Летом любители активного отдыха имеют возможность заниматься виндсерфингом и дельтапланеризмом. А что делать зимой, которая так и остается межсезоньем, несмотря на растущую популярность лыж? Нам представляется, что легкий буер с площадью парусности около 4 м2, который может передвигаться по льду и снегу, послужит хорошим подспорьем молодежи в организации зимнего активного отдыха. Полная масса такого буера не должна превышать 30 кг. Для упрощения транспортировки буера имеет смысл проработать вариант разборной конструкции.
Наше ЦКБ работает над созданием водоизмещающей мотолодки. Целесообразна специальная разработка проекта парусно-моторного варианта мотолодки, которую в основном можно было бы использовать под мотором «Ветерок-8» (парус применять лишь как вспомогательное средство). Близкими к оптимальным будут следующие размерения: 7,0X2,0Х1.2 м; грузоподъемность — 600 кг; пассажировместимость — до 6 чел. На такую мотолодку можно будет поставить и более мощный мотор, вплоть до 30 л. с., скорость при этом возрастет до 25 км/ч, но экономичность эксплуатации снизится. С 8-сильным мотором мотолодка может развить скорость около 10 км/ч.
Как показывает практика, отечественные дизели выпускаются сравнительно большой для прогулочного судна мощности. Производство же дизелей мощностью 6—8 л. с., наиболее оптимальной для судов этого назначения, отсутствует. Очень заманчиво принять к проработке катер размерениями 8,0Х2,2XМ м, грузоподъемностью 800 кг, но стоимость такого судна окажется (даже если удастся решить вопрос поставки дизелей) очень высокой — 8—10 тыс. руб. (рис. 9). Это и ставит под вопрос целесообразность его создания.
Специалисты ЦКБ «Нептун» отдают себе отчет в том, что здесь рассмотрены далеко не все типы прогулочных судов, которым дадут жизнь сложившиеся в стране условия эксплуатации. Например, ждет своего решения вопрос о выпуске малых судов на воздушной подушке для продажи населению.