Вынося на обсуждение «проекты» именно этих 18 «типовых» прогулочных судов, ЦКБ исходило из учета реальной обстановки, сложившейся на лодочном рынке в связи с вводимыми местными органами власти ограничениями на пользование подвесными лодочными моторами, некоторым увеличением расходов на эксплуатацию моторных судов и явным интересом к парусным судам. По этим причинам существенное место в предлагаемом типаже на перспективу заняли парусные суда, появились и такие суда, как водоизмещающая мотолодка; однако сохранены и легкие глиссирующие мотолодки, так как в определенных районах страны они продолжают служить не только распространенным средством для проведения отдыха, но и видом транспорта.
Основной задачей анкетного опроса было получение дополнительной информации о перспективах развития спроса населения и оценочных данных как по новым типам судов, предлагаемых анкетой, так и по судам, уже освоенным промышленностью.
На 1 января 1980 г. в адрес ЦКБ поступило более 2000 писем с заполненными анкетами. Читатели сборника, а мы расцениваем их как владельцев и потенциальных покупателей прогулочных судов, проявили большую заинтересованность в дальнейшем развитии прогулочного флота.
Статистическая обработка ответов показала, что пятью наиболее предпочтительными типами судов заполнившие анкету считают:
- Тип 7. Водоизмещающая 6-метровая каютная мотолодка из алюминиевого сплава. Грузоподъемность — 400 кг; мощность подвесного мотора — до 12 л. с. Ориентировочная цена — 2000 руб. (к сожалению, в анкете была допущена опечатка, но практически все читатели это поняли). — 1131 положительный отзыв.
- Тип 1. Каютная мотолодка из алюминиевого сплава длиной 5,1 м, предназначенная для прогулок и дальнего туризма. Грузоподъемность — 400 кг. Мощность подвесного мотора (моторов) — 8—60 л. с. Ориентировочная цена — 1850 руб. — 887 положительных отзывов.
- Тип 6. Мотолодка длиной 4,7 м из алюминиевого сплава с открытым кокпитом. Грузоподъемность — 450 кг; мощность моторов — до 50 л. с. Ориентировочная цена — 1430 руб. — 744 положительных отзыва.
- Тип 5. Мотолодка длиной 4,5 м из алюминиевого сплава с открытым кокпитом и тримаранными обводами. Грузоподъемность — 400 кг, мощность мотора — 8—12 л. с. Ориентировочная цена — 500 руб. — 688 положительных отзывов.
- Тип 2. Яхта-«компромисс» из стеклопластика длиной 5,5 м. Четыре спальных места, площадь парусности — 13,6 м2; мощность мотора — 12 л. с., цена — 3000 руб. — 593 положительных отзыва.
Как видим, первое место занимает тихоходное и вместительное каютное водоизмещающее судно.
- 1. Тип судна, собравший абсолютно наибольшее число положительных отзывов (тип 7). Водоизмещающая 6-метровая каютная мотолодка под ЦМ до 12 л. с. Ал. сплав. Суда такого типа у нас не выпускались.
- 2. Каютная мотолодка длиной 5,1 м, рассчитанная на установку ПМ в широком диапазоне мощности — от 8 до 60 л. с. Тип 1. Ал. сплав.
- 3. Открытая глиссирующая мотолодка длиной 4,7 м (тип 6). Грузоподъемность — 450 кг. Мощность ПМ — до 50 л. с. Ал. сплав.
- 4. Открытая мотолодка длиной 4,5 м с тримараннымн обводами под ПМ ограниченной мощности — до 12 л. с. (тип 5). Грузоподъемность — 400 кг. Ал. сплав.
- 5. Мини-яхта — «компромисс» длиной 5,5 м из стеклопластика (тип 2 на вкладке в № 79). Вооружение — шлюп с площадью парусности 13,6 м2. ПМ 12 л. с.
