100 километров под мостами Варшавы
Под таким названием проходила 6 мая 1973 г. гонка спортивных мотолодок по Висле, приуроченная к открытию водно-моторного сезона. На 10-километровую кольцевую трассу в этот день вышли 26 лодок классов SA, SB, SC, SE (до 850 см3) и NU (до 1650 см3). Лучшее время на дистанции в классе SA (2 : 07.50) показал К. Кобулинскнй, в SB (2:15.15) — В. Мунзор, в SC (1 : 35.20) — В. Кошнорек, в SE (1 : 54.43) — 16-летний А. Аламиек, в NU (1 : 50.18) — В. Доманский.
Победители и участники соревнований отметили, что гонка была трудной. Сказывались и непривычность дистанции, и сильная волна. Борьбу на трассе осложняли также проплывающие суда.
Для этой гонки был учрежден специальный приз министра машиностроения. Предназначался он клубу, спортсмены которого добьются лучших результатов, стартуя с польским мотором «ДЕ-25». Обладателем приза стала водно-моторная секция клуба «Сталь».
В 1974 году эти соревнования будут включены в большую программу празднований, посвященную юбилею газеты «Трибуна люду».
Организаторы празднований поддержали предложение Польского водно-моторного союза сделать гонки «100 километров под мостами Варшавы» международными.
Лодка-миска
Это непотопляемое и неопрокидываемое пластмассовое судно имеет вместо длины и ширины только одно размерение — диаметр (1,5 м). Весит оно 20 кг. Автор «лодки-миски» конструктор М. Ломбард считает, что ее главное достоинство — легкость, с которой она передвигается как по суше, так и по воде.
На рыбалку без трейлера
Тузик «Минифакс», который вы видите на фото из журнала «Штандер» (ФРГ), весит всего 25 кг, его корпус изготовлен из стеклопластика. Несмотря на малые размеры (длина 2,35 м, ширина 1,20 м) лодочка снабжается парусом, может она ходить и под мотором.
Для плавания под парусом (его площадь составляет 3,5 м2) фирма «Куист-стаффтехиик Кродель» оборудует «Минифакс» швертовым колодцем и рулевым устройством. 150 кубических дециметров пенопласта, за-формованные под носовым и кормовым сиденьями, ни при каких обстоятельствах не дают ей утонуть, поэтому фирма гарантирует безопасное пользование «Минифаксом» даже при посадке трех человек. Стоит лодка всего 435 марок — не намного дороже велосипеда.
Водные коньки
Тьяк — водные коньки — завоевывают все большую популярность в США. Два легких корпуса из пластмассы обеспечивают непотопляемость, а довольно простое механическое устройство (см. рисунок) приводит коньки в движение — для этого достаточно переступать с ноги на ногу. Новинку оценят не только любители «пеших» водных прогулок. Водные коньки — находка для рыболова.
Кит в упряжке
Известный в свое время американский китобой Вильямс придумал снасть для упряжки... кита! Она напоминала ошейник, от которого идут буксирные концы на корабль, где и крепятся по носу. Нижняя часть ошейника была устроена так, что если бы кит вздумал нырнуть, он немедленно получал укол снизу, достаточно сильный, чтобы заставить его держаться на поверхности. Управлять китом предполагалось при помощи упомянутых буксирных концов, как вожжами.
В Порт-Джеферсоне было построено специальное судно, на котором Вильямс собирался прибыть из Нью-Йорка в Ливерпуль, учитывая скорость, развиваемую китом, всего за трое суток. Но, по невыясненным причинам, новая эра китоходства в морской практике так и не наступила...
Сорокатысячный «Миррор Динги»
В 37 номере сборника читателям был представлен популярный английский швертбот «Миррор Динги». Весной прошлого года П. Робертс — директор газетной корпорации, субсидировавшей проект и постройку первого швертбота десять лет назад, вручил известному английскому яхтсмену и путешественнику Чэй Блитту сорокатысячный «Миррор Динги». На снимке, воспроизводимом нами из журнала «Yachts and Yachting», запечатлен торжественный момент вручения точной масштабной копии швертбота — сам швертбот в «Кафе Ройял» не поместился.
«Золотая лань» — второе рождение
В этот день время словно отодвинулось на четыреста лет назад. На улицах Девона — небольшого городка близ Плимута звучала старинная музыка, среди толпы оживленных горожан возникли группы людей в яркой средневековой одежде.
К вечеру все устремились к верфи, где на стапеле в ярком свете юпитеров гордо высился резной деревянный корпус судна. Это была «Золотая лань» — легендарный корабль Фрэнсиса Дрейка, «королевского пирата», произведенного Елизаветой I в рыцари адмирала.
Фрэнсис Дрейк — гроза морских караванных путей, огнем и мечом прошелся по испанским колониям в Южной Америке и водрузил английский флаг на месте нынешнего Сан-Франциско, назвав его «Новым Альбионом», — факт, имевший большие исторические последствия. Преследуемый испанским флотом, он вынужден был повторить путь Магеллана и после трехлетнего плавания в 1580 г. вернулся в Англию, совершив кругосветное путешествие.
И вот, в июле 1973 г. возрожденная «Золотая лань» сходит со стапеля верфи. Этому событию предшествовала большая и кропотливая работа. Три года назад для подготовки к юбилею экспедиции Фрэнсиса Дрейка был создан англо-американский консорциум, основной задачей которого была реконструкция флагманского корабля знаменитого корсара. Постройку поручили небольшой фирме в Девоне, уже имевшей некоторый опыт в реконструкции парусников эпохи средневековья. С самого начала главный строитель Христиан Норхарт столкнулся с большими трудностями. В эпоху Тюдоров корабли строились исключительно исходя из принципа пропорций, и историки парусного флота не имеют никаких проектов этого периода. Было исследовано множество архивных документов той эпохи от регистров Адмиралтейства до монастырских записей в Перу и после трехлетних изысканий создан окончательный проект — переходный тип от каракки к галиону. Большое влияние на окончательный вариант оказал рисунок парусника, сделанный в 1586 г. неким Мэтью Беккером.
Что же представляет собой возрожденная «Золотая лань»? Водоизмещение — около 100 т, длина 30,5 м, площадь парусов — 386 м2. Корпус выполнен из дуба; на киль, по традиции той эпохи, пошел вяз. Большого труда стоило найти 18-метровую шотландскую сосну для грот-мачты и 15-метровую — для фок-мачты. Льняные паруса «Золотой лани» сотканы на старинных станках. Однако самой сложной проблемой оказалась балластировка корабля, имеющего при осадке 2,74 м высоту надстройки от ВЛ 7,62 м, тем более, что в качестве балласта надо было использовать только гранитные глыбы и гравий.
На орудийной палубе разместилось некогда грозное вооружение — 15 пушек «Колумбрина». Капитанская каюта обставлена мебелью XVI в., сюда же из национального музея Фрэнсиса Дрейка в Плимуте вернулся его фамильный серебряный сервиз.
При своем втором рождении судно получило и несколько даров нашей эпохи — на нем установлены вспомогательный двигатель, радиостанция, радар.
Скоро «Золотая лань» отправится в плавание по пути Фрэнсиса Дрейка к берегам Сан-Франциско. Предполагается, что в 1977 г. судно-музей вернется в Плимут на празднование 400-летия экспедиции Дрейка вокруг земного шара.