В сентябре минувшего 1979 г. в г. Николаеве был проведен первый всесоюзный симпозиум «Исследования, проектирование и постройка современных парусных судов». От аналогичных мероприятий, проводимых в предшествующие годы, этот симпозиум отличался, в первую очередь, действительно всесоюзным размахом. 85 участников симпозиума представляли 43 организации (научно-исследовательские и учебные институты, проектные бюро, судостроительные заводы и верфи спортсудостроения из 11 городов страны).
Значительная часть докладов и сообщений была посвящена опыту проектирования, постройки и натурных испытаний парусных яхт.
Б. С. Немиров и Л. В. 3абурдаев (НКИ) рассказали о результатах проектирования новой яхты 1 группы lOR. А. С. Стружили н (ЛКИ) рассмотрел вопросы выбора массы фальшкиля и целесообразности применения на яхтах подъемных и поворотных плавников. Методике инженерного расчета прочности швертов и рулей парусных яхт был посвящен доклад д. т. н. Ю. С. Крючкова (НКИ).
Многолетний опыт постройки и эксплуатации армоцементных яхт позволил Киевскому клубу яхтенных капитанов разработать проект Правил постройки яхт из этого материала; с проектом участников симпозиума ознакомили к. т. н. Д. Л. Бирюкович и Д. И. Сквирский.
Представители Харьковского авиационного института к. т. н. Л. С. Савсльев, С. В. Блистратов и другие сообщили о комплексе оборудования, предназлаченного для прочностных и ходовых испытаний гоночных яхт олимпийских классов, и о некоторых результатах его практического применения.
Моделированию ветровых нагрузок на рангоут и такелаж парусных судов с косым вооружением посвящена работа Ю. П. Синько.
Основиая научная направленность симпозиума была определена докладами, . посвященными оценке перспектив развития коммерческих судов с экологически чистыми двигателями и движителями.
В докладе В. В. Костюка, В. Т. Адамчука и Ю. М. Царенко «О некоторых перспективах снижения загрязнения бассейна реки Днепр» отражена деятельность ПКБ Главречфлота УССР по выполнению соответствующих постановлений о мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей.
Симпозиум начался пленарным заседанием на тему «Парусные суда для народного хозяйства и охрана окружающей среды».
В. Н. Щерединым, A. Г. Танцюрой и к. т. н. B. П. Шостаком выполнены эскизная проработка проекта и технике-экономическое обоснование грузового парусного судна (навалочника) для океанских рейсов. Предложен вариант переоборудования под 7-мачтовый парусник строящегося серийно рудовоза водоизмещением 50 тыс. тонн.
Не меньший интерес участников симпозиума вызвали доклады, посвященные предэскизной проработке и технико-экономическому обоснованию проекта 90-тонного моторно-парусного туристского судна-трнмарана для линий «река—море» (Киев — Херсон — Одесса). Эта работа выполнена Проблемной лабораторией исследования судов с экологически чистыми двигателями при НКИ (авторы д. т. н. Ю. С. Крючков, Б. В. Знаменский, С. Г. Марченко). Большая площадь палубы позволила предусмотреть размещение 40 пассажиров в комфортабельных каютах и оборудовать просторный салон. Благодаря снижению затрат на топливо в процессе выполнения рейса двухнедельное путешествие на таком паруснике будет стоить 130—140 руб.
Серия докладов участников симпозиума была посвящена механике транспортных средств с ветродвигателями.
Теория ветродвигателя и анализ его эффективности на водных и наземных экипажах были представлены в докладах д. т. н. Ю. С. Крючкова. Теоретический анализ ветродвигателя крыльчатого тина проведен Б. В. Григорьевым и Г. П. Лысенко. Показано, что судно с ветродвигателем может быть несколько быстроходнее парусного на курсе фордевинд, по проигрывает ему па всех остальных курсах к ветру, на которых обычно эксплуатируются парусники. Однако ветродвигатель обладает одним существенным преимуществом перед парусом: способен обеспечить движение судна прямо против ветра.
В этом можно было убедиться при демонстрации самоходной схематической модели ветрохода, изготовленной А. Г. Двойниковым, которая уверенно двигалась навстречу 4-балльному ветру на волнении высотой 0,2 м.
Л. А. Чичкань разработал (впервые для парусного судна) математическую модель автоматического управления по курсу.
В числе рекомендаций, принятых симпозиумом, было обращение к Минвузу СССР предусмотреть в плане научно-исследовательских работ кораблестроительных и родственных им институтов на следующую пятилетку проблему «Парус» — исследования в области перспективных коммерческих парусных судов.
Признано целесообразным организовать при Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС исследовательское и проектное бюро по разработке проектов малых парусных судов.