Эта модель названа лучшей и рекомендована для выпуска и повсеместного распространения. Ответившие на анкету обосновывали такую оценку следующими аргументами: 1) экономичность эксплуатации (этот вопрос подробно разобран в сборнике №84); 2) повышенная комфортабельность; 3) мореходность и надежность. Такой результат «голосования» читателей сборника отнюдь не случаен и, на наш взгляд, верно отражает наметившиеся тенденции. Теперь дело за тем. чтобы промышленность своевременно отреагировала на изменения в конъюнктуре рынка.
Следующие два места заняли мотолодки, имеющие промышленные аналоги. Очевидно, это должно укрепить уверенность изготовителей «Москвы-2» и «Крыма-3» в перспективности этих моделей. В оценках лодки типа «Моеква-2» прослеживается все то же общее желание иметь судно, лучше приспособленное для отдыха (каюта) и в то же время — допускающее эксплуатацию со сравнительно маломощным мотором: среди доводов «за» эту модель большинство ответивших отмечает возможность использования ее на переходном режиме.
На четвертом месте — универсальная прогулочно-туристская лодка под «Ветерок», имеющая современный внешний вид, сравнительно недорогая; это модель, проектирование которой еще только планируется. А вот в мини-яхте, занявшей пятое место, все без труда узнали «Ассоль». И в письмах своих многие читатели сборника указывают на необходимость увеличения ее выпуска и продажи в районах больших водных бассейнов.
Если рассматривать весь предлагаемый типаж с точки зрения потребительских оценок по каждой группе судов, результаты получаются следующие: номера типов судов упомянуты в порядке убывания числа положительных отзывов.
В группе из пяти типов мотолодок: последнее место (за указанными выше типами 7, 1, 6 и 5) — занимает 4,5-метровая комфортабельная открытая мотолодка из стеклопластика (тип 11) — 454 отзыва (общий итог по группе — 3904).
В группе из пяти типов гребных (гребно-моторных) лодок: стеклопластиковая 2,7-метровая лодка-картоп (тип 8) — 422; 4,1-метровая лодка из стеклопластика (тип 17) — 383; лодка джонбот под ПМ 8 л. с. из алюминиевого сплава (тип 15) — 361; лодка из шпона (тип 16) — 239; секционная 2-местная разборная лодка (тип 18) — 187 (общий итог — 1592).
В группе из шести парусных судов: упоминавшийся выше «компромисс» (тип 2); стальная 6,8-метровая яхта — шлюп с двумя каютами (тип 12) — 553; 6-метровая яхта со стаксельным вооружением (тип 13) — 505; 4,7-метровый швертбот из шпона с вооружением кэт (тип 4) — 366; 6-метровая яхта из стеклопластика с двумя каютами (тип 3) — 303; разборный тримаран с рубкой-убежищем (тип 14) — 273 (общий итог — 2593).
В группе из двух плавдач-понтонов: катамаран с металлическими корпусами и палаткой (тип 9) — 421; плавдача с фанерным домиком на 4 спальных места (тип 10) — 215.
Какие же выводы можно сделать по результатам анкетирования?
Несмотря ни на что, основное место в структуре потребительского спроса на перспективу продолжают занимать моторные лодки. Подавляющее большинство любителей, желающих отдыхать на воде, собираются использовать относительно быстроходные и мало зависящие от метеоусловий моторные суда. Не будем забывать, что только моторные суда позволяют сочетать комфорт и скорость; дают возможность совершать дальние туристские плавания но внутренним водным путям, использовать судно как в хозяйственных целях, так и в качестве легкового автомобиля — для доставки к месту отдыха на выходные дни.
Более скромное место отводится в ответах на анкету парусным судам. Это вполне закономерно. Как ни заманчивы перспективы отдыха под парусами, но нельзя отрицать объективные факторы: далеко не везде географические условия подходят для плаваний на парусных судах, да и вообще — парус на малом судне это скорее сугубый спорт. Имеет важное значение и то, что малые парусные суда непригодны для использования их в качестве транспорта и хозяйственных нужд. Как показывает вся практика нашей работы, без выполнения этих дополнительных (а в некоторых бассейнах и основных) функций не мыслится эксплуатация прогулочного судна.
