В 1970 г. действующие в ФРГ Правила Германского Ллойда также были дополнены требованиями к малым прогулочным судам. Предприятия, строящие такие суда в соответствии с этими правилами, получают право ставить на своей продукции соответствующий знак. Для этого администрация предприятия (верфи — по терминологии правил) должна сначала получить одобрение подготовленного проекта, затем — при освоении серийного выпуска судов — обеспечить их соответствие проекту, а также выполнение определенных требований к производству, гарантирующих стабильное высокое качество выполняемых работ. Проверка выполнения верфью этих технических требований проводится Комитетом по качеству регулярно — один или два раза в год.
Несколько слов о порядке рассмотрения проектов. До начала постройки головного образца владелец верфи представляет в Комитет по качеству чертежи и основные характеристики судна по мореходности, остойчивости, скорости, маневренности и устойчивости на курсе. Рассмотрев документацию, Комитет дает предварительную оценку проекту и разрешает или не разрешает постройку головного образца; окончательная оценка проекта производится только после натурных испытаний головного образца.
Испытания эти включают, в частности, проверку скорости хода при полном водоизмещении и с нагрузкой, равной половине паспортной грузоподъемности. Фиксируются число оборотов двигателя, температура охлаждающей воды, давление масла, давление на выхлопе и температура выходящих газов. На основании этих данных делается вывод о соответствии гребного винта; при необходимости проводится корректировка — изменение характеристик винта, испытания повторяются.
Во всех случаях замеряются время и путь пробега по инерции при выключении двигателя на полном ходу, диаметр циркуляции при повороте по очереди на оба борта.
Для проверки остойчивости судов длиной более 10 м проводится кренование. У судов Меньших ; размеров проверяются начальная остойчивость и угол заката кривой статической остойчивости (величина этого угла должна быть занесена в паспорт судна).
По уровню мореходных качеств различают суда, предназначенные для плавания по внутренним водоемам; для коротких рейсов во внутренних водах или вдоль морского побережья (рейсы «выходного дня»); для непродолжительных морских рейсов; для океанского плавания.
Мореходные испытания судов двух последних классов проводятся в Любекской, Кильской или Фленсбургской бухтах при силе ветра до 6 баллов.
Особое внимание уделяется обеспечению обзора рулевому. Длина непросматриваемой с поста рулевого «мертвой зоны» под штевнем судна не должна быть больше получающейся по формуле:
S = zL
где L — длина судна, г — коэффициент, определяемый по диаграмме.
Комитетом по качеству сформулированы определенные требования к конструкции и технологии постройки корпуса, разработанные особенно детально в части требований к судам из стеклопластика. Одним из важнейших (и сравнительно новых) условий использования стеклопластика является необходимость изготовления собственно корпуса (скорлупы до палубы) одной деталью — без стыков на обшивке. Считается, что соединение двух стеклопластиковых конструкций трудно сделать надежным; в месте соединения вода проникает внутрь между слоями стеклопластика, снижает его механические характеристики и в конце концов может привести к расслоению материала.
Не допускается применение иллюминаторов из обычного силикатного стекла; должно использоваться либо специальное небьющееся, либо органическое стекло (только для иллюминаторов в надстройке или рубке). Оговорены предельные размеры иллюминатора в зависимости от толщины стекла и места расположения. Длина иллюминатора в надстройке не должна превышать 2,5 значений его ширины (см. табл. 1), в корпусе — 1,5 ширины. Плоские стекла должны раскрепляться жесткими рамками. Применение резиновых профилей допускается только для крепления выгнутых наружу стекол.
Кокпиты на малых судах для морского плавания, включая суда для коротких рейсов вдоль побережья, должны быть водонепроницаемыми и самоотливными. Минимальный диаметр отливной трубы 40 мм; эта труба по возможности не должна иметь изгибов, обязательно наличие запорного клапана. Выше уровня ватерлинии рекомендуется ставить резиновый шланг, ниже — металлическую трубу. Дно самоотливного кокпита должно располагаться выше ватерлинии минимум на 300 мм. Длина кокпита может достигать 30% длины судна.
Минимальная высота релингов (носовых и кормовых) установлена равной 650 мм, однако на страницах журнала «Die Jacht» высказывалось мнение, что для самых малых судов эту величину следует уменьшить до 450 мм.
Требования Комитета, предъявляемые к якорному устройству, соответствуют Правилам Германского Ллойда (табл. 2). На парусных яхтах водоизмещением до 4 т и моторных судах до 5 т разрешается применять вместо якорной цепи синтетический трос, но и в этом случае к якорю трос крепится через смычку цепи длиной 5 м калибром не менее 8 мм. Синтетический (перлоновый) трос при водоизмещении судна до 3 т должен иметь диаметр 14 мм, от 3 до 5 т — 16 мм. Для подъема якоря весом более 20 кг должна быть установлена якорная лебедка; такой якорь по-походному размещается в клюзе.
Установлены стандартные размеры коек для оборудования помещений: длина 1,9 м; ширина 0,6 м; толщина матраца не менее 100 мм. Минимально допустимые размеры раковин-умывальников 300X340 мм; на отливной трубе должен устанавливаться самозапорный клапан.
Шкафчики и рундуки должны и в нижней части, и сверху иметь вентиляционные отверстия (это общее требование, не зависящее от материала, из которого построено судно: плесень и грибки встречаются и на металлических, и на пластмассовых судах). Все деревянные детали должны быть обработаны консервирующими составами, настилы и зашивки перед установкой прокрашены с обратной стороны.
В заключение приведем требования к мощности механической установки. Для расчета мощности вспомогательного двигателя парусной яхты установлена следующая зависимость: 2 л. с. на 1 тонну водоизмещения плюс 25% запаса на штормовые условия. Для моторно-парусных судов удельная мощность увеличена вдвое: до 4 л. с. на тонну; считается необходимым обеспечение скорости не ниже 9—10 узлов. Из соображений безопасности предпочтительна установка дизелей (особенно для судов океанского плавания).