В практике управления морскими маломерными судами проход через зону прибоя справедливо считается одним из самых трудных маневров.
На берегах открытого океана прибойная волна даже в тихую погоду представляет внушительное зрелище, достигая высоты 5—6 м. В шторм высота и сила прибойной волны еще более возрастают, однако именно в плохую погоду чаще всего и возникает надобность в срочном выходе в море катеров береговых спасательных станций: для этих судов кратчайший путь к терпящим бедствие всегда лежит через полосу прибоя! Ясно, что регулярно вступать в опасное единоборство со стихией, полагаясь лишь на счастливый случай, было нельзя. Потребовались специально спроектированные спасательные катера, использование которых сводило бы риск до минимума.
Десять лет назад в Австралийской спасательной службе начали работать первые «прибойные» катера с водометными движителями «Гамильтон». Через пять лет три таких катера фирмы «Гамильтон Джетс Аустралиа лимитед» появились и у новозеландских спасателей. Как отмечено в рекламном проспекте фирмы «Гамильтон», за первый же сезон работы первый новозеландский катер нового типа спас около 200 человек.
Только водометная установка могла обеспечить, с одной стороны, неуязвимость движителя при неизбежных касаниях грунта у береговой черты, а с другой — высокие маневренные качества и приемистость. Водометный катер успевал развить нужную скорость хода за считанные секунды начиная с момента касания днищем воды: движитель нормально работал на любых глубинах «начиная с четырех дюймов».
По опыту эксплуатации первых катеров была отработана усовершенствованная модель прибойного водометного катера-спасателя. Головное судно новой серии «Леди Кемпбелл» сохранило основные черты своих предшественников.
Это 6-метровый непотопляемый и самоспрямляющийся (встающий на киль даже из перевернутого положения) высокобортный катер с приподнятой носовой палубой и развитым козырьком (объем плавучести), закрывающим от удара волны и брызг трех спасателей, находящихся в открытом самоот-ливном кокпите. Применены киле-ватые обводы днища типа глубокое V, но в то же время носовая надводная часть имеет значительный объем. Дно кокпита поднято выше ватерлинии.
Корпус выклеен из стеклопластика и имеет трехслойную конструкцию. По очевидным причинам корпус в целом и отдельные его элементы, подверженные ударным нагрузкам, выполнены гораздо прочнее, чем на прогулочно-туристских судах подобных размерений. Днищевой набор из высокопрочного легкого сплава конструктивно увязан со встроенным топливным баком емкостью 100 л, с фундаментом двигателя и с центральной стойкой, на которую водитель опирается спиной. Форштевень внизу и килевая часть днища защищены наформованным слоем смолы с карборундом. Как показал опыт, такая накладка хорошо защищает днище от абразивного истирания песком.
Стационарный 6-цилиндровый двигатель марки «Форд Фалькон 250» (155 л. с., рабочий объем — 4100 см3, вес — 210 кг) установлен в центре кокпита под водонепроницаемым кожухом. Полная водозащищенность двигателя обеспечивается системой принудительной подачи воздуха от воздухоприемника-«шнорхеля», расположенного у козырька-ветроотбойника, по каналу под настилом кокпита.
Пульт управления катером-спасателем расположен в ДП у носовой переборки. Здесь размещены штурвал «повышенной прочности», тахометр и спидометр, кнопки пуска и остановки двигателя и осушительной помпы, рычаг газа н реверса, предупредительная сигнализация режима работы двигателя, микрофон и динамик УКВ-радиостанции, с помощью которой поддерживается связь с береговой службой наблюдения. Вся аппаратура находится в водонепроницаемом носовом отсеке — за переборкой.
Высокую надежность движительно-рулевого комплекса обеспечивает трехступенчатый водомет «Гамнльтон» новой «гоночной» 773-й серии (вес — 59 кг). Добавление еще одной ступени (раньше такие катера снабжались двухступенчатыми водометами) повышает границы возможной нагрузки движителя без угрозы возникновения кавитации. Усовершенствованная система реверса сообщает катеру идеальную маневренность. Снаружи водомет защищен мощным трубчатым ограждением.
В кокпите предусмотрены места для трех членов экипажа. Водитель и второй номер работают стоя. Во-первых, это удобнее для поиска, а во-вторых, — легче амортизировать удары. Для третьего номера оборудовано сиденье в корме. Таким образом в поиске работают два наблюдателя, что очень важно для эффективного выполнения задач патрулирования. В носовой части кокпита имеются мягкая обивка (полосой на уровне груди) и невысокий поручень по гребню козырька-ветроотбойннка. Водитель стоит, опираясь на стойку с мягким упором, имеющую сзади поручень для второго номера. В кокпите имеются и различные другие ручки и поручни, а также ножные крепления (наподобие воднолыжных) для второго и третьего номеров, необходимые для уверенной работы спасателей.
Опыт эксплуатации подсказал еще одно новое техническое решение — тракторный трейлер, позволяющий спускать и принимать катер наиболее удобным в каждом конкретном случае образом — безразлично носом или кормой к воде.
При срочных выходах экипаж занимает места в находящемся в постоянной готовности на трейлере носом к воде катере и включает двигатель; трактор тем временем подает трейлер в воду, н как только вода начнет поступать в водозаборник, катер-спасатель получает ход вперед.
Работа в зоне прибоя требует отличной реакции и хладнокровия. Не случайно из 21 спасателя подразделения водометных катеров Оклендского спасательного общества только шестеро способны квалифицированно управлять прибойными катерами.
В среднем за год подразделение водометных катеров спасает около 40 жизней.