Как бы то ни было, парусные суда собрали 30% общего числа полученных положительных отзывов, тогда как чисто моторные — лишь 45%. Уже одно это свидетельствует о важности и актуальности обращения промышленности к проблемам постройки малых парусных судов: ведь на сегодня кроме ста «Ассолей» в год торговая сеть ничего предложить покупателю не может!
Малое количество отзывов, собранное гребными и гребно-моторными лодками (18%) в данном случае не отражает действительного положения дел. При анализе результатов торговых ярмарок, а также при изучении мнений торгующих организаций гребные лодки но спросу почти повсеместно выходят на первое место. Одно из объяснений заключается в том, что торгующие организации помимо потребностей сети розничной торговли обеспечивают такими лодками прокатные станции, санатории, дома и базы отдыха и т. д. (например, на Украине в личное пользование продастся лишь 2% гребных лодок!). Сказанное не значит, что гребными лодками следует заниматься меньше. Через базы проката или дома отдыха, но гребная лодка все равно находит своего потребителя — это все тот же любитель рыбной ловли, охоты или отдыха на воде!
Судя по письмам, большая потребность в гребных судах ощущается в Белорусском, Украинском, Северо-Кавказском и Западно-Сибирском районах страны.
Как совершенно правильно подчеркивают авторы ряда писем, успех той или иной модели, освоенной и выпущенной в торговую сеть, во многом зависит и от правильного выбора районов ее сбыта. По результатам опроса такими районами названы: для мотолодки «Москва-2» — Северо-Запад страны, в том числе и Ленинград, где она поставлена на второе место по популярности, а также некоторые районы Центральной полосы, включая Подмосковье и Поволжье, где она заняла третье место. Для мотолодки «Крым-3» преимущественными районами сбыта могло бы стать Поволжье, где она поставлена в ответах читателей даже на первое место. В делом спрос на мотолодки сохраняется в Центральном, Северо-Западном, Прибалтийском, Центрально-Черноземном экономических районах.
Особо следует сказать о группе плавдач-понтонов. Суда этого типа практически не появлялись на нашем рынке: единственная выпускавшаяся ранее плавдача «Березка» попадала в продажу в крайне незначительных количествах. Очевидно, отсутствие информации и не позволило любителям отдыха на воде составить определенное мнение о преимуществах плавдач. Естественно, малое число голосов в пользу катамарана с палаткой еще не говорит о том, что модель бесперспективна. Только пробная реализация сможет внести определенную ясность. Многое будет зависеть от решения вопросов транспортабельности подобных плавсредств.
Вопрос транспортировки прогулочные судов волнует многих. Даже при наличии тех или иных ограничений по использованию прогулочного судна его владелец может как угодно расширить район плавания и, скажем, пронести свой отпуск полюбившимся ему образом, если будет иметь трейлер для перевозки плавдачи, мотолодки либо мини-яхты.
Мы считаем целесообразным задать Минавтопрому, которому в свое время — десять лет назад — поручалась разработка трейлеров, вопрос: будут ли выпускаться трейлеры хотя бы в ближайшее время?
Мы сознаем, что представленный типаж не охватывает всего того многообразия судов, которое необходимо для полного удовлетворения потребностей населения. Нет, например, в тираже катеров. Промышленность в настоящее время лишена возможности выпуска катера (кроме «Амуров») из-за отсутствия двигателя, удовлетворяющего всем требованиям.
Несколько слов о материале. Для мотолодок в ответах читателей отдается решительное предпочтение некорродирующим легким сплавам. Для изготовления яхт рекомендуется все более привлекающий внимание любителей отдыха на воде стеклопластик. Из ответов на анкету ясно видно, что в тех районах, где информированы о свойствах стеклопластика и знакомы с его поведением в эксплуатации, предпочтение отдается этому материалу. (Кстати сказать, легко объясняется приверженность к стеклопластику тех яхтсменов, которые знакомы с польскими яхтами, выполненными преимущественно из стеклопластика.) В тех районах, где только слышали слово «стеклопластик», в котором неудачно присутствует корень «стекло», напоминающий о хрупкости и ненадежности, отдают предпочтение металлу.
