Семь лет назад в статье «Конструкция лодочных прицепов» (сборник №45) я прочитал: «Сочетание автомобиля и лодки представляет исключительно широкие возможности для туризма, рыбной лов-пи и охоты. Не нужно, пожалуй, доказывать, что лучше всего иметь хорошую вместительную лодку, буксируемую за машиной на специальном прицепе — трейлере».
Дальше следовали убедительные доводы всех преимуществ лодки на трейлере, рассказывалось, насколько это замечательно и удобно для автотуриста, любителя водных путешествий. Чуть ниже отмечалось: «К сожалению, промышленный выпуск специальных трейлеров для перевозки лодок в достаточном объеме у нас еще не налажен». Я это расценил так: если выпуск трейлеров в достаточном объеме не налажен, значит, нет возможности сразу свободно приобрести его в магазине.
Решил не терять надежды (если они все-таки где-то и кем-то выпускаются) — побегать, поискать и обязательно приобрести трейлер. Бегал, искал — год, второй, третий, так и не нашел. В дальнейшем я перестал искать трейлер и стал выяснять: кто же и где же их выпускает. В мае 1979 г. на оптовой ярмарке на ВДМХ от сотрудников ЦКБ «Нептун» я узнал, что трейлеры у нас никто и нигде не выпускает.
Теперь я пытаюсь построить трейлер самостоятельно, но уже столкнулся с рядом почти непреодолимых трудностей.
Во-первых, для этого нужно быть мастером на все руки или, как еще говорят, иметь золотые руки. Согласитесь, что это редко кому дано. Во-вторых, придется «доставать» материал (разные трубы, металлический уголок и пр.); необходимы также условия — токарный станок и сварочный аппарат, чтобы обрабатывать этот материал. А впереди еще трудные переговоры с ГАИ: чтобы зарегистрировать трейлер и получить на него номер, нужно все материалы подтвердить квитанциями об их приобретении в торговой сети (а где их взять, если магазины этим материалом вообще не торгуют!). Много еще и других вопросов: что-то не отвечает какому-то ГОСТу, о котором умелец отродясь не слышал, что-то не соответствует требованиям к дорожно-транспортным средствам и т. д. и т. п.
Трейлеры к лодкам выпускают все страны, где имеется производство и продажа лодок и катеров, выпускают их во Франции, в Швеции, в Финляндии, в ФРГ; в прошлом году на выставке в Москве демонстрировала свои трейлеры и Польша.
Видимо, сейчас нет смысла останавливаться на вопросе: почему наша промышленность выпускает лодки и не выпускает трейлеры к ним. Причин для этого много. Но одна из них, по-видимому, состоит в том, что на страницах сборника «Катера и яхты» ни разу не был поднят вопрос о том, что советские граждане, советский покупатель уже давно ждет и давно должен Получить для туризма и отдыха на воде не только хорошие современные лодки, но и трейлеры к ним. Те самые трейлеры, о необходимости которых так красноречиво и убедительно писали в сборнике №45.
Последнее время в газетах появляются заметки о том, что крупные машиностроительные и другие заводы не прочь выпускать из отходов основного производства товары для населения. Так, например. Мытищинский машиностроительный завод уже давно наладил выпуск прицепов для легковых автомашин, пользующихся большим спросом у населения. Почему бы не наладить таким же образом выпуск лодочных трейлеров! Пусть это будут вначале первые опытные партии, по которым можно будет судить о потребительском спросе, целесообразности перехода к массовому производству, много есть и других путей, чтобы наладить производство трейлеров в стране. Главное, их надо искать, находить и использовать.