Еще совсем недавно море близ Феодосии было довольно пустынно — изредка от городского причала отваливал прогулочный теплоход, скрывался за первым мысом и снова только мерно набегающие волны — ни лодки, ни паруса. Поэтому все были немало удивлены, узнав, что за бывшей Карантинной гаванью, возник целый кооператив «лодочников».
Двадцать минут ходьбы от центра города в сторону порта и, миновав руины старинных крепостных бастионов, вы оказываетесь на обрывистом морском берегу. Внизу на сравнительно узкой полосе, образовавшейся в результате вековой борьбы моря с сушей, выстроился длинный ряд гаражей. Стремясь полностью использовать все 400 метров пригодного для строительства берега, гаражи ставят вплотную друг к другу, так что каждому новому члену кооператива нужно возвести только одну боковую стену.
Зимний норд-ост разбивает о мыс мощные валы, берущие разбег за десятки километров, поэтому строят здесь основательно, добротно. Стены складывают из ракушечника, шлакоблоков или Кирпича; крышу настилают из железобетонных блоков перекрытий. Стандартные размеры секции — 3,5X7,0 м, так что в ней свободно размещается даже шестиметровая морская шлюпка. Со стороны моря ставятся ворота; лодку спускают на воду на тележке по рельсам или стальным угольникам.
Познакомимся с хозяевами этого небольшого лодочного городка. Мы пришли сюда в воскресный день и почти у каждого из 130 гаражей можно было застать их владельцев. Одни трудолюбиво укрепляли стены своих эллингов (здесь каждый делает все самостоятельно), другие готовились выйти в море на рыбалку. Большинство пайщиков кооператива — страстные рыбаки и только ради этого увлечения идут на значительные затраты, связанные с приобретением лодки, мотора и постройкой гаража. Просто так, на прогулку, в море выходят редко; еще реже кто-либо отправляется в дальний поход вдоль крымских берегов.
Флот кооператива составляют самые разнообразные суда, но предпочтение отдается лодкам из стеклопластика — материала, не боящегося соленой морской воды, и мореходным судовым шлюпкам, оборудованным стационарными или подвесными моторами. Самодельных лодок не видно — сказываются трудности в приобретении необходимых материалов.
Не видно и признаков спортивной жизни. Правда, встретили мы здесь группу молодых рабочих, мечтающих создать спортивную парусную секцию и построить большую крейсерскую яхту для дальних плаваний. А пока некоторые члены кооператива «Прибой», такие, как В. Григорьев, А. Лейзерович и другие, ходят на «финнах» и, кроме того, успешно выступают на водно-моторных соревнованиях на приз «Катеров и яхт», защищая спортивную честь и престиж фирмы, поставляющей в торговую сеть пластмассовые мотолодки «Дракон» и «Темп».
Руководит кооперативом выборное правление во главе с энергичным председателем И. М. Панченко. Правление добилось у городских властей выделения участка под застройку, утвердило генеральный план строительства и типовой проект гаража. В ближайшие планы входит строительство общественных помещений, благоустройство территории. Средства на эти работы выделяются из фонда кооператива, складывающегося из паевых 20-рублевых взносов его членов.
В начальной стадии создания кооператива не обошлось, правда, без серьезных ошибок. Так, например, приобретение строительных материалов было предоставлено самостоятельной инициативе пайщиков. И хотя, как показала проверка, нарушений законности при этом допущено не было, разобщенные действия членов кооператива вызвали определенные нарекания со стороны городской общественности и некоторых организаций. Думается, если бы материальное снабжение и руководство строительством велись правлением централизованно, трудности в этих вопросах преодолевались бы легче, с меньшими затратами средств и личного труда каждого члена кооператива.
Правлению любого зарождающегося кооператива мы бы настойчиво рекомендовали с самого начала устанавливать самые тесные связи с советскими и общественными организациями. Участие в работе общественных организаций по охране природы и повсеместная пропаганда среди населения активного отдыха на воде — насущная задача любого объединения судоводителей-любителей.