Очевидно, много сторонников нашли бы и смешанные — композитные конструкции, например, использующие металл и прорезиненные ткани в качестве оболочки. При таком сочетании возможности решения вопросов транспортабельности, непотопляемости и надежности могли бы существенно расшириться, но для создания таких лодок необходимо договориться о кооперационных поставках предприятиями различных министерств.
В заключение выражаем большую признательность реем читателям сборника, принявшим участие в анкетном опросе. Их мнения помогают сделать правильные выводы о том, куда именно следует направлять усилия разработчиков и предприятий.
От редакции
ЦКБ «Нептун» проводит большую ответственную работу, важность которой в современных условиях все возрастает. Оценивать сложившуюся обстановку и предвидеть перспективу, правильно формулировать и четко проводить единую техническую политику, обеспечивать высокий уровень выпускаемых в стране товаров для отдыха на воде, — это лишь основные направления работы коллектива.
Отрадно, что ЦКБ все чаще обращается непосредственно к потребителю, ищет новые формы обратной связи потребитель — производство, обосновывает свои решения общим мнением капитанов прогулочно-туристского флота страны. Печатая краткий отчет о результатах проведенного ЦКБ анкетирования, оказавшего большую помощь в отработке перспективного типажа лодок, катеров и малых парусников, мы решили несколько дополнить его другими материалами, посвященными той же теме: какие лодки, какие моторы и товары для отдыха на воде нужны сегодня и будут нужны завтра?
Наша промышленность в принципе имеет все необходимое, чтобы полностью обеспечить потребителя, т. е. выпускать именно такие лодки, моторы и товары, которые нужны, и именно в том количестве, которое необходимо. Однако, как неоспоримо свидетельствует редакционная почта, сказывается «пробуксовывание» в сложившейся на сегодня системе торговля — производство. С одной стороны, в магазинах на местах (даже в крупных городах) ассортимент крайне беден, многих товаров в продаже нет, не было и в обозримом будущем не ожидается. С другой. — общий рост объема выпуска тех же лодок и моторов приостановился, а разработкой новых моделей заводы заниматься не хотят, поскольку торговая сеть уже «затоварена», свои ежегодные заказы промышленности сокращает и к любым новинкам относится настороженно. Предприятия, которым приходится затрачивать огромные средства на освоение выпуска новых образцов, никаких предварительных гарантий, что торговая сеть возьмет на себя реализацию продукции, не имеют. Как показывает печальный опыт, в ряде случаев это приводит к многотысячным убыткам.
Тема, посвященная совершенствованию работы торговой сети в современных условиях, заслуживает самого серьезного рассмотрения. В нашей подборке материалов мы касаемся ее только для того, чтобы подчеркнуть важность своевременного привлечения работников торговли к решению проблемных перспективных вопросов. Ведь в конечном счете именно торговля решает судьбу подготавливаемых предприятиями новинок и «дирижирует» работой промышленности, давая ей заказ на одни изделия и «заставляя» снимать с производства другие.
Цена принимаемых ответственными работниками торговли решений исключительно высока. Любая ошибка вызывает или появление дефицита или затоваривание. Работникам торговли ничего не стоило, например, отказаться от заказа на мотор «Прибой», двигатель «СМ-557», «Казапку-2М» или «Обь»: в принципе сами они «ничем не рисковали». А результат? Покупатель не доволен, поскольку не может купить в магазине хорошо ему известный и давно освоенный товар, а народному хозяйству нанесен серьезный ущерб.
Проще всего просто «обвинять» торговлю в нежелании рисковать, инертности, безответственности, неумении рекламировать, нежелании внедрять новые формы торговли и т. д. и т. п. Очевидно — важнее другое. Совместными усилиями отрабатывать систему оценки конъюнктуры рынка, способы учета пожеланий потребителя, методику объективной оценки подготавливаемых к внедрению новинок (до стадии запуска и в серию). Это и будет выполнением указаний партии по всемерному улучшению планирования и хозяйствования, совершенствованию всей системы связей потребитель — торговля — промышленность.
