За прошедшие с момента рождения три года кооператив прочно встал на ноги. «Курс» практически полностью взял в аренду помещение цеха, в котором размешается все производство. Приобрел необходимое оборудование, станки, инструмент. По своему усмотрению перепланировали рабочие места, организовали новые. Сейчас в кооперативе работает 15 человек. Заманчиво было пустить появившуюся прибыль на увеличение зарплаты, но рассудили здраво, что только средства, вложенные в развитие, смогут обеспечить твердое будущее. Поэтому зарплата кооператоров лишь на 200—300 руб. превышает среднюю по заводу, причем нередко приходится задерживаться и после рабочего дня, работать в выходные.
Прежних связей с заводом не порвали, многие заказы выполняют по договору с ним. Благодаря этому у завода можно приобретать необходимые материалы, которые сегодня и на свободном рынке не всегда достанешь.
Основную ставку решили делать не на крупные серии, так как сегодня ни по мощности, ни по доступному количеству материалов «Курс» к этому не готов, а на качество продукции и во многом — на уникальность проектов.
Взятое направление помогло выйти на внешний рынок. Минишвертбот «Пионер» (см. «КиЯ» №141), отличающийся оригинальностью конструкции и высоким качеством изготовления, первым привлек внимание финских коммерсантов. На судостроительной выставке «Навиго-90» в Турку «Пионер» понравился, похожего класса лодочек в Финляндии нет (ближайший по размерам — известный «Оптимист»). Швертботик испытали под веслами, мотором и парусом, попросили сделать небольшие переделки, исключить, как ни странно, разные варианты окраски, чтобы вся партия была одинаково белой или серо-голубой, обеспечить максимальную комплектацию. Объясняется это стремлением со временем создать парк одинаковых лодочек, своеобразный монотип, на котором можно было бы проводить клубные встречи. Соревновательный дух у финнов высок. На выставке в Турку, где дебютировавший «Пионер» представлял сам конструктор минишвертбота Б. Ершов, была закуплена вся предложенная партия в 40 шт. Поступили предложения и на большие партии.
Цены, по сравнению с нашими, велики. Продукция для воды считается дорогим и престижным товаром, отсюда и требования к качеству, которое у «Пионера» достаточно высоко. Финские посреднические фирмы предложили швертбот своему покупателю за 8700 марок, причем эта цена колеблется в зависимости от сезона. Ленинградские же судостроители выручили за каждую лодку значительно меньшую сумму. Таков жесткий закон коммерции; новичку, продукция которого, хоть и хороша, но еще не известна широкому покупателю, пробиться на западный рынок чрезвычайно трудно, долгое время ему приходится довольствоваться малым.
— Вообще-то, начинать собственное дело лучше всего в союзе с какой-нибудь известной фирмой, ведь до 40% от стоимости покупатель порой платит только за авторитет фирмы, — пояснил Борис Ершов.
Попробовал свои силы «Курс» и в постройке лодок по целиком финскому проекту. Был заключен договор с известной не только в Финляндии, но и во всем мире, катеростроительной фирмой «Флиппер» о производстве партии катеров модели «Сан-Фиш». По условиям контракта они предназначались для продажи только на внешний рынок, поэтому ленинградцы провели около месяца на фирме, изучая технологию постройки.
Выбранный проект открывал собой типовой ряд из восьми катеров и отличался от роскошных каютных моделей относительной скромностью и простотой.
Глубоко-килеватый корпус-моногедрон длиной 5,33 м и шириной 2,02 имеет полностью открытый кокпит, пульт управления по правому борту и предназначается для коротких выходов на рыбалку и непродолжительных прогулок под ПМ мощностью до 90 л. с.
Знакомство с производством на фирме «Флиппер» диктовалось еще тем, что заказчику надо было представлять фактически полностью готовый корпус: выклеенный, собранный и насыщенный необходимым оборудованием (кроме легкосъемных диванов и ПМ). Поэтому вопрос качества выходил на первое место. Надо признаться, компаньоны не спешили раскрывать своих секретов, не предоставили подробной документации, снабдили лишь частью материалов — стекложгутом, гелькоутом1, уже порядком изношенными матрицами и комплектом дельных вещей и оборудования для насыщения корпусов. Ради справедливости надо сказать, что сами финны стараются максимально уходить от формализации производства лишней документацией; высокая квалификация рабочих позволяет принимать необходимые решения без согласовывания с конструкторами. Для замены узла или его изменения порой достаточно простого телефонного звонка на фирму-поставщик.
Высокое качество изготовления во многом объясняется глубоким разделением труда, каждый занят строго своей операцией, ни на что больше не отвлекается, все необходимое имеет под рукой.
Поражает и продуманность всевозможных приспособлений, обилие специальных инструментов. Например, вместо кропотливого взвешивания частей эпоксидного связующего для его точного приготовления достаточно нескольких качков специального дозатора. Поэтому работа идет быстро и с высоким качеством. А в остальном тот же контактный способ при выклейке, прикатка валиками, напыление декоративного слоя в вакууме и т. д.
С первыми корпусами пришлось ленинградцам повозиться, до многого доходили сами, но готовая продукция практически не отличалась от привезенного финнами образца. Подтвердили это и эксперты фирмы, вызванные в Ленинград для приемки продукции. С особой тщательностью проверялся вес корпуса, он ни в коем случае не мог быть меньше необходимых 400 кг, за этим строго следят соответствующие финские службы надзора за безопасностью плавания малых судов.
Готовый корпус фирма продает у себя дома за 47 тыс. финских марок (без стоимости ПМ), своему советскому компаньону она платит несравненно меньше, а вот сколько — это коммерческая тайна.
Когда мы побывали на заводе, судостроители заканчивали сборку последнего, десятого, из заказанной партии катера. После этого будет решаться вопрос о продолжении контракта.
Читатель может задать вопрос, а какая польза от всего этого рядовому советскому потребителю? Проходя по заводскому двору к коммерческому цеху, мы невольно обращали внимание на обычную серийную продукцию завода и вспоминали, что все познается в сравнении... Сейчас нам необходим прорыв в иное качество, энергичным и высокопрофессиональным ребятам из ленинградского «Курса» это по плечу («мировой уровень — это трудно, но теперь знаем, достижимо» — это их слова).
Свое будущее «Курс» связывает с собственными проектами. Например, в планах конструкторов строительство водометных катеров под двигатель «ГАЗ-24». Сам корпус будет заимствован от катера «Сигма», а вот надстройка будет иной, более изящной и легкой; проектная скорость при водоизмещении 800 кг — 45 км/ч.
Сделана модельная проработка мотолодки длиной 4,5 м с надувными бортами и жестким днищем под установку одного ПМ мощностью до 40 л. с.
Готовы матрицы двухместного каноэ, состоящего практически из одной секции; второй полной секции, как у «Таймыра», не будет. Отсюда и меньший вес при более полных обводах судна.
В перспективных планах и проект комфортабельного каютного катера длиной 8—9 м. Это будет катер-люкс, с насыщением фирменным оборудованием, с 200-сильным дизелем «Вольво».
Так что взятый курс на производство небольших серий судов, но с высоким качеством исполнения, которое сравнимо с зарубежными аналогами, сохранится у «Курса» и в будущем.
Примечания
1. Окрашенное связующее для декоративного слоя.