В нашей подборке использована лишь малая часть приходящих в редакцию материалов, посвященных затронутой теме. Мы рассчитываем, что общими усилиями любители отдыха на воде помогут внести ясность в вопрос: какие лодки, какие товары нужно выпускать, где и чем торговать? Ждем ваших откликов.
Мнение директора специализированного магазина
Говоря о выборе моделей на перспективу, просто необходимо познакомиться с мнением торговых работников, которые, с одной стороны, непосредственно общаются с потребителем, а с другой, могут подкрепить свои оценки цифрами: уж они-то точно знают, как какой товар раскупается. На вопросы нашего корреспондента отвечает Раиса Ивановна Шаркова — директор одного из немногих в стране специализированных магазинов, торгующих по потребительскому комплексу «Все для отдыха на воде». Это магазин № 23 Ленспортторга в Апраксиной дворе — в самом центре Ленинграда.
ВОПРОС: Что можно сказать о торговле товарами для отдыха на воде в последнее время? Какие модели сегодня пользуются наибольшим спросом?
ОТВЕТ: Ассортимент товаров у нас очень велик: катера, яхта — «Ассоль», лодки, байдарки, моторы и запчасти, якоря, весла, спасательные средства, туристское снаряжение. На недостаток покупателей мы пожаловаться не можем, а вот обеспечить высокую культуру торговли мы еще, как видите, не в состоянии. Нет подъемных механизмов, мала площадь торговых залов, складские помещения расположены за несколько десятков километров, не хватает рабочих рук. Хотя мы и называемся магазином специализированным, отношение к нам — как к обычному магазину спорттоваров, торгующему сугубо сезонными товарами. Ясно, что это отражается и на штатах и на оборудовании. И ничего уже не слышно о постройке специального помещения, как бы не урезали имеющиеся площади! Все это — тема для отдельного разговора.
Информация об изображении
Даже в специализированном магазине выбор запасных частей к моторам крайне ограничен
За последние два года наш общий оборот увеличился, однако продажа собственно катеров и моторных лодок осталась на уровне 1978 г., т. е. около 500 шт. в год. Наблюдается тенденция к увеличению продажи более комфортабельных судов, таких, как мотолодка «Ладога-2» (10 шт. в 1979 г.; на этот год заказано 50] или «Казанка-5М» (в 1978 г. — 25 шт., в 1979 г. — 80]. Яхт «Ассоль» в 1978 г. было продано 10 шт., а в следующем году — 11; катеров «Амур-М» — соответственно 5 и 7, но эти цифры никак не отражают реальной потребности. Этих судов мы могли бы продать много больше, однако, к сожалению, промышленность почему-то выпускает их мало. Из новых мотолодок хорошо продаются «Воронеж», «Неман-2», «Крым-3».
Даже в специализированном магазине выбор запасных частей к моторам крайне ограничен
Большим спросом пользуются у нас гребные лодки «Пелла», «Кефаль», «Таличанка», складная — секционная «Романтика», практически все модели резиновых лодок. Если в 1978 г. мы продали 700 таких лодок, то в 1979 г. — около 1000.
Из подвесных моторов устойчивым спросом пользуются у нас «Нептуны-23», «Вихрь-М», «-30», «-30Э», «Ветерок-8» и «-12», однако общее число проданных в 1979 г', моторов (1100 шт.) меньше, чем в 1978 г., на 350 шт.
ВОПРОС: Какие из товаров, снятых с производства, продолжают пользоваться спросом?
ОТВЕТ: Уже неудобно повторять: мотор «Прибой»! Мало того, что мотор хорош сам по себе (к сожалению, многие из любителей поняли это слишком поздно), много новых моделей лодок наша промышленность выпускает именно под 5-сипь-ный мотор, а мотора такой мощности нет. Очень жаль, что поспешили с решением прекратить его производство из-за малого спроса в первое время, когда «Прибой» еще был малоизвестен, когда лодок для него не выпускалось, одним словом, когда конъюнктура рынка сложилась не в его пользу. Сейчас мы могли бы продавать по 500 шт. в год.
Большой популярностью у нас пользовались «гаражи» — шкафы-рундуки «Север» производства Выборгского судостроительного завода. Выпуск их также прекратили зря.
Не хватило терпения у судостроителей с завода «Пелла»: не стали они устранять недостатки перспективной «Афалины», отказались от ее выпуска, а у нас ее по-прежнему спрашивают. Мы уверены, что «Афалина» имела бы устойчивый сбыт.
ВОПРОС: Какие товары пользовались бы в ближайшие годы повышенным спросом? Что, по вашему мнению, следует выпускать промышленности? Чего не хватает?
ОТВЕТ: Это очень актуальные вопросы. Вы не думайте, что работники торговли не задают эти вопросы и не пытаются сами требовать от заводов ходовые модели. Вот, например, в конце января мы, выражая желание тысяч любителей отдыха на воде, обратилась в ЦКБ «Нептун» с просьбой посодействовать — через соответствующие министерства — в налаживании выпуска целого ряда нужных покупателям товаров.
Мотолодка «Москва-2» впервые появилась в магазине в 1978 г. и тут же все 6 штук были проданы. Да, у этой модели имеются некоторые недостатки, однако же факт: в книге предварительных заказов у нас записалось уже более 200 желающих! Только за 1979 г. мы так и не удовлетворили ни одного заказчика. Два из трех заводов, говорят, вообще прекратили выпуск этой модели, а третий имеет мизерную годовую программу — 100 шт. на всю страну. Вот и попробуйте внедрять новые формы торговли: заказы приняли, а лодок не получили...
Уверены в устойчивом сбыте «Крыма-3» с рубкой, и тоже ни одной лодки еще не получили. К чему тогда было обещать!
Каютная «Ладога-2», по нашему мнению, нужна и перспективна, выделенных нам ленинградской базой 50 шт. будет явно недостаточно, нам бы еще штук 100, но — не дают! То же самое можно сказать и о «Казанке-5М», и об «Амурах», особенно с каютой и колонкой, которые до нас еще не дошли.
Хорошо расходятся гребные пластмассовые «Пеллы»: за прошлый год мы продали 58 шт., на этот — просим в пять раз больше. Шпоновых «Кефалей» заказали 112 шт. — вдвое больше, как и «Таличанок» (115 и 206 соответственно). Голод на гребные лодки полностью мы удовлетворить не можем. То же относится и к складной мини-моторке «Романтика»: и на нее мы удваиваем заказ.
Все большим спросом пользуется 2-сильный «Салют» («Спутник»), а поставлять его стали все меньше и в конце концов перестали вообще — последние два года практически мы эту модель не получали. Так создан еще один дефицит!
Давно ждут ленинградцы байдарок «Таймень», да и «Салютов» не хватает. Велика потребность в трейлерах, а их нет вовсе. Хронически не хватает тентов для всех типов лодок. Исчезли бортовые и клотиковые огни, винты с регулируемым шагом для моторов «Вихрь», уключины, металлический трос для ДУ, буксирные лини и монолыжи для воднолыжников.
Реализация запчастей к моторам возрастает у нас ежегодно на 20р/о, ко все разно удовлетворить покупателей мы не можем. Это хронически больной вопрос. Наиболее полные поставки мы получаем от Пермского моторостроительного имени Свердлова и Ульяновского моторного заводов.
С сожалением огорчаем покупателей, сообщая, например, что не смогут они в этом году купить плату зажигания в сборе ни к «Вихрю», ни к «Нептуну-23», ни к «Привету-22», или бензиновые шланги, которые из-за очень низкого качества резины быстро выходят из строя.
ВОПРОС: Вы, конечно, знакомились с цветной вкладкой, где были напечатаны типы судов, предлагаемых ЦКБ «Нептун» к выпуску в ближайшие годы. Какие из этих судов будут нужны покупателю завтра?
ОТВЕТ: По моему мнению, у нас в Ленинграде все большим спросом будут пользоваться каютные мотолодки с максимумом удобств, катера с откидной колонкой, швертботы и яхты. Из предложенных типов судов я бы назвала № 1, 6 (только с рубкой), 3, 5, 10, 12, 16, 17.
ВОПРОС: Какой товар не пользуется спросом! Какие претензии у покупателей к качеству?
ОТВЕТ: Не пользуются спросом моторы «Вихрь» и «Привет-22», их даже приходится уценять. То же относится и к гаражам для хранения моторов по цене 60 руб.
Значительно упал спрос на «Сарепту» в связи с массовым возвратом из-за некачественной заводской сварки днища. Хотя в дальнейшем этот недостаток заводом был устранен, но с первыми «Сарептами» очень намучились и покупатели и продавцы. Мы вынуждены были отправлять те бракованные лодки, которые нам вернули, собственными силами: упаковывать, грузить, а ведь у нас нет ни плотников, ни материалов...
Вдвое уменьшилась реализация мотолодок «Днепр» и «Прогресс», сказывается, очевидно, и появление других моделей, и насыщение рынка.
Очень много претензий и внешнему виду товара. Покупатель хочет получать суда с более яркой, привлекательной окраской, более тщательно изготовленные и отделанные. Надо улучшать и упаковку, чтобы она сохраняла товарный вид лодок, а то поступают они помятыми, царапанными.
ВОПРОС: Расскажите, как осуществляется связь с производством, как изучается покупательский спрос?
ОТВЕТ: Со многими предприятиями у нас установлены непосредственные контакты. Прочные, деловые отношения сложились, например, с Казанским авиационным заводом имени С. П. Горбунова, с Петрозаводским и Сосновским судостроительными заводами, с заводом «Пепла», с изготовителями «Ладоги-2», «Мапютки-2» и «Онеги». Они очень быстро реагируют на замечания покупателей, вскрывающие те или иные недоработки, не заставляют себя долго ждать, когда требуется их присутствие. Такая оперативная связь положительно сказывается и на сбыте их продукции. Например, авиазаводу им. С. П. Горбунова мы дополнительно на этот год заказали 50 шт. «Казазанок-5М».
С такими поставщиками приятно работать!
Желая активнее влиять на производство, добиваться выпуска именно тех изделий, которые действительно нужны покупателю, повышать культуру торговли, наш магазин совместно с ленинградской базой «Роскультторга» заключил с ЦКБ «Нептун» договор о сотрудничестве. ЦКБ примет участие в тематическом оформлении нашего специализированного магазина, будет способствовать поставкам судов от предприятий, примет участие в организации летней выставки — продажи прогулочных судов в магазине. ЦКБ готово помочь магазину в организации экспозиции новых образцов с целью изучения возможного спроса на них и пробной продажи. Мы со своей стороны обязались ежеквартально направлять в ЦКБ «Нептун» как в головную организацию текущую информацию о ходе продажи судов, о поступлении заявок на новые образцы, о пожеланиях покупателей по усовершенствованию судов.
Надеемся, что все это поможет лучше удовлетворять возросшие потребности советского покупателя.
Что ищет покупатель «сухопутного» города?
Минск водой не избалован. Хотя в окрестностях и появились довольно крупные водоемы, но добраться до них можно только по суше да, кроме того, там — «безмоторная» зона. До ближайших рек, на которых разрешено пользоваться моторами, около 100 км, до «судоходных» озер — вдвое больше. Такое положение города оказывает вполне определенное влияние на запросы любителей отдыха на воде. Случай вроде бы и частный, но не стоит забывать, что таких «сухопутных» городов, как Минск, в стране немало!
Я попытался выявить, хотя бы приближенно, какие же лодки и товары для отдыха на воде ищет в магазине минский покупатель, какие требования к ним предъявляет?
По вполне понятным причинам ему нравится техника, которую без большого труда можно перебросить к воде при помощи легкового автомобиля, автобуса или попутного грузовика. Наибольшей популярностью пользуются надувные лодки. Вкусы покупателя дифференцированы: он предпочитает ярославские лодки уфимским, двухместные — одноместным. Особенно много поклонников у модели «Нырок-2». Не одобряются «приложения», которые, не принося особых удобств, удорожают «надувнушки» (если есть возможность, стараются не брать, например, лодки с палатками!). Все это, однако, теория: практически же раскупают все, что есть.
Следующей группой на шкале покупательских интересов я бы поставил лодки-картоп — гребные, моторно-гребные, разборные, складные. Покупатели этих судов (и состоявшиеся и потенциальные) связаны одним общим увлечением: это автолюбители. Первый критерий при оценке лодки — возможность транспортировки, а уже потом — эксплуатационные качества на воде.
В системе лодка — автомобиль теоретически возможны три варианта размещения лодки: в багажнике, на крыше, на трейлере.
Практически складных лодок, которые можно было бы разместить в багажнике, нет, да и вряд ли такой путь можно признать перспективным. Чтобы «вписать» пакет с лодкой в багажник «Жигулей», придется чрезмерно уменьшать размеры и, следовательно, увеличивать количество частей, из которых собирается лодка, т. е. усложнять ее конструкцию и увеличивать затраты времени на сборку — разборку.
Из двух оставшихся вариантов на весах покупательских пристрастий ощутимо перевешивает трейлер, однако в продаже их нет. Вот формула идеального, по нашему мнению, трейлера: легкий, простой, доступный по цене, удобный. Удобным будет трейлер, который: занимает мало места в гараже (складывается, легко и быстро разбирается или ставится «на попа», как «Скиф»); имеет унифицированную с конкретным автомобилем, для которого предназначен, ходовую часть и подвеску (диски с покрышками, ступицы, рессоры или пружины); может трансформироваться в грузовой прицеп, на котором, например, можно привезти пару мешков картошки или холодильник из магазина.
На этом трейлере наш гипотетический «минский» автолюбитель-водник хочет возить 2-местную моторно-гребную лодку из легкого сплава или стеклопластика с массой корпуса не выше 80 кг и грузоподъемностью не менее 250 кг. Лодка должна быть пригодной и для рыбалки, и для небольших (до недели) путешествий, должна удовлетворительно идти под мотором и особенно на веслах; желательно, чтобы она была приспособлена и для установки паруса, а парус можно было бы приобрести за отдельную плату.
Вариант «лодка на крыше» на сегодня является единственно реальным. Картоп-лодка «Онега» по неизвестной причине до сих лор не попала в поле зрения работников торговли Белоруссии, так что об отношении к ней ничего сказать не могу. У нас выбор ограничивается четырьмя складными и разборными лодками; «Мечтой», «Романтикой», «Малюткой», одноместной охотничьей.
Устойчив спрос на складные лодки «Мечта». Привлекают прежде всего небольшие размеры пакета и сравнительно небольшое время на сборку — разборку, а также возможность хода под мотором. «Романтика» появляется в продаже редко и почти мгновенно исчезает. По наблюдению работников торговли, эту секционную лодку приобретает, как правило, хорошо подготовленный покупатель. Общим недостатком этих таких разных моделей является малая грузоподъемность.
К «Малютке» отношение довольно прохладное: она представляется мало надежной, двухместная же ми-ни-моторка «Малютка-2» опять-таки до Белоруссии еще не дошла. Охотничья одноместная лодка совершенно не пользуется спросом.
Чтобы закончить о лодках, отвечу на «нептуновскую» анкету: думаю, что в условиях «сухопутных» городов наибольшим спросом пользовались бы модели: 15 — алюминиевый джонбот под «Ветерок», 18 — двухместная секционная «Мапютка-2» под «Салют» и 8 — картоп-лодка «Онега».
Самой острой, пожалуй, остается проблема подвесного мотора до 5 л. с. Исчез не только неразумно снятый с производства «Прибой», но и последняя надежда минских «водномоторников — «Спутник»/«Салют».
В сложившемся положении, когда минский любитель отдыха на воде не может удовлетворить самые скромные свои запросы, с полным правом можно винить наши торговые организации. Ведь в продаже нет многих товаров, выпуск которых давно освоен промышленностью, но в ряде случаев он сдерживается заниженными заявками торговли. Главная беда в том, что работники торговли не проявляют особой заинтересованности ни в увеличении объема продажи, ни в расширении ассортимента. Специализированных секций и магазинов в Минске нет, рекламы — нет, никакого изучения спроса не